Механизм включения фрикционных муфт

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.08.76 (21) 2397457/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.02.78. Бюллетень № 6 (45) Дата опубликования описания 20.02.78 (51) М. Кл. F 16D 25/062

Государственный комите1

Совета Министров CCCF по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.9 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. В. Ефанов и И. И. Лифшиц (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ВКЛ1ОЧЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ МУФТ

Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, к механизмам включения планетарных коробок передач транспортных машин.

Известен механизм включения фрикционных муфт для связи соосных звеньев планетарных коробок передач между собой и с корпусом коробки передач, состоящий из вращающихся гидравлических цилиндров или неподвижно закрепленных в корпусе гидравлических цилиндров, поршни которых установлены на нажимных элементах (втулках) фрикционпых муфт через подшипник (11.

Недостатком этого механизма является: сложность конструкции, поскольку для включения каждой фрикционной муфты требуется, по крайней мере, один гидравлический цилиндр и один поршень; недостаточная плавность переключения или необходимость применения специальной системы управления, обеспечивающей перекрытие включения фрикционных муфт во времени при переключении передач; необходимость в уплотнении подвода рабочей жидкости между корпусом коробки передач и гидроцилипдрами.

Целью изооретения является повышение плавности переключения и упрощение конструкции.

Это достигается конструктивным объединением поршней и цилиндров механизма включения функционных муфт с одновременным обеспечением функциональной связи между их перемещениями.

В предлагаемом механизме один из поршней выполнен в виде фланца со ступицей и торцовым кольцевым выступом, а другой в виде кольцевого диска, установленного на ступице первого, при этом полость, образованная торцовыми поверхностями поршней и связанная с источником подачи жидкости, имеет больший объем, чем полость, образованная периферийной частью торца фланца и торцо15 вой поверхностью корпуса гидроцилиндра и также связанная с источником подачи жидкости.

На фиг. 1 представлен вариант предложенного механизма включения двух фрикционных

20 муфт, обеспечивающих связь одного вращающегося звена планетарной коробки передач с другим вращающимся звеном пли с корпусом; на фиг. 2 представлен вариант механизма включения двух фрикционных муфт, обеспечи25 вающих связь одного вращающегося звена с одним из двух других вращающихся звеньев.

Поршень 1, имеющий три рабочие наружные цилиндрические поверхности 2, 3 и 4, выполнен в виде фланца со ступицей и торцовым

30 кольцевым выступом. Поршень 5, имеющий

593026

/2, а

/7

e/! z/

Ф//г.2

Составитель И. Антипова

Техред Л. Гладкова

Корректоры: В. Дод и Е. Мохова

Редактор Л. Батанова

Подписное

Тираж 1154

Изд. № 243

Заказ 38/12

Типография, пр, Сапунова, 2 две рабочие цилиндрические поверхности— наружную 6 и внутреннюю 7, выполнен в виде кольцевого диска. Поршни соединены с нажимными втулками.

Поршни 1 и 7 соединены с нажимными втулками 8 фрикционных муфт 9 и 10 через подшипники 11, взаимосвязаны между собой посредством рабочих цилиндрических поверхностей 4 и 7 и установлены .в корпусе гидроцилиндра 12 коробки передач, образуя полость

13 между торцовыми поверхностями А и Б поршней 1 и 5 и полость 14 между торцовыми поверхностями В поршня 1 и Г корпуса гидроцилиндра 12. Фрикционные муфты 9 и 10 с упругими элементами 15 служат для соединения основных звеньев 16, 17, 18 и 12 коробки передач.

Механизм включения фрикционпых муфт работает следующим образом.

При отсутствии давления в рабочих полостях 13 н 14 фрикциопные муфты 9 .и 10 разомкнуты, отвод нажимных втулок и поршней и зазоры между дисками фрикционных муфт обеспечиваются упругими элементами 15.

При подаче жидкости из гидросистемы в обе рабочие полости 13 и 14 включается только одна фрикционная муфта 9 поршнем 5, так как осевое усилие, действующее на поршень 5 со стороны полости 13, превосходит осевое усилие со стороны полости 14 на поршень 1 из-за разности в площадях сечения этих полостей.

При соединении полости 13 со сливом под действием усилия со стороны полости 14 поршень 1 включает фрикционную муфту 10, а фрикционная муфта 9 размыкается под действием упругих элементов 15. Таким образом, переключение фрикционных муфт 9 и 10 происходит только при подаче и снятии давления в одной рабочей полости 13 iljpH постоянной подаче давления в полости 14.

При этом одновременно с увеличением усилия нажатия одного .из поршней на диски включаемой муфты будет происходить уменьшение усилия нажатия второго поршня на диски выключаемой муфты. Процесс переключения фрикционных муфт происходит синхронно, что увеличивает плавность переключения.

Технико-экономическая эффективность изобретения обеспечивается упрощением конструкции, упрощением системы управления и увеличением плавности переключения планетарных коробок передач.

Формула изобретения

Механизм включения фрикционных муфт, содержащий неподвижный гидроцилиндр с поршнями, соединенными с нажимными втулками фрикционных муфт, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности переключения и упрощения конструкции, один из поршней выполнен в .виде фланца со ступицей

25 и торцовым кольцевым выступом, а другой— в виде кольцевого диска, установленного на ступице первого, полость, образованная торцовыми поверхностями поршней и связанная с источником подачи жидкости, имеет

3О больший объем, чем полость, образованная периферийной частью торца фланца и торцовой поверхностью корпуса гидроцилиндра, и также связанная с источником подачи жидкости.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР Ма 487255, кл. F 16Р 25/062, 1974.

Механизм включения фрикционных муфт Механизм включения фрикционных муфт 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к муфтам сцепления
Наверх