Устройство для регулированиянаклона спинки сиденья транспортногосредства

 

Оп ИСАНИЕ „„846ЗЗ9

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Рес убл

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.05.79 (21) 2761057/27-11 с присоединением заявки,%.— (23)llриоритет (51)N. Кл.

В 60 N .1/06

Генуднретввнний комитет

СССР до делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.07.81 Бюллетень Ре 26 (53) УДК 629.113. .042.2 (088.8) Ъ

Дата опубликования описания 17.07.81 (72) Автор изобретения

Е. М. Гаврилов с

I с ..

1 (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА НАКЛОНА

СПИНКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно — к средствам повышения комфортабельности сидений пассажирских транспортных средств.

Наиболее близким к изобретению является устройство для регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства, содержащее шарнирно-параллелограммный подъемный механизм, связанный со стопорным приспособлением, включающим в себя зубчатый сектор для фиксации кронштейна со спинкой относительно основания сиденья (1).

Недостатком данного устройства является повышенная трудоемкость регулирования наклона спинки и сложная его конструкция.

Цель изобретения — снижение трудоемкости

IS регулирования при одновременном упрощении конструкции.

Поставленная цель -достигается тем, что стопорное приспособление содержит подвижно связанный с рычагом подъемного механизма шток, верхним торцом кинематически связанный с зубчатым сектором, и кулачок, установленный с возможностью взаимодействия с нижним торцом штока, при этом в последнем вы-. выполнено несквозное отверстие, в котором размещена пружина растяжения, связывающая шток с кулачком, а перпендикулярно оси укаэанного отверстия:в штоке выполнена прорезь для установки кулачка.

На фиг. 1 показано сиденье, вид сбоку; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1 (беэ подушки сиденья); на фиг. 3 — вид Б на фиг. 2 (в увеличенном масштабе) частичный разрез; на фиг. 4 — сечение  — В на фиг. 3.

На рычаге шарнирно-параллелограммного . подъемного механизма 2 установлен кронштейн

3 с возможностью поворота его относительно оси 4. Нижняя часть кронштейна 3 выполнена в виде стопорного приспособления, включающего в себя зубчатый сектор 5, кинематически связанный со штоком 6, который свободно установлен в рычаге 1, и кулачок 7, установленный с возможностью взаимодействия с нижним торцом штока. Для исключения разворота последнего вокруг продольной оси. в той части штока, которая. взаимодействует с кулачком 7, выполнена прорезь а, при этом .

3 8 в цпоке 6 выполнено несквозное отверстие б в котором размещена пружина 8 растяжения, связывающая шток 6 с кулачком 7, На ку- лачке снята лыска в на глубину h = 3 мм (где h — высота зуба штока 6), что обеспечивает возвратно-поступательное перемещение штока при развороте рукоятки 9 управления

7 на угол а. В этом случае прорезь последнего разворачивается перпендикулярно продольной оси штока 6, а пружина 8 растяжения смещает его в нижнее положение и освобождает зубчатый сектор 5 кронштейна 3 от связи с рычагом 1.

Верхняя часть кронштейна 3 в поперечном сечении имеет Т-образную .форму, на внутренней стороне по его продольной оси выполнены кольцевые выемки, одна из которых связана с поворотным пальцем 10, шарнирно соединенным с замком 11 и скобой 12 спинки 13 сиденья. Замок 11 охватывает кронштейн 3 и свободно может перемещаться по его продольной оси.

Спинка 13 .сиденья выполнена профилированной для поясничной опоры водителя, совмещение осуществляется за счет регулирования ее по продольной оси кронштейна 3.

Для снижения трения спины водителя о спинку 13 при прогибе подушки 14 и/или подвески 15 сиденья в скобе 12 выполнен паз Д для перемещения спинки относительно замка 11 по продольной оси кронштейна

3. Спинка 13 заневолена в верхнем положении пружиной .16. Это обеспечивает комфортабельность сиденья, и, следовательно, поддержание длительной работоспособности водителя.

При необходимости изменения угла наклона спинки 13 сиденья устройство работает следующим образом.

Водитель поворотом рукоятки 9 разворачивает кулачок 7 до горизонтального распо. ложения его лыски в, которая освобождает шток 6, пружина 8 растяжения смещает его в нижнее положение и освобождает зубчатый сектор 5 кронштейна 3 от связи с рычагом1, 46 39 4 после чего кронштейн 3 со спинкой 13 устанавливается в нужное положение и фиксируется разворотом рукоятки 9 управления в исходное положение.

Наличие на сидейье удобного в обращении устройства для регулирования угла наклона спинки сиденья позволяет снизить трудоемкость регулирования, занять водителю удобное рабочее положение и обеспечить смену рабо1О чей позы при движении транспортного средства, следовательно, сохранить длительную устойчивую работоспособность. Кроме того, достигается упрощение конструкции устройства.

Формула изобретения устройство для регулирования угла наклона спинки. сиденья транспортного средства, содержащее шарнирно-параллелограммный подъемный механизм, связанный со стопорным приспособлением, включающим в себя зубчатый сектор для фиксации кронштейна со спинкой относительно основания сиденья, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости регулирования при одновременном упрощении конструкции, стопорное приспособление содержит подвижно связанный с рычагом подъемного механизма шток, верхним торцом кинематически связанный с зубчатым сектором, и кулачок, установленный с возможностью взаимодействия с нижним торцом штока, при этом в последнем выполнено несквоэное отверстие, в котором раз35 мещена пружина рас яжения, связывающая шток с кулачком, а перпендикулярно оси указанного отверстия в штоке выполнена прорезь для установки кулачка.

Источники информации, 40 принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке

У .2544053/11, кл. В 60 и 1/02, 1977 (прототип) .

Устройство для регулированиянаклона спинки сиденья транспортногосредства Устройство для регулированиянаклона спинки сиденья транспортногосредства Устройство для регулированиянаклона спинки сиденья транспортногосредства Устройство для регулированиянаклона спинки сиденья транспортногосредства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов
Наверх