Двухскоростная волновая коробка скоростей

 

(!!) 502155

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик г ! ! 1;

1 (51) М. Кл з F 16Н 1I00 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.06.74 (21) 2037325I25-28 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 05.02.76. Бюллетень Ме 5

Дата опубликования описания 22.04.76

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.833(088.8) ло делам изобретений н открытий (72) Автор изобретения

А. П. Минеичев (71) Заявитель (54) ДВУХСКОРОСТНАЯ ВОЛНОВАЯ КОРОБКА СКОРОСТЕЙ

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в малогабаритных многоскоростных передачах силовых приводов в кораблестроении, машиностроении и авиационной промышленности.

Известна волновая коробка скоростей, содержащая корпус, установленные внутри него механизм изменения передаточного отношения и двухступенчатую волновую зубчатую передачу с жесткими и гибкими колесами и с генератором, общим для обеих ступеней.

Известная коробка скоростей сложна в изготовлении и эксплуатации, имеет значительные инерционные массы вращающихся частей из-за применения электромагнитов и зубчатых муфт, не обеспечивает получения широкого диапазона выходных скоростей ведомого вала, так как дает возможность получить или только равенство входной и выходной скоростей или только редуцированную выходную скорость„обусловленную одновременно используемыми обеими ступенями волновой передачи. Отключение одной из ступеней передачи в данной коробке скоростей невозможно.

Цель изобретения — создание двухскоростной коробки скоростей уменьшенных габаритов с более широким диапазоном передаточных отношений.

Это достигается тем, что коробка скоростей снабжена плоской тар ельч атой пружиной, установленной между генератором и гибким колесом одной из ступеней и поджимающей последнее к жесткому колесу этой ступени, установленному в корпусе с возможностью осевого перемещения посредством механизма изменения передаточного отношения, который выполнен, например, гидравлическим (механическим или электромагнитным).

На чертеже схематически изображена двухскоростная волновая коробка скоростей, продольный разрез.

Двухскоростная коробка скоростей содержит собственно двухступенчатую волновую зубчатую передачу 1, механизм 2 изменения передо15 вых отношений и ведомый вал 3, смонтированные в корпусе 4. Волновая зубчатая передача

1 включает два плоских гибких колеса 5 и 6, жестко связанных между собой с помощью втулки 7, и генератор 8, неподвижно закреп20 ленный на ведущем валу 9. Гибкие колеса 5 и

6 установлены свободно на ведущем валу 9.

Генератор 8 выполнен сдвоенным, например, роликовым, взаимодействующим посредством гибких колес 5 и 6 одновременно с одним или

25 с двумя жесткими торцовыми плоскими зубчатыми колесами 10 и 11. Гибкое колесо 5, зацепляющееся с ним жесткое колесо 10 и генератор 8 образуют первую ступень передачи, а гибкое колесо 6, жесткое колесо 11 и генера30 тор 8 составляют вторую ступень передачи.

Плоское жесткое зубчатое колесо 11 выполнено как одно целое с ведомым валом 3.

Плоское жесткое колесо 10 совмещено с рабочим элементом механизма 2 изменения передаточных отношений и установлено в корпусе 4 на ведущем валу 9 с возможностью регулируемого осевого перемещения, а его торцовая поверхность 12, свободная от зубцов, подключена к управляющей полости 13 механизма 2 изменения передаточных отношений редуктора. Для обеспечения натяжения в зацеплении первой и второй ступени и для удержания колеса 10 в крайнем левом положении при выключенной первой ступени передача снабжена плоской тарельчатой пружиной 14, например, эллиптической формы, размещенной между генератором 8 и гибким колесом 5 на ведущем валу 9 и одновременно служащей в момент включения второй ступени подкладным колесом для включения генератора 8.

Работает коробка скоростей следующим образом.

При выключенной первой ступени передачи, когда жесткое колесо 10 находится в крайнем левом положении, а гибкое колесо 5 не контактирует с роликами генератора 8, движение ведущего вала 9 посредством генератора 8, гибкого колеса 6 и находящегося с ним в зацеплении жесткого колеса 11 передается ведомому валу 3 со всеми изменениями, вносимыми волновой зубчатой передачей. 3а счет этого получают скорость ведомого вала, не равную скорости ведущего вала.

При включении первой ступени передачи, когда жесткое колесо 10 посредством механизма 2 переводят в крайнее правое положение, перемещая его вдоль оси вала 9, тарельчатая

4 пружина 14 колеса 10 деформируется, обеспечивая возможность создания контакта гибкого колеса 5 с генератором 8.

При таком положении передачи вращение ведущего вала 9 передается генератору 8 и контактирующим с ним гибким колесам 5 и б.

Втулка 7, приводимая в движение первой ступенью, воздействует на ведомый вал 3 через гибкое колесо 6, которое в свою очередь сообщает валу 3 движение второй ступени передачи, что обеспечивает создание заданной суммарной выходной скорости, обусловленной обеими ступенями передачи.

Предмет изобретения

Двухскоростная волновая коробка скоростей, содержащая корпус, установленные внутри него механизм изменения передаточ20 ных отношений и двухступенчатую волновую зубчатую передачу с жесткими и гибкими колесами и с генератором, общим для обеих ступеней, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов и расширения диапазо25 на передаточных отношений, она снабжена плоской тарельчатой пружиной, установленной между генератором и гибким колесом одной из ступеней и поджимающей последнее к жесткому колесу этой ступени, установленному в

30 корпусе с возможностью осевого перемещения посредством механизма изменения передаточных отношений.

2. Коробка скоростей по п. 1, отличающ а я с я тем, что механизм изменения переда35 точных отношений выполнен, например, гидравлическими (механическим и электромагнитным).

Двухскоростная волновая коробка скоростей Двухскоростная волновая коробка скоростей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх