Узел разветвления энерго-водосбросного тракта гидроэлектростанции

 

(72) Авторы изобретения

В.Ф. Илюшин и С.Н. Крылова (7l ) Заявнтель (54) УЗЕЛ РАЗВЕТВЛЕНИЯ ЭНЕРГО-ВОДОСБРОСНОГО

ТРАКТА ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Изобретение относится к водопроводящим сооружениям гидроэлектростанций, имеющих совмещенный подземный энергетический и водосбросной тракт, а именно к узлам их разветвления.

Известен совмещенный энерго-водосбросной тракт ГЭС, включающий водоприемник с сороудерживающей решеткой, подводящий энерго-водосбросной туннель, турбинные водоводы и водосброс« ной туннель (1). l0

Недостатком этого энерго-водосбросного тракта йвлявтся сложность . возведения водоприемника с сороудерживающими решетками и сороочистными

IS устройствами, особенно в случае строительства глубинных водоприемников башенного типа в районах с высокой сейсмической активностью.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является узел разветвления; энерго-водосбросного тракта гидроэлектростанции, включающий подводящий туннель.с уравнительной шахтой, турбинные водоводы, сороудерживающие решетки и водоебросной туннель (2).

Недостатки устройства — большие потери напора на решетках во входных . г сечениях турбинных водоводов, так как при ограниченных размерах подводят щего туннеля практически невозможйо развить поверхность решеток до приемлемых размеров. При малых размерах площадей решеток входные скорости потока и расположении решеток в нижней части подводящего туннеля мусор будет заклиниваться в отверстиях решетки и дополнительно увеличивать ее сопротивление. Очистка мусора, закпинившегося в решетке, очень затруднительна. Указанные недостатки значительно снижают эффективность узла разветвления в целом.

Цель изобретения — повышение эф- фективности и узла разветвления путем уменьшения потерь напора и,улучшения очистки решеток.

866024

Поставленная цель достигается тем, что сороудерживающая решетка установлена в нижней части уравнительной шахты, причем турбинные водоводы присоединены к ней выше решетки, а водосбросной туннель соединен с донной частью уравнительной Шахты, кроме того» донная часть уравнительной шахты может быть выполнена конической, а сороудерживающая решетка, может быть выполнена куполообразной формы и установлена вершиной в направлении верха уравнительной шахты.

На фиг. 1 показан энерго-водосбросной тракт, продольный разрез, на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1, на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4— разрез Б-Б на фиг. 3.

Узел разветвления энерго-водосбросного тракта включает подводящий туннель 1, в конце которого расположена уравнительная шахта 2, в нижней части шахты размещена сороудерживающая решетка 3, перекрывающая все поперечное сечение шахты 2. Решетка может быть плоской или куполообразной с вершиной купола, обращенной вверх шахты, Над решеткой 3 в стенке уравнительной шахты 2 врезаны входные отверстия 4 турбинных водоводов 5.

Донная часть уравнительной шахты 2 выполнена в виде конуса 6, к нижней части которого подсоединен водосбросной туннель 7.

Работает узел разветвления следующим образом.

При работе ГЭС вода по подводящему туннелю 1 поступает в нижнюю часть уравнительной шахты 2 и оттуда, пройдя через сороудерживающую решетку 3 — в турбинные водоводы 5. Мусор, захватываемый потоком из водохранилища, частично поднимается восходящим потоксм воды к нижней поверхности решетки. Со временем, благодаря насыщению водой, а также под действием собственного веса и обратным токам воды из турбинных водово15

Формула изобретения

1. Узел разветвления энерго-водосбросного тракта гидроэлектростанции,. включающий подводящий туннель с урав-. нительной шахтой, турбинные водоводы, сороудерживающие решетки и водосбросной туннель, отличающийся тем, что, с целью повышения его эффективности путем уменьшения потерь напора и улучшения очистки решетки, сороудерживающая решетка установлена в нижней части уравнительной шахты, причем турбинные водоводы присоединены к ней выше решетки, а водосбросной туннель соединен с донной частью уравнительной шахты, 2, Узел по п. 1, отличаюшийся тем, что донная часть уравнительной шахты выполнена конической.

3. Узел по пп. 1, 2, о т л и—

"ч а ю шийся тем, что сороудерживающая решетка выполнена куполообразной форма и установлена вершиной в направлении верха уравнительной шахты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Экспресс-инфощчация. ВИНИТИ, серия "Гидроэнергетика", 1974, У 21, с. 7, рис. 4.

2. Альбом гидротехнических объектов, начинаемых строительством в период 1976-1990.гг. ГлавНИИпроект, 1975, с. 31. дов при регулировании агрегатов, мусор от решеток отстает и опускается на дно 6 шахты 2, откуда он периодически смывается водой путем открытия концевого затвора на водосбросном туннеле 6. Коническая форма донной, части шахты обеспечивает надежное удаление мусора путем смыва.

Изобретение позволяет существенно

l0 повысить надежность работы узла без дополнительных затрат.

866024

Фиг. Я

Тираж 696 Подписное

ВНИИПИ ГосударственнЬго комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., л. 4/5

Заказ 8017/44

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Составитель Л. Ваксенбург

Редактор Н. Пушненкова Техред Т.Маточка Корректор М. Пожо

Узел разветвления энерго-водосбросного тракта гидроэлектростанции Узел разветвления энерго-водосбросного тракта гидроэлектростанции Узел разветвления энерго-водосбросного тракта гидроэлектростанции Узел разветвления энерго-водосбросного тракта гидроэлектростанции 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям верхнего строения железнодорожного пути с деревянными шпалами

Изобретение относится к конструкциям верхнего строения железнодорожного пути с деревянными шпалами

Изобретение относится к конструкциям железнодорожного пути с деревянными шпалами

Изобретение относится к конструкциям верхнего строения железнодорожного пути с деревянными шпалами

Изобретение относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути с деревянными шпалами

Изобретение относится к конструкциям верхнего строения железнодорожного пути, а именно к устройствам для крепления рельса к деревянным шпалам

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к верхнему строению пути, и может быть использовано при строительстве и ремонте железных дорог с деревянными шпалами

Изобретение относится к промежуточным рельсовым скреплениям и способу установки костыля и может быть использовано при строительстве и ремонте железных дорог

Изобретение относится к конструкции рельсовых путей, в частности к устройствам для крепления рельсов к шпалам
Наверх