Шкив переменного рабочего диаметра с центробежным регулятором

 

тв + . с 4%9лнм.че,сна 1О-те ;

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соввтсккх

Социалистических

Республик

)657206 (61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 01. 07. 75 (21) 2150247/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.79.Бюллетень №14 (51) М. Кл

Г 16 Н 55/52

Гвсудврстввнный комитет

СССР па делам нзвбретвний н втнрытий (53) УДК 621.851.

° 059. Э (088.8) Дата опубликования описания 19.04.79

I (72) Авторы изобретения

Ю. И. Павлушин и В. В. Илюшин (71) Заявитель (54) ШКИВ ПЕРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО ДИАМЕТРА

С UEHTPOBERHbJN РЕГУПЙТОРОМ

Изобретение относится к области передач гибкой связью и может быть использовано в клиноременных вариаторах снегоходов и легких вездеходов.

Известен шкив переменного рабочего диаметра с пентробежным регулятором для клиноременных вариаторов, содержащий неподвижный и подвижный в осевом направлении конусы и центробежные гру1 зики е выступами, установленные на осях, перпендикулярных оси шкива. При вращении шкива выступы центробежных грузиков осуществляют осевое неремешение подвижного конуса, (1).

Недостатком укаэанного шкива является малое усилие сжатия ремня в перио15 ды разгона и торможения шкива, вследствие чего возникает значительное проскальзывание конусов по ремню.

Этот недостаток связан с тем, что

20 нормальная составляющая силы инерции грузиков, обеспечивающая сжатие ремня, в перяод разгона и торможения невелика., а тангенциальная состапляккцая отсутствует ввиду расположения осей качания грузиков перпендикулярно оси вращения шкива.

Известен также шкив переменного рабочего диаметра с центробежным регулятором цля клиноременных вариаторов, содержащий неподвижный и поцвижный в осевом направлении конусы и центробежные грузики, установленные на осях, параллельных оси шкива (2).

Подвижные конусы снабжены выступами .с рнтифрикционными наклецками.

При вращении шкива перемещение в осевом направлении подвижного конуса осуществляется жестко связанными с грузиками кулачками с винтовой поверх ностью эа счет действия тан.енцяальных составляющих сил инерции грузиков.

Последний из укаэанных выше шкивов является наиболее близким к описываемому изобретению.

Недостатком этого шкива также является малое усилие сжатия ремня в периоды разгона и торможения шкива. Этот

06 4 бодно вращающегося на втулке 27 рол ка 28, жестко скреплены между собой.

Втулки 25 грузиков размещаются в пазах

31 диска 17, а нажимные ролики 28 катаются по стенкам пазов 32, обеспечивая поворот диска 17. Механизм регулятора закрыт кожухом 33, вставленным в кольцевую канавку конуса 5 и прикрепленным к торцам направляющих

6 винтами 34, Шкив работает следующим образом.

При вращении шкива в направлении, указанном стрелкой на фиг. 3, грузики

24 начинают поворачиваться на направляющих 6 под действием центробежных сил инерции. Ролики 28 грузиков 24 нажимают на стенку паза 32- диска 17 и заставляют его поворачииаться на подшипнике 18 и направлении, укаэанном стрелкой на фиг. 2. Поворот диска 17 заставляет винтовую поверхность,21 кулачкои 20 скользить по антифрикционной накладке 23 выступа 22 подвижного конуса 5 и за счет этого перемещаетпоследний к конусу 1, сжимая ремень 7 и переводя его на больший диаметр. Пружина 10 при этом сжиматеся, а при уменьшении числа оборотов шкива возвращает механизм регулятора.в исходное положение.

При вращении шкива с угловым ускорением, совпадающим по направлению с угловой скоростью, грузики 24 за счет расположения их центра тяжести снаружи от линии, соединяющей оси направляю- щих 6. и оси 29 регулируемых масс 30 испытывают добавочный момент от дейстиия тангенциальной составляющей силы инерции. Кроме того, угловое ускорение в этом случае заставляет и диск 17, эа счет его инерционности и свободы вращения на подшипнике 18, создавать дополнительное давление кулачками 20 на выотулы 22 конуса 5. Таким образом, при ускоренном вращении возникает добавочное сжатие ремня. В случае замедленного вращения шкива добавочные усилия от тангенциальной составляющей силы инерции грузиков 24 и инерпионности диска 17 меняют направление на противоположные и складываются с усилием возвратной пружины 10, обеспечивая более быстрое уменьшение сжатия ремня 7 и соответственно более быстрое проведение его Н8 меньший диаметр.

Технико-экономические преимущества шкива по сравнению с известными конструкциями заключаются в повышении

Ь. долговечности ремня и уменьшении тяговодинамических характеристик транспортных

3 6572 недостаток связан с тем, что центробежные грузики жестко скреплены с кулачt ками и последние,.не обладают noezn«v собственной тангенциальной инерционностьюЦель изобретения — увеличение сжатия 5 ремня за счет использования тангенциальных составляющих сил инерции вращающихся масс грузиков и кулачков.

Указанная цель достигается тем, что на оси шкива установлен с возможностью 10 поворота относительно нее под действием центробежных грузиков нажимной диск, перемещающий подвижный конус посредством имеющихся на диске кулачков с винтовой поверхностью. 15

На фиг. 1 Изображен шкив, разрез-плоскостью, проходящей через его ось и оси направляющих подвижного конуса; на фиг. 2 - вид Б на фиг. 1 по месту контакта кулачка диска и выступа шкива; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1, с местным вырывом для показа подшипника диска; на фиг. 4 - сечение B-B на фиге Зе

Шкив состоит из конуса 1, жестко связанного с осью 2, имеющей центрируюшее отверстие 3 и резьбовой участок

4 для крепления шкива на валу привод.ного устройства. Подвижный конус 5 с закрепленными в нем направляющими

6 может передвигаться вдоль оси 2 и сжимать ремень 7, который при неподвижном шкиве лежит на втулке 8, свобод но вращающейся на оправке 9, внутри которой находится пружина 10, упирающаяся вторым своим концом и дно гнезда 11 подвижного конуса 5.

Гнездо 12 служит для размещения в нем втулки 8 при сближении конусов

1 и 5. Направляющие 6 могут свободно перемешаться в отверстиях упорной "плиты 13, имеющей с осью 2 шлицевое соединение 14 и крепящейся к ней болтом 15 и шайбой 16. Нажимной диск

17 свободно вращается на радиально-упор-.45 ном подшипнике 18. От осевого cMemeния диск 17 предохраняется втулкой 19.

Кулаки 20 диска 17 своей винтовой поверхностью 21 взаимодействуют с выступами 22 подвижного. конуса 5 через антифрикционную накладку 23, закрепленную в выступе 22. Центробежные грузики 24,качаются на направляющих 6.

Грузик состоит из втулки 25, шек 26, распорной втулки 27, нажимного ролика

S5

28 и оси 29 с массой 30, служащей

lUut регулирования силы инерции грузиков

24, Детали грузика, за исключением сио

206

23

5 657 средств, для которых он преимущественно предназначен. формула изобретения

Шкив переменного рабочего диаметра с центробежным регулятором для клиноременных варианторов, содержащий неподвижный и подвижный в осевом направл нии конусы, последний из которых снаб- 1О жен выступами с антифрикционными накладками, и осуществляющие осевое перемещение подвижного конуса, центробежные грузики, оси качания которых расположены параллельно оси шкива, о т л и ч а юш и и с я тем, что, с целью увеличения сжатия ремня за счет использования тангенциальных составляющих сил инерции вращаюшихся масс, на оси шкива установлен с возможностью поворота относительно нее под действием центробежных грузиков нажимной диск, перемещающий подвижный конус посредством имеющихся на диске кулачков с винтовой поверхностью.

Источники информации, принце во внимание при экспертизе

1, Патент США ¹ 3.868.862, 74-230. 17, 1975.

2. Патент фРГ N 1550899, кл. 47 Н 11/06, 1971.

657206

Составитель А Пименов

Редактор Е. Зубистова Техред Э. Чужик Корректор Е. Паап

Заказ 1771/36 Тираж 1 138 Подписное

ЦНИИ!1И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, !осква, Ж-35, Раущская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент,г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Шкив переменного рабочего диаметра с центробежным регулятором Шкив переменного рабочего диаметра с центробежным регулятором Шкив переменного рабочего диаметра с центробежным регулятором Шкив переменного рабочего диаметра с центробежным регулятором 

 

Похожие патенты:

Шкив // 2224936
Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам машин с гибкой связью, и может быть применено в передачах, работающих с переменным режимом нагружения, и использован в качестве звена автоматического плоскоременного вариатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента передач автомобилей , мотоциклов, мопедов и других транспортных средств
Наверх