Способ продления срока службы колеса и шестерен второй ступени редуктора судового турбозубчатого агрегата

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

389988

Союз- Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт, свидетельства №

Заявлено 2 0ЛЧ.1971 (№ 1655718/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 11 VII.1973. Бюллетень ¹ 30

Дата опубликования описания 2.1.1974

М, Кл. В 63h 2 3/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

УДК 629.12".621.831(088.8) Автор изобретения

В, Л. Тихонин

Заявитель

СПОСОБ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ

КОЛЕСА И ШЕСТЕРЕН ВТОРОЙ СТУПЕНИ РЕДУКТОРА

СУДОВОГО ТУРБОЗУБЧАТОГО АГРЕГАТА

Предложенное изобретение относится к эксплуатации водных транспортных средств, преимуществен!но морских судов с четырехлопастным гребным винтом.

Способ продления срока службы колеса и 5 шестерен второй ступени редуктора может быть применен к судовому турбозубчатому агрегату, работающему на гребной винт, валопровод которого состоит из участков, связанных гидропрессовым бесфланцевым соедине- 10 нием.

Особен!ность предлагаемого способа состоит в том, что в процессе эксплуатации через определенные промежутки времени бесфланцевое соединение разбирают, гребной винт раз- 15 ворачивают против часовой стрелки относительно колеса второй ступени и затем вновь собирают бесфланцевое соединение, при этом оптимальный промежуток времен!и от одного разворота гребного винта до другого равен 20

4 — 5 тысячам часов.

Подобный способ позволяет обеспечить равномерный износ всех зубьев колеса.

На фиг. 1 изображена вторая ступень ре- 25 дуктора; на фиг. 2 — график усилий, воспринимаемых зубьями колеса; на фиг. 3 — бесфл!анцевое соединение.

Колесо 1 второй ступени редуктора сцепле- но с шестернями 2 и 3, которые кинематиче- 30 ски связаны с турбинами соответственно высокого и низкого давлений.

В процессе эксплуатации судового двигателя за один оборот вала в момент вертпка Ibного положения лопастей гребного винта (положения на фиг. 1 соответственно la, 2a, За, 4а; l б, 2б, Зб, 4б; lв, 2в, Зв, 4в; lг, 2г, Зг, 4г;

lд 2д Зд 4д; le, 2е, Зе, 4е и lж, 2ж, Зж, 4ж) восемь групп зубьев колеса 1 второй ступени, входящих в зацепление с шестернями высокого и низкого давлений, испытывают пульсирующие осевые нагрузки от 75.до 135% прп асимметричном цикле (см. фиг. 2) и имеют больший износ и значительное ппттпнгование профиля.

Остальныс зубья, не подверженные осевым пульсирующим перегрузкам, испытывают обычные нагрузки в пределах от 75 до 105%.

На фиг. 1 точками с индексами каждой лопасти гребного винта (lа, 2б, Зв и т. д.) обозначены зубья, подвергающиеся осевым н крутильным колебаниям четырехлопастного грсоного винта В Вертикальном поло кении лопастей в момент зацепления шестерен высокого и низкого давлений с колесом второй ступешп

С целью равномерного износа зубьев колеса и шестерен второй ступени на судах с чстырехлопастным винтом последний во время cæc годного докования разворачивают против часовой стрелки относительно колеса второй ст 380988 пени, при этом угол разворота равен 24 в первом положении, 30 — во втором, 36 — в третьем, 56 — в четвертом, 62 — в пятом и

68 — в шестом поло>кении.

На других судах угол разворота определяют в зависимости от угла установки между шестернями турбин колеса второй ступени, а также от количества турбин, работающих на гребной винт.

В каждом из положений гребного винта после разворота редуктор эксплуатируется в течение 4 — 5 тысяч часов (один год). Разворот гребного винта относительно колеса второй ступени производят за счет разборки и сборки без фланцево го гидр о прессового соединения валопровода (фиг. 3).

Пульсирующим осевым и крутильным колебаниям после каждого разворота четырехлопастного гребного винта подвергаются новые зубья колеса второй ступени, отмеченные точками на фиг. 1.

Таким образом, повторным осевым и крутильным нагрузкам зубья подвергаются через каждые 28 — 35 тысяч часов эксплуатации.

Питтинг, образованный на зубьях, выведей:ных из зоны колебаний постепенно закатывается.

5 Предмет изобретения

1. Способ продления срока службы колеса и шестерен второй ступени редуктора судового турбозубчатого агрегата, работающего на

10 гребной винт, валопровод которого состоит из участков, связанных гидропрессовым бесфлан,цевым соединением, отлича ощайая тем, что, с целью обеспечения равномерного износа всех зубьев колеса, в процессе экспл уатации через

15 определенные промежутки времени разбирают бесфланцевое соединение, разворачиваю г гребной винт против часовой стрелки относительно колеса второй ступени и затем вновь собирают бесфланцевое соединение.

20 2. Способ .по:и, 1, отлича ощийся тем, что период промежутков времени от одного разворота винта до другого выбирают порядка 4—

5 тысяч часов, а углы разворота .выбирают порядка 24 — в первом положении, 30 — во

25 втором, 36 — в третьем, 56 — в четвертом, 62 — в пятом и 68 — в шестом поло>кении.

Составитель В. Левицкий

Редактор В. Зивтынь Текред Л. Грачева Корректор Н. Аук

Заказ 3461/4 11зд. № 1850 Тираж 496 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий. Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Способ продления срока службы колеса и шестерен второй ступени редуктора судового турбозубчатого агрегата Способ продления срока службы колеса и шестерен второй ступени редуктора судового турбозубчатого агрегата Способ продления срока службы колеса и шестерен второй ступени редуктора судового турбозубчатого агрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания движительных, винторулевых и подруливающих комплексов

Изобретение относится к судостроению н предназначено для тихоходных судов с малой осадкой
Наверх