Тяговый привод локомотива

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

< 789303 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.10.78 (21) 2671119/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

В 61 С 9)46

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.12.80. Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 28.12.80 (53) УДК 629.4.028. . 1 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Г. Циклаури, Г. А. Нанеташвили, В.

P. П. Гудушаури и В. Н. Зу бадзе... (7! ) Заявитель (54) ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть применено в промышленных и карьерных электровозах и тепловозах, преимущественно тихоходных требующих большого передаточного отношения зубчатой передачи.

Известен тяговый привод локомотива, преимущественно тихоходного, содержащий блок тягового двигателя с элементами привода, опирающийся одной стороной на раму тележки, а другой — на ось колесной пары.

Вал основного двигателя громоздкой двухступенчатой зубчатой передачей связан с движущим колесом колесной пары. Для получения более низких скоростей движения на том же блоке установлен вспомогательный двигатель небольшой мощности с многоступенчатой передачей на движущее колесо колдары (1) .

Известен также тяговый привод тихоходного локомотива, содержащий опирающийся на ось колесной пары электродвигатель, вал которого двухступенчатой зубчатой передачей связан с колесом колесной пары (2) . Ведомая шестерня первой ступени передачи закреплена на промежуточном полом валу, вращающемся в моторно-осевых подшипниках и подшипниках на оси колесной пары. Вторая ступень зубчатой передачи планетарная и состоит из ведущей шестерни на полом валу, промежуточных шестерен-сателлитов и ведомого зубчатого колеса с внутренним зацеплением, закрепленном торцовой частью на колесе колпары. Передаточное число второй ступени такой передачи определяется отношением числа зубьев ведомого колеса к числу зубьев ведущей шестерни.

Однако значение отношения для данного типа привода не может достигать значительных величин, например, увеличить общее передаточное отношение механизма в десятки раз. При этом применение полого вала уменьшает предел по максимуму передаточного числа первой ступени передачи.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем увеличения передаточного числа тяговой зубчатой передачи и улучшение компактности устройства.

789303

Поставленная цель достигается тем, что ведомое колесо первой ступени тяговой передачи посажено соосно через подшипниковый узел на ось колесной пары, а вторая ступень передачи состоит из соосного с колесной парой неподвижного зубчатого венца, находящегося во внутреннем зацеплении с эксцентрично установленными относительно оси колесной пары зубчатым колесом-сателлитом, сочлененным с ведомым колесом первой ступени и движущим колесом колесной пары. При односкоростной передаче сателлит второй ступени может быть установлен на подшипниках эксцентрично колесной паре на цапфе ведомого зубчатого колеса первой ступени. Для получения двухскоростной передачи с большим перепадом скоростей между ведомым колесом первой ступени и эксцентриком сателлита может быть установлена переключающая муфта.

Неподвижный зубчатый венец может быть закреплен на корпусе редуктора. Сателлит второй ступени может быть сочленен с движущим колесом колесной пары при помощи компенсационной шарнирно-рычажной муфты.

На фиг. 1 изображен односкоростной тяговый привод; на фиг. 2 — тяговый привод с двухскоростной передачей.

Тяговый двигатель 1 имеет опорно-осевую подвеску и опирается на ось 2 колесной пары моторно-осевыми подшипниками 3.

На конце вала тягового двигателя насажена шестерня 4, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом 5, насаженным посредством подшипников 6 на ось 2. Вторая ступень передачи состоит из устанавливаемого на корпусе редуктора 7, зубчатого венца 8 с внутренними зубьями и, насаженного на эксцентричную ступицу, колеса 5 через подшипники 9, зубчатого колеса 10, связанного с движущим колесом 11 колесной пары при помощи компенсационной муфты 12 (например, шарнирно-рычажной) .

При работе тягового привода односкоростного исполнения вращающий момент от вала двигателя 1 через шестерню 4, зубчатое колесо 5, сопряженное с зубчатой парой 8, 10, и далее через компенсационную муфту 12 передается на колесо 11 колесной пары.

Для получения двухскоростной передачи предусмотрена установка переключающей муфты 13 между зубчатым колесом 5, осью 2 и эксцентриком 14, посаженным на ось 2 на подшипниках 15.

В качестве переключающей муфты 13 может быть использована комбинированная муфта, передвижная часть которой скользит по шлицам оси 2 и с одной стороны имеет сцепные кулачки, а с другой — машинный зуб.

При работе крайнее левое положение муфты 13 соответствует одноступенчатой высокоскоротной передаче, и тяговый момент от зубчатого колеса 5 передается непосредственно оси 2 колесной пары.

Крайнее правое положение муфты 13 образует двухступенчатую передачу. В этом случае момент с колеса 5 передается через эксцентрик 14 сателлиту 10, и через компенсационную муфту 12 — на колесо ll колесной пары.

Передаточное число второй ступени опре10 деляется по формуле

Bz

"2 =

Е,-Я где Я1 — число зубьев неподвижного зубча15 того венца 8, Z 2 — число зубьев зубчатого колеса-сателлита 10.

Диапазон возможных величин передаточного числа гораздо шире, а максимальная величина его намного выше, чем у про2а тотипа, и может достичь нескольких десятков.

Например, при реально возможных числах зубьев Z 1 = 105 и Z2 = 100 передаточное отношение второй ступени i = 20.

Формула изобретения

1. Тяговый привод локомотива, преимущественно тихоходного, содержащий электродвигатель с опорно-осевым подвешиванием, вал которого двухступенчатой зубчатой передачей связан с движущим колесом колесной пары, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения передаточного числа и повышения компактности, ведомое колесо первой ступени посажено соосно через подшипниковый узел на ось колесной пары, а вторая ступень передачи состоит из соос4 ного с колесной парой неподвижного зубчатого венца, находящегося во внутреннем зацеплении с эксцентрично установленным. относительно оси колесной пары зубчатым колесом-сателлитом, сочлененным с ведомым колесом первой ступени и движущим колесом колесной пары.

2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что, при односкоростной передаче сателлит второй ступени установлен на подшипниках эксцентрично колесной паре на цапфе ведомого зубчатого колеса первой ступени.

3. Привод по п. 1, отличающийся тем, что между ведомым колесом первой ступени и эксцентриком сателлита установлена переключающая муфта.

4. Привод по п. 1. отличающийся тем, что неподвижный зубчатый венец закреплен на корпусе редуктора.

5. Привод по п. 1, отличающийся тем, что сателлит сочленен с движущим коле789303 сом колесной пары при помощи компенсационной шарнирно-рычажной муфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Желобов А. Ф. Промышленные электровозы. M., «ВНИИЭМ», 1966, с. 35.

2. Авторское свидетельство СССР № 220295, кл. В 61 С 10/60, 1969.

789303

Составитель Б. Левин

Техред А. Бойкас Корректор О. Ковинская

Тираж 567 Подписное

Редактор В. Еремеева

Заказ 8948(14

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тяговый привод локомотива Тяговый привод локомотива Тяговый привод локомотива Тяговый привод локомотива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается привода локомотива

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройству тягового привода, предназначенного для локомотивов

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог, а именно к приводу движущих колес локомотивов
Наверх