Сдвоенная фрикционная муфта коробки передач

 

Сеюэ Советсммк

Свцмапмстмчвскнк т есяубпик

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОВМтЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

»»765551 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 20.11.78 (21) 2685483/25-27 с присоединением заявки %— (5l) М. Кл,з

F l6 D 25/062

Ввудюствеаа кемятет

CCCP ее двякм изебретеей в етквмткй (23) Приоритет—

Опубликовано 23.09.80. Бюллетень ¹ 35 (53) УДК 621.825..54 (088.8) Дата опубликования описания 28.09.80 ю

А. В. Ефанов и И. И. Лифшиц (72) Абтвры изобретения

1 (71) Заявитель (54) СДВОЕННАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам переключения . фрикцнонных муфт коробок передач транспортных и сельскохозяйственных машин.

Известна сдвоенная фрикционная муфта, содержащая внутреннюю и две наружные нолумуфты с гидроприводами 111.

Недостатками известной муфты являются большие габариты и вес.

Наиболее близкой по технической сущ ности к предлагаемой является сдвоенная 10 фрикционная муфта коробки передач, содержащая смонтированные на валу фринционную муфту низшей передачи, фрикционную муфту высшей передачи и размещенныее между ними гидроприводы механизмов переключения фрикциоиных муфт 12).

Однако устройство не обладает доста точной плавностью включения.

Цель изобретения — повышение плавности включения. Ю

Поставленная цель достигается тем, что гидропривод низшей передачи выполнен в виде подвижного по оси цилиндра с поршнем, на торце которого выполнена . копуская проточка, контактирующая со смонтированным в кольцевой проточке вала упругим разрезным кольцом с конусной наружной поверхностью.

На чертеже показана -сдвоенная фрнкцнонная муфта.

Гндроцилиндр 1, установленный подвижно в осевом направлении на валу 2, контактирует с нажимным диском 3 фрикцнонной муфты 4 низшей передачи, внутренняя полумуфта 5 которой жестко связана с валом 2, а наружная полумуфта 6 жестко связана с шестерней 7, свободно установленной на валу 2. Поршень 8 гидроцилнндра 1, выполненный в виде фланца со ступицей, своей внутренней поверхностью 9 взаимодействует со скосом 10 замка, выполненного в виде разрезного пружинного кольца 11 и установленного в кольцевой проточке вала 2.

Своей торцовой поверхностью 12 пор. шень 8 взаимодействует с поршнем 13, кон тактирукнцим с нажнмным диском 14 фрик ционной муфты 15, внутренняя полумуфта 16 которой жестко связана с гидроцилиндром 17, который в свою очередь

765551

Формула изобретения

3 жестко установлен на валу 2, а наружная полумуфта 8 жестко связана с шестерней 19, свободно установленной иа валу 2.

Площадь S поршня 8 больше площади S1, поршня 13 примерно на 15 — 20"/О, а усилие сопротивления замка 11 больше уси5 лня, развиваемого в гидроцилиндре 17 примерно на 5 ), что обеспечивает четкую работу механизма на начальном этапе трогания транспортного средства, при котором работа буксования делится между двумя муфтами 4 и 15, с последующим 1в автоматическим отклонением муфты 15, а также увеличением плавности переключения передач.

Муфта работает следующим образом.

При отсутствии давления в гидроцилиндрах 1 и 17 фрикционные муфты 4 и !5 разомкнуты, отвод поршней гидроцилиндра 1 и зазоры между дисками фрикционных муфт обеспечиваются упругими элементами (на чертеже ие покаэайы) .

При подаче рабочей жидкости, давление которой при трогаинн транспортного средства постепенно возрастает, из гидросистемы в оба гидроцнлиидра 1 и 17, включаются обе муфты: муфта 4 гидроцилиндром 1 через нажимной диск 3, муфта 15 х пошнем 13 через нажимной диск 14.

Перемещение поршня 8 ограничено упо. ром конусной части его внутренней поверхности 9 в скос !О кольца 11 до тех пор, пока усилие сопротивления замка будет з© больше, чем усилие, развиваемое в гидроцилиндре 1, что соответствует начальному этапу трогания транспортного средства.

С возрастанием давления в гидросистеме при достижении определенного давления, усилие, развиваемое в гидроцилиндре, превышает усилие сопротивления кольца 11.

Поршень 8, сжимая кольцо ll и передвигаясь в сторону поршня 13, своей торцовой поверхностью 12 фланца перемещает его в исходное положение, так как площадь S поршня 8 больше площади S поршня 13, выключив таким образом фрикционную муфту 15 высшей передачи.

После этого, при дальнейшем возрастании давления в гидроцилиндре 1 до величины определяемой переливным клапа- 4. ном, остается включенной только муфта 4.

Прн соединении гидроцилиндра 1 со сливом (при переходе с низшей на высшую) под действием давления в .гидроцилиндре !7 поршень !3 включает фрикционную муфту 15 и возвращает поршень 8 в исходное положение, а фрикционная муфта 4 размыкается ппод действием ее упругих элементов. При подаче жидкости в гидроцилиндр 1 (при переходе с высшей передачи на низшую при постоянном давлении в гидросистеме, определяемой переливным клапаном) поршень 8, не задерживаясь у кольца 11, так как усилие развиваемое в гндроцилиндре значительно превышает усилие сопротивления замка, контактирует с поршнем 13 и выключает фрикционную муфту 15 за счет разности площадей этих поршней.

При этом, одновременно с увеличением усилия нажатия на диски включаемой муфты, происходит уменьшение усилия нажатия на диски выключаемой муфты. Процесс переключения фрнкционных муфт происходит синхронно, что увеличивает плавность переключения. Тем самым увеличивается долговечность фрикциониых муфт.

Сдвоенная фрикционная муфта коробки передач, содержащая смонтированные па валу фрикционную муфту низшей передачи, фрикциоиную муфту высшей передачи v размещенные между ними гидроприводы механизмов переключения фрикционных муфт, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности включения гидропрнвод низшей передачи выполнен в виде подвижного по оси цилиндра с поршнем„на торце которого выполнена конусная проточка, контактирующая со смонтированным в кольцевой проточке вала упругим разрезным кольцом с конусной наружной поверхностью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

% 570737, кл. F 16 0 13/00, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР № 2649!69 кл. F 16 D 25/062, 26.07.77.

?6555I

/6 /Х Ю Р г в я ю г,у

Редактор T. Ку грышева

Заказ 6912/14

Составнтель И. Яцунов

Техред К. Шуфрич Корректор Ю.Макаренко

Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам нзобретеннй н открытиИ

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Фнлнал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сдвоенная фрикционная муфта коробки передач Сдвоенная фрикционная муфта коробки передач Сдвоенная фрикционная муфта коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к муфтам сцепления
Наверх