Кривошипно-шатунный механизм с прямолинейной траекторией движения точки шатуна

 

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ и АВТОРСИОИУ СВИДБТИПЬСТВУ (61} Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено07.10.71 (21) 1702816/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05 11.76.Бюллетень _#_o41 (45) Дата опубликования описании 29.12.76

Союз Советских

Социапнстимесних

Ресвублин

1 (51) М„Кл.е

Р 16 Н 21/04//

//С 21 С 21/00

Государственный намнтет

Сюаета Мнннстрса СССР па делам нвсеретеннй н еткрытйй (53) УДК 62 1.23 1. 31 1 (088. 8) (72) Автор изобретения

В. А. Никаноров (73) Заявитель (54) КРИВОШИПНО-ШАТУННЬЕЙ МЕХАНИЗМ С ПРЯМОЛИНЕЙНОЙ

TPAEKTGPHEA ДВИЖЕНИЯ ТОЧКИ ШАТУНА

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при создании компактных зондов, используемых для заведения каких-либо приборов в гнездо плитного настила ядерного реактора. 5

Известен кривошипно-шатунный механизм с прямолинейной траекторией движения точ» ки шатуна, содержаший направляющую, перемешаемые по ней ползун, кривошип, закреппенный по направляюшей посредством шар- 10 нира, и шатун, шарнирно связанный с попэуном и кривошипом(1).

Этот механизм является наиболее близким из известных к предложенному по кон- у структивному выпопнению и решаемой задаче.

Однако при складывании звеньев в напрая ленни движения ползуна на нем возникают значительные усилия, а при положении шатуна и кривошипа перпендикулярно направпе- gg нию движения полэуна происходит совмешение осей врашения шатуна и кривошипа, в резулььтате чего положение шатуна становится неопределенным.

Цепью изобретения является уменьшение

2 усилия на попзуне при совмешении шатуна и кривошипа.

Укаэанная цель достигается тем, что механизм снабжен подпружиненным в направпении движения попзуна упором, установпенным на направляющей, а шатун снабжен выступом, взаимодействуюшнм с упором. Кроме того, для фиксации шатуна и кривошипа в положении, перпендикулярном направлению движения попзуна, на направляюшей по обе стороны от шарнира, крепяшего кривошиц на направпяюшей, установлены два жестких регулируемых упора, взаимодействуюших с шатуном в заданном положении.

На фиг. 1,2 и Э изображен механизм соответственно в промежуточном,сложенном и рабочем положениях.

Механизм содержит направпяюшую 1, на которой установлен попзун 2, связанный с внешним топкатепем Э. На попзуне 2 с помо шью шарнира 4 укреплен шатун 5, снабженный выступом 6. На направляюшей 1 с помошью шарнира 7 закреплен кривошип 8.Шатун 5 и кривошип 8 связаны между собой шарниром 9 так,что расстояние между ос .

5346 ми шарниров 4 и 9 равно расстоянию между осями шарниров 7 и 9. При этом длина свободного конца шатуна 5 равна расстоянию между осями указанных шарниров. На направляющей 1 укреплен корпус 10 с пружиной

11 и упором 12. По обе стороны от шарни5 ра 7 по направляющей 1 с помощью кронштей на 13 установлены жесткие регулируемые упоры 14 и 15.

Усилие пружины 11 подбирается так, чтобы в положении механизма, изображен- Е ном на фиг. 2, вес шатуна и кривошипа почти полностью уравновешивался.

Механизм работает следующим образом, Перед началом работы механизм находится вположении,,изображенном,на фиг. 2. @

K толкателю 3 прикладывается сила, стремящаяся переместить ползун 2 влево.

Вследствие неполного уравновешивания веса шатуна 5 и кривошипа 8 силой пружины

11, а также наличия зазоров в шарнирах Я шарнир 9 немного опускается, а шатун5 и кривошип 8 развертываются на небольшой угол вниз от линии, соединяющей оси шарниров 4 и 7. Благодаря этому толкающая сила, приложенная к ползуну 2, создает Щ момент вокруг оси шарниров, направленный по часовой стрелке. Кривошип и шатун начинают опускаться, а шарнир 4 перемешается в направлении шарнира 7. При этом движении свободный конец шатуна 5 пере- Эр мешается вниз строго по вертикали, проходящей через ось шарнира 7. В тот момент, когда ось шарнира 4 совмещается с осью шарнира 7, шатун 5 так же, как и кривошип 8, занимает вертикальное положение, ЕЕ

При этом шатун 5 упирается в упоры 14 и 15. При сохранении толкающего усилия на ползуне 2 шатун 5 жестко фиксируется в вертикальном положении. Если в этом положении к ползуну 2 приложить тянущее у усилие, то ползун начинает перемешаться вправо, а шатун 5 и кривошип 8 поднимаются, приближаясь к линии, соединяющей оси шарниров 4 и 7. При этом свободный конец шатуна перемещается вверх по вертикали, проходящей через ось шарнира 7. По мере складывания механизма усилие на пол06 зуне 2 постепенно увеличивается. При под; ходе ползуна к крайнему правому положению

;выступ 6 шатуна 5 наезжает на упор 12 и при дальнейшем движении ползуна 2 пружина

11, которая предварительно поджата до некоторого усилия, сжимается. Так как выступ 6 на шатуне 5 несколько смещен относительно шарнира 4, тянущее усилие на ползуне создает относительно точки контакеа выступа 6 с упором 12 момент силы, направленный IIo часовой стрелке. Это облегчает складывание механизма, которое происходит до того, когда оси шарниров 4, 7 и 9 разместятся на одной прямой. Вэтот момент упор 12 упирается в корпус 10 и при сохранении тянущего усилия на ползуне 2 механизм остается в сложенном положении.

Формула изобретения

1. Кривошипно-шатунный механизм с прямолинейной траекторией движения точки ша-туна, содержащий направляющую, перемещаемые rro ней ползун, кривошип, закрепленный на направляющей посредством шарнира, и шатун, шарнирно связанный с ползунки и кривошипом, отличающийся тем, что, с целью уменьшения усилия на ползуне при совмещении шатуна и кривошипа, механизм снабжен подпружиненным в направлении движения ползуна упором, установленным на направляющей, а шатун снабжен выступом, взаимодействующим с упором.

2.Механизмпоп. 1, отличаюш и и с я тем, что, с целью фиксации шатуна и кривошипа в положении, перпендикулярном направлению движения ползуна, на направляющей по обе стороны от шарнира

У крепящего кривошип на направляющей, установлены два жестких регулируемых упора, взаимодействующих с шатуном в заданном положении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Справочник машиностроителя т. 1, 1956 r., N„c: p. 461. рис. 21д (прототип).

534606

Ф 7 фиг. 2

Составитель Н. Кузнецова

Редактор H. Вирко Техред А. Демьянова Корректор Т. Чаброва

Заказ 5533/260 Тираж 1134 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4i5

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Кривошипно-шатунный механизм с прямолинейной траекторией движения точки шатуна Кривошипно-шатунный механизм с прямолинейной траекторией движения точки шатуна Кривошипно-шатунный механизм с прямолинейной траекторией движения точки шатуна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях для преобразования высокой частоты вращения вала в медленное движение тяги или вторичного вала

Изобретение относится к четырехшарнирным механизмам (шарнирным четырехзвенникам), которые применяются в полиграфических, текстильных, швейных, обувных, сельскохозяйственных машинах, в станках, прессах, подъемно-транспортных и других устройствах, и может быть использовано в составе механического оборудования, предназначенного для передачи изменяющихся по величине нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах рабочих органов механизмов для преобразования вращательного движения во вращательное и возвратно-поступательное движения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для осуществления прямолинейного движения, и может быть использовано в движителях /в шагающих колесах с возможностью трансформации в колесо качения, в качестве гребных колес, в приводах вращения гидроагрегатов/, в приборостроении, возможно, в станкостроении и вполне пригодно в устройстве аттракционов, например, карусель со сложным движением сидения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам прессов, способных создавать большие осевые усилия для воздействия на объекты, размеры и формы которых должны быть изменены

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к кривошипно-коромысловым механизмам, которые могут быть использованы в сельскохозяйственных, строительных, деревообрабатывающих машинах, в прессах, компрессорах, насосах и других устройствах
Наверх