Сиденье транспортного средства

 

О П И С А Н И Е (и)885086

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскии

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заивлено 10.07. 79 (21) 2797308/27-! 1 с присоединением заявки 1та— (23)Приоритет (5l )h%. Кл.

В 60 и 1/02 аевударстааииыН каиитет

СССР

IIo делам изабретеиий и открытий (53)УЛ 629.7.

„042. 2 (088. 8}

Опубликовано 30. 11. 81. Бюллетень М 44

Дата опубликования описания 30. 11. 81 (72) Автор изобретения

Н.Г.Добрынин (54) СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспорт. ному машиностроению, в частности к конструкции транспортных средств.

Известны конструкции сидений транспортных средств, при складывании спинки которых все сиденье перемещается вперед. Зто осуществляется эа счет двух рычагов, которые устанавливаются с обеих сторон сиденья, один конец которых жестко прикрепто лен к спинке, а другой †-шарнирно к подушке. В середине каждого рычага имеется паз, в который входит палец, неподвижно закрепленный на подушке.

Спинка заблокирована от вращения защелкой. При складывании сиденья предварительно раэблокированная спинка вращается на рычагах, при этом рычаги толкают через пальцы подушку вперед. При возврате спинки рычаги через пальцы возвращают подушку в исходное положение

Недостатком данной конструкции является то, что рычаги спинки учавствуют в силовой схеме сиденья,что влечет за собой увеличение веса сиденья, кроме того, спинка имеет повышенные люфты за счет зазоров между пазами рычагов и пальцами, а также в шарнирах рычагов.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является сиденье транспортного средства,содержащее спинку, шарнирно закрепленную относительно подушки, механизм регулирования положения спинки, механизм блокирогки вращения последней и фиксатор, включающий в себя рычаг, закрепленный одним концом на спи IKe, и палец, кронштейн, установленный на одной иэ неподвижных направляющих салазок, и пазы для вза. имодействия с пальцем (2 .

Недостаток данной конструкции за-, ключается в том, что все элементы конструкции находятся под нагрузкой от горизонтальных сил, что влечет за собой увеличение веса конструкции.

88

Цель изобретения — повышение комфортабельности и снижение металлоемкости.

Поставленная цель достигается тем, что сиденье снабжено рядом дополни- . тельных пальцев, установленных на упомянутом кронштейне, второй конец рычага расположен консольно и в нем выполнен открытый с торца указанный паз, ширина которого больше диаметра упомянутых пальцев, а механизм блокировки вращения спинки кинематически связан с механизмом регулирования положения спинки.

Кроме того, упомянутые механизмы связаны посредством упругого элемента начальное усилие растяжения которого больше усилия, необходимого для разблокировки сиденья в горизонтальном положении.

На фиг.l изображено сиденье, обдш вид; на фиг.2 — вид А на фиг.1 (подушка и спинка условно не пока— заны); на фиг. 3 — вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сиденье при откинутой вперед спинке и смещенном вперед сиденьи; на фиг.5 — сечение В-Б на фиг.l; на фиг.б — вариант конструкции сиденья, рычаг выполнен с несколькими пазами; на фиг.7 — то же, рычаг выполнен дугообразным, а кронштейн— с рядом ответных отверстий под указанный рычаг; на фиг.8 — то же, рычаг выполнен с пальцем, а кронштейнс рядом пазов под палец.

Сиденье l транспортного средства содержит спинку 2, которая закреплена шарниром 3 к подушке 4. Сиденье ! снабжено механизмом 5 олокировки вращения и механизмом регулирования положения сиденья, который включает наружные 6 и внутренние 7 салазки, ползуны 8 и 9 которых крепятся к основанию 10 подушки 4, а направляющие

11 l2 салазок 6 и 7 крепятся к неподвижным кронштейнам 13 пола 14 транспортного средства (фиг.l u фиг. 2) .

Сиденье 1 от -горизонтального продольного перемещения удерживается защелкой 15, которая крепится на кронштейне 16, прикрепленном к ползу— ну 8 наружных салазок 6, при этом вертикально отогнутый вниз конец !7 защелки 15 входит под действием пружины 18 в дугообразную прорезь фиксатора 19, прикрепленного к.направляющей 12, тем самым блокируя скольжение сиденья.

5086

5

4

Соосно с эащелкои 15 на кронштеине

16 крепится рычаг 20, один конец которого имеет отверстие 21, а другой конец — дугообразную прорезь 22, в которую входит палец 23 защелки !5, при этом при пользовании ручкой 24 защелки 15 рычаг 20 остается неподвижным, а при нажатии на рычаг 20 защелка 15 выходит из зацепления с фиксатором 19, допуская скольжение сиденья 1 (фиг.2 и 3).

На спинке 2 размещен рычаг 25, один конец которого крепится жестко к основанию 26 спинки 2, а другой конец 27 остается свободным.

В рычаге 25 выполнен паз 28, который образуется П-образным профилем

29, при этом стенки профиля отогнуты внутрь сиденья {фиг.f и 5).

К направляющей 12 крепится крон— штейн 30, имеющий вертикальную стенку 31, к которой прикреплены пальцы

32, диаметр которых меньше ширины паза 28, направленные наружу сиденья, при этом пальцы расположены на одной линии, параллельной плоскости скольжения сиденья, в количестве и с шагом, равным количеству и шагу регулировок горизонтального положения сиденья.

Пальцы 32 расположены таким образом, что в каждом фиксированном положении сиденья 1 нижний конец паза 28 располагается против определенного пальца 32 с зазором (фиг. 1 и 3)

K основанию 26 спинки 2 шарниром

33 крепится защелка 34, которая входит в зацепление с пальцем 35 основания 10 подушки 4, а нижняя часть основания 26 спинки 2 упирается в этот же палец 35, тем самым блокируя вращение спинки 2 относительно подушки 4. Защелка 34 имеет рукоятку

36, и на другом конце — отверстие 37. B отверстие 21 рычага

2С и отверстие 37 защелки 34 вставлена пружина 38, начальное усилие растяжения которой больше усилия на конце рычага 20, необходимого для раэблокировки салазок 6 (iîèã.l и 2).

При нажатии на рукоятку 36 защелка 34 спинки 2 выходит иэ зацепления с пальцем 35 подушки 4, тем самым разблокировывая спинку 2. При этом при. нажатии на рукоятку 36 защелка другим концом тянет через пружину

38 рычаг 20, который выводит посредством давления на палец 23 защелку 15

5 8850 салазок Ь из зацепления с фиксатором

19 направляющей 12, тем самым раэблокировывая подушку 4 для скольжения в горизонтальном направлении.

При наклоне спинка 2 вращается во-. круг шарнира, а паз 28 рычага 25 входит в зацепление с одним из пальцев

32 кронштейна 30 и начинает скользить по нему при дальнейшем вращении спинки, тем самым смещая сиденье вперед (фиг.4).

При постановке спинки в исходное положение,паз 28 другой стороной начинает давить и скользить по пальцу в обратном направлении, сиденье возвращается назад в прежнее отрегулированное положение и блокируется защелкой 34 от вращения спинки и защелкой 15 от скольжения.

Конструкция рычага 25 может быть выполнена с несколькими пазами под палец 32, размещенный на кронштейне 30 (фиг.6), также рычаг может иметь дугообразную форму (фиr. 7), на упомянутом рычаге может быть выполнен палец для взаимодействия с кронштейном, на котором выпо. †.иены открытые пазы (фиг.8).

Применение предлагаемой конструкции сиденья транспортного средства приведет к повышению комфорта, т.е. улучшится вход-выход пассажира с эад. него сиденья, уменьшится материалоемкость.

Формула изобретения

Сиденье транспортного средства, содержащее спинку, шарнирно закрепленную относительно подушки,механизм регулирования положения спинки, механизм блокировки вращения последней и фиксатор, включающий в себя рычаг, закрепленный одним концом на спинке, и палец, кронштейн, установленный на одной из неподвижных на. правляющих салазок, и пазы для взаимодействия с пальцем, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повышения комфортабельности и снижения металлоемкости, оно снабжено рядом дополнительных пальцев, установленных на упомянутом кронштейне, второй конец рычага расположен консольно и в нем выполнен открытый с торца укаэанный паз, ширина которого больше диаметра упомянутых пальцев, а механизм блокировки вращения спинки кинематически связан с механизмом регулирования положения спинки.

2. Сиденье по п.1, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что упомянутые механизмы связаны посредством упругого элемента, начальное усилие растяжения которого больше усилия, необходимого для разблокировки сиденья в горизонтальном положении.

Источники информации, принятые во. внимание при экспертизе

1. Патент США У 4 065178, кл. 297-341, 1977.

2. Патент Великобритании

11 - 1402647, кл. А 4 J,1973 (прототип).

885086

Составитель Н.Пуголовкина

Редактор. В. Пилипенко Техред Т.Матонка Корректор М.(!ароши

l0418/25 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Г осударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов
Наверх