Подвеска сиденья транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сото э Советски к

Социалистичесиив

Ресаублин

< >867713 (Si) Дополнительное к авт, сана-ву— (22)Заявлено 23.08.79 (21) 2810393/27-11 (5l )M. К т. с присоединением заявки,%в (23) Приоритет

В 60 М 1/ О?

Гееудерстввиый коиитет

СССР ао делен изобретений и открытий

ОпУбликовано 30.09.81. Бюллетень 36 (53) УДК 629 ° 113, .

° 042 ° 2

{088.8) Дата опубликования описания 30.09.81

Н.В. Герасимов, А.Д. Дербаремдикер, И.К. Калькис;

М.Е, Карамышева, Г.П. Мелехин, В,Б, Певцов и Ю.И „Щщ@у

Московский автомобильный завод им. И.А. Ли ачевЖХ1тп 3Хдр11 (Производственное объединение ÇÈË) и Куйбышевскифь 1И,1 1, авиационный институт (72) Авторы изобретения (7I ) Заявители (54) ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и .может найти применение "в сиденьях, устанавливаемых на транспортных средствах, где требуется защита. оператора от. воздействия колебаний, вызванных неравностя" ми дорог.т °

Известна подвеска сиденья транспортного средства, содержащая напревляющие звенья в виде шарнирно-рычажного механизма и упругий элемент.Я.

Однако известная подвеска конструктивно сложна, кроме того, в ней не предусмотрена воэможность регулировки жесткости подвески с одновременным изменением положения сиденья по высоте с учетом совокупности антропометрических .данных оператора.

Наиболее близкий к предлагаемой является подвеска сиденъя, содержащая упругий элемент,. выполненный в виде листовой рессоры, соединенной одним концом с основанием сиденъя и расположенной продольно относитель.. но сиденья, направляющую перемещения сиденья с ограничителем, связанную с неподвижной опорой и основанием сиденья, и устройство регулирования жесткости упругого элемента, соединенное с неподвижной опорой и расположенное поперек упругого элемента.

В указанной подвеске отсутствуют направляющие звенья, что обеспечивает конструктивную простоту и малую металлоемкость l2).

Однако в известной конструкции не обеспечивается корреляция регулирования жесткости подвески сиденья с требуемым положением подушки сиденья па высоте в зависимости от яссы, роста и телосложения ойератора, т.е. от его антропометрических данных.

Кроме того, регулировка должна еще учитывать собственные колебания сиденья вместе с оператором с учетом колебаний и самого транспортного средства.

867,73 3

Невыполнение этих требований может привести, например, к тому, что жесткость подвески сиденья при операторе с большей массой - в зависимости от его роста — может оказаться соответствующей жесткости при операторе с малой массой (и наоборот), Б свою очередь, жесткость подвески сиденья при нахождении последнего в верхнем положении, соответствующем положению для низкорослого человека (и, как правило, при этом меньшей массы) ".может оказаться равной жесткости подвески сиденъя в нижнем положении сиденья, соответствующем положению для человека высокого роста (и, как правило, при этом большей массы). Кроме того проявляется это в резонансных явлениях по отношению к самому транспортному средству, что приводит к дискомфорту.

Цель изобретения — повышение ком.фортабельности сиденья за счет изменения жесткости подвески и регулирования положения сиденья по высоте с учетом совокупности антропометрических данных оператора.

Указанная цель достигается тем, что устройство регулирования жесткос-. ти упругого элемента выполнено в виде крнвошипа, который соединен с неподвижной опорой шарнирно, расположен под указанной рессорой и снабжен стопорным механизмом, другой конец рессоры закреплен иа неподвижной опоре, а ось кривошина расположена в горио зонтальной плоскости.

Ввиду того, что в данном случае воздействие регулировочного устройства на упругий элемент может происхо-.. дить на разных его уЧастках по длине, тем самым .резко увеличивается диапазон регулирования его жесткости (что, как известно, пропорционально кубу активной длины рессоры) и высоты подъема, зависящий от положения кривошипа по вертикали, На фиг.1 изображена подвеска сиденья; на фиг..2 — разрез А-А на фиг.l - на фиг,.3 — вид Б, иа фиг.1; на, 4 фиг.4 - вариант расположения устройства регулирования. жесткости упругого элемента при большой массе опе- ратора (зона 1) и-высоком росте (зона 1Ч);,на фиг.5 - то же, при большой массе оператора {зона I) .и низком росте (зона 1ТГ) на фиг.бпри мапой массе оператора (зона 1)

I и низком росте (зона Ttl); на фиг.720

25 то же при малой массе оператора (зона Il) и высоком росте (зона TV).

Подвеска сиденья включает в себя неподвижную опору 1 со стойкой 2, связанной с основанием 3 сиденья 4, и упругий элемент S в виде листовой рессоры, шарнирно соединенной своими концами 6 и 7 соответственно с передней частью основания 3 сиденья 4 и с неподвижной опорой 1. С упругим элементом контактирует кривошип 8 устройства регулирования жесткости упругого элемента. Кривошип имеет ось 9 вращения, размещенную в опорах

10, которые установлены на неподвижной опоре 1, при этом ось кривошипа расположена в горизонтальной плоскости и под упругим элементом. Направляющая перемещения сиденья выполнена в виде ролика 11 и упругого элемента

12, закрепленного на стойке 2. Ограничители 13 перемещения сиденья установлены на основании 3 сиденья и определяют крайние - верхнее и нижнее положения сиденья. й

Устройство регулирования включает в себя также ручку,14 и стопорное устройство 15., предотвращающее самопроизвольный проворот. В ручке 14 имеется подпружиненная оттягиваемая собачка, 30

16, взаимодействующая: с храповиком 17.

Подвеска работает следующим образом.

При необходимости обеспечения комфортных условий для вьсокого и имеющего большую массу оператора (водите-,. ля) необходимо повернуть и установить кривошип в-положение ниже оси 9 вращения, т.е. в сторону передней части сиденья (фиг.4)..Тотда активная длина листовой рессоры, а именно от точки крепления ее переднего конца на сиденье до точки контакта с кривошипом

8, оказывается наименьшей (при наибольшей жесткости), а расположение сиденья по высоте - низкое. При этих условиях высокий и с большей массой оператор получает возможность удобного размещения на сиденье относительно органов управления,. а также компенсирует свою большую массу увеличением жесткости упругого элемента. Тем самым сохраняется оптимальная собственная частота колебаний

55 сиденья вне резонанса с колебаниями самого транспортного средства.

Для оператора с большой массой но маленького роста, кривошип уста867713 навливается аналогично предыдущему случаю, но выше оси 9 вращения (фиг.5), При этом обеспечивается высокое расположение сиденья с сохранением высокой жесткости.

При необходимости обеспечения комфортных условий для низкого и легкого оператора выполняется поворот кривошипа относительно оси 9 вращения в сторону соединения конца 7 рес- 10 сары с основанием 1, при этом кривошип располагается над осью 9. Тогда активная длина рессоры от точки крепления ее переднего конца на сиденье до точки контакта . с кривошипам 8 оказывается наибольшей, жесткостьнаименьшей, а расположение сиденья по высоте — высокое (фиг.6), При таком положении кривошнпа обеспечивается возможность удобного размещения низкого оператора относительно органов управления и потолка кабины, а меньшая масса оператора компенсируется сниженной жесткостью упругого элемента. 25

В случае высокого и легкого оператора (фнг.7) кривошип устанавливается ниже оси 9 вращения и ближе к зоне соединения конца 7 рессоры с основат нием 1.

Во всех рассмотренных случаях колебания сиденья совершаются с необходимым постоянством собственной частоты — изохронно.

° Таким образом, предлагаемым механизмом обеспечивается удобство регулирования жесткости подвески и высоты расположения сиденья с учетом coso купности антропометрических параметров операторов, При этом достигается выполнение примерного равенства отиощения жесткости упругого элемента, к массе оператора согласно формуле формула нзобретенйя

Подвеска сиденья транспортного средства, содержащая упругий элемент, выполненный в виде листовой ресеоры, соединенной одним концом с основанием сиденья и расположенной продольно относительно сиденья, направляющую с ограничителем для перемещения сиденья, связанную с неподвижной опорой и с основанием сиденья, и устройство регулирования жесткости упругого элемента, соединенное с неподвижной опорой и расположенное поперек упругого элемента, о т л и— чающая ся тем, что,. сцелью повышения комфортабельности сиденья путем изменения жесткости подвески и регулирования положения сиденья по высоте с учетом совокупности антропометрических даниях оператора,,Ф устройство регулирования жесткости упругого элемента выполнено в виде кривошипа, котовый соединен с неподвижной опорой)шарнирно, расположен под указанной рессорой и снаб-.л жен стопорньж механизмом, при этом

1другой «онец рессоры закреплен на

И - — — х сОпМ С

1 l4 где С вЂ” жесткость упругого элемента

И вЂ” масса оператора с сиденьем1

Ж - собственная частота колебаний массы М:

Тем самым достигается и возмож-: ность выведения частоты колебания сиденья из области резонанса с неблагоприятньии частотами колебаний самого транспортного средства.

Как видно из приведенного выше, положение по вертикали конца 6 упругого элемента 5, а следовательно, и сиденья, зависит от положения кривашина 8 и длины активного участка

° рессоры, чем и определяется необходимая жесткость подвески сиденья согласно указанные. выше вариантам. Заатрихованные участки на фиг..4-7 соответствуют зонам возможной подрргулировки в пределах каждого из указаныях вариантов в соответствии с реальной массой, ростом и телосложением оператора, Регулировка осуществляется поворотом ручки 15, которая вызывает поворот и смещение кривошипа 8.

Таким образом, простыми средствами осуществляется настройка подвески сиденья на желаемую высоту под рост и массу оператора (водителя), причем автоматически корректируется и жесткость подвески.

Испытания предлагаемой подвески сиденья показали высокую эффективность новой виброзащиты для людей разного веса и роста, При этом установлено, что представленное подрессоривание сиденья обеспечивает повышение виброзащитных свойств, по сравнению с другимн подвесками сидений so всем диапазоне частот н, собственно, в октавах со среднегеометрической частотой

4и8Гц.

Э неподвижной опоре, а ось кривошипа расположейа в горизонтальной плоскости.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

867713 .8

1. Авторское свидетельство СССР

У 308892, кл.В 60.N 1/02, 1970, 2, Патент ФРГ N- 2153949, кл. В 60 N 1/02, опублик. 1972 (прототип).

Puz. 2

Подвеска сиденья транспортного средства Подвеска сиденья транспортного средства Подвеска сиденья транспортного средства Подвеска сиденья транспортного средства Подвеска сиденья транспортного средства Подвеска сиденья транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов
Наверх