Фрикционная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пп 600342

C0I03 Советских

Социалистических

Ресвублнк (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.02.76 (21) 2322979/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.78. Бюллетень ¹ 12 (45) Дата опубликования описания 30.03.78 (51) М. Кл. F 16D 25/062

Государственный комитет

Совета Министров СССР

IIo делам изооретений и открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявители

А. Н. Нарбут, В. Ф. Шапко, Е. В. Ильинский и М. H. Дзядык

Московский автомобильно-дорожный институт, Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения и Павлодарский индустриальный институт (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области автомобильного, строительно-дорожного, тракторного машиностроения и может быть использовано в других отраслях, где применяются коробки передач с переключением при помощи фрикционных муфт, в частности гидромеханическпе передачи.

Известна фрикционпая муфта, состоящая пз двух полумуфт, размещенных в одном корпусе, с гидравлическим включением и периферийными клапанами, имеющими три фиксированных положения: включена первая полумуфта, включена вторая полумуфта, обе пол,муфты выключены (нейтраль) (1).

Известное устройство не обеспечивает плавного переключения с низшей передачи на I:IIcшую. В процессе переключений возникают значительные динамические нагрузки и увеличивается работа буксования включаемого фрикциона.

Это происходит потому, что переключенпе с низшей передачи на высшую производится без перекрытия (включенное состояние обеих полумуфт), причем через нейтральное положение, в котором полости обеих полумуфт соединены со сливом. Несмотря на то, что золотники периферийных клапанов перемещаются сравнительно быстро, все же полумуфта низшей передачи выключается раньше, чем включается полумуфта высшей передачи. Это приводит к тому, что время нсйтрали (время выключенного состояния обеих полумуфт) недопустимо увеличивается, особенно с учетом того, что первая полумуфта выключается быстро, 5 а вторая включается медленно.

Цель изобретения — сцпзпгь дпII„ Iè÷ññêèå нагрузки и работу буксования прп переключении передач, повысить плавность переключения.

10 Это достигается тем, что корпус клапана выполнен с дополпитсльным каналом, соединяющим клапан с одной пз полумуфт и расположенным D ряд с основными в следую цсй последовательности: слив, первая полумуфта, 15 подвод, вторая полумуфта, а муфта снабжена дополнительным клапаном с подпружиненным двухпоясковым золотником, корпус которого выполнен с четырьмя последовательно расположенными каналами, соответствующими ка20 налам основного клапана и сообщающимися с ними.

На фиг. 1 показана фрпкционная муфта, общий вид; на фпг. 2 — то же, разрез по периферийному и дополнительному клапанам;

25 на фиг. 3 — то же, прп сдвинутом (под действием давления во второй полумуфте) золотнике дополнительного клапана.

Корпус 1 фрикцпонной муфты закреплен на валу 2 гпдромеханической передачи. К корЗО пусу с помощью шлпц присоединены ведущие

600342

3 диски 3 и 4 первой и второй полумуфт. Между ведущими дисками 3 и 4 расположены ведомые диски 5, присоединенные с помощью шлиц к своим ступицам. Первая полумуфта включается при подводе масла под давлением в полость 6 включения, вторая — при подводе масла в полость 7 включения.

Масло под давлением подводится к полостям включения полумуфт через периферийные клапаны 8 и канал 9 в корпусе 1 и валу 2.

Золотник 10 периферийного клапана передвигается рычагом 11 с шарнирной опорой 12 и пружиной 13. В рычаг упираются стержни соленоидов 14 и 15 включения первой и второй полумуфт. Каждый периферийный клапан имеет (см. фиг. 2 и 3) золотник 10 с двумя поясками 16 и 17 и корпус, в котором выполнены четыре канала 18, 19, 20 и 21 для слива жидкости, для соединения с первой полумуфтой, для подвода жидкости и для соединения со второй полумуфтой соответственно.

Дополнительный клапан задержки включения первой полумуфты имеет золотник с двумя поясками 22 и 23, установленный в отверстии корпуса клапана 8 с четырьмя каналами

24, 25, 26, 27 для слива, для соединения с первой полумуфтой, для слива и для соединения со второй полумуфтой соответственно.

В левый торец золотника упирается пружина

28. В крышке 29 дополнительного клапана предусмотрено дросселирующее отверстие 30.

K,àIIàë 25 соединен с каналом 19, канал 27— с каналом 21, канал 24 — с каналом 18.

Фрикционная муфта работает следующим образом.

Когда оба соленоида 14 и 15 (см. фиг. 1) включены, рычаг 11 под действием пружины

13 устанавливает золотник 10 периферийного клапана в положение I (см, фиг. 2), при этом л!шия подвода масла под давлением перекрыта пояском 17 золотника, полость включения первой полумуфты через каналы 19, 18, 24 и отверстие 30 соединена со сливом, а полость включения второй полумуфты через канал 21 и открытую часть отверстия под золотник также соединена со сливом.

Таким образом, обе полумуфты выключены, чем и обеспечивается нейтральное поло>кение.

Прп включснип соленоида 14 рычаг 11, поворачиваясь вокруг опоры 12, перемещает золотник 10 периферийного клапана в положение II, при этом линия подвода масла под давлением соединяется через каналы 20 и 19 с полостью включения первой полумуфты, а канал 18 линии слива отделяется от канала

19 пояском 16 золотника. Полость включения второй полумуфты по-прежнему соединена со сливом через канал 21 и открытую часть отверстия под золотник.

Таким образом, включена только первая полумуфта.

Прп включении соленоида 15 рычаг 11, поворачиваясь вокруг опоры 12, перемещает зоIon!»x 10 периферийного клапана в положение III, при этом поясок 17 золотника располагается правее канала 21, отсекая его от .!и!!и!! слива и соединяя через канал 20 с линией подвода масла под давлением. Полость включения второй полумуфты начинает заполняться маслом. В это время первая полумуфта все еще находится во включенном состоянии, так как поясок 16 золотника, рас1р положившись над каналом 19, отсекает его от каналов 20 (подвод) и 18 (слив) .

Если применение дополнительного клапана нс предусмотрено, то полость вкл!оченпя первой полумуфты опорожняется через каналы

15 19, 18, 24 и дросселирующее отверстие 30 (в этом случае поясок 16 золотника располагается несколько правее, чем показано на фпг. 2, открывая выход маслу из канала 19 в канал 18).

2р Таким образом, перекл!оченпе с низшей передачи на высшую происходит не через нейтраль, в результате чего уменьшается время нсйтралп, а значит улучшается процесс переи;!!оче ни я.

25 Прп использовании дополнительного клапана задержки включения первой полумуфты после перемещения золотника периферийного клапана в положение III (см. фпг. 2) первая полумуфта остается включенной до тех пор, пока возросшее в канале 27 давление (в конце периода заполнения полости включения второй полумуфты), преодолев усилие пружины 28, не сдвинет 30. отник 10 дополнительного клапана влево, при этом канал 25

35 соединяется с каналом 26 и полость включения первой полумуфты начинает освобождаться от масла.

Таким образом, обеспечивается переключение с низшей передачи на высшу!0 с пере40 крытпем.

Â0ç.ложен другой вариант испо III!.IIIIB, прп которо.а в клапане добавлен канал слива, пзмс!!е I0 поло кение каналов 19, 21 и золотника. Работа муфты в обоих вариантах исполнения аналогична, по нейтраль расположена рядом с пОлогкением, В котором Вкл!О !c,Ia вторая полумуфта.

Включение нейтрали из положения, в ко5О тором включена вторая от нейтралн полумуфта, нс приводит к кратковременному включению первой от нейтралп полумуфты, так как се полость включения не успевает заполниться маслом прп проходе золотника периферий55 ного клапана через положсние, соответствующее ее включению.

Благодаря уменьшению времени нейтрали и ооеспечени!о перекрытия при переключении с низшей передачи на высшую исключается

50 формирование значительных динамических нагрузок и работы буксования, что позволяет увеличить надежность и долговечность как фрпкцпонной муфты, так и всей трансмиссии, а также улучшить плавность движения при

55 переключении передач.

600342

Формула изобретения

7 72 )з

27.т

Я 21

",1иг 7

) Я7 7 7Д

2>

Составитель А. Плавинская

1зедактор Г. Борисова

Тс. .род А. Камышникова Корректоры: И. Позняковская и Л. Орлова

Заказ 359,9 Нзд. ¹ 333 Тираж 1198

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4, 5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

1. Фрикционная муфта, содержащая размещенные в корпусе две полумуфты с гидравлическим включением, периферийный клапан с двухпоясковым золотником, имеющий расположенные последовательно три канала в корпусе для подвода и слива жидкости и для соединения с полумуфтами, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью снижения динамических нагрузок и работы буксования при переключении передач, повышения плавности переключения, корпус клапана выполнен с дополнительным каналом, соединяющим клапан с одной из полумуфт и расположенным в ряд с основными в следующей последовательности: слив, первая полумуфта, подвод, вторая полумуфта.

2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, 5 что она снабжена дополнительным клапаном с подпружиненным двухпоясковым золотником, корпус которого выполнен с четырьмя последовательно расположенными каналами, соответствующими каналам основного клапа10 на и сообщающимися с нами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Дзядык М. Н. Гидромеханпческая передача автобуса. М., «Транспорт», 1968, с. 58, 15 рис. 38.

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к муфтам сцепления
Наверх