Держатель буксирного троса

 

О П И С А Н И Е „„86

Союз Советскнк

Соцналнстнческнк

Реслублнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.05.79 (21) 2773362/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл. з

В 63 В 21/60

Гасударственный кемнтет

СССР

Опубликовано 30.09.81. Бюллетень №36

Дата опубликования описания 9О.09.81 (53) УДК 629.12. .013.8 (088.8) ho делам нзебретеннй

N етнрмтнй (72) Авторы изобретения

И. П. Лопатин, А. П. Сапунов и Г. Е. Шем

Мурманское отделение Центрального научно- сследоцательского института моркого флота (7I ) Заявитель (54) ДЕРЖАТЕЛЬ БУКСИРНОГО ТРОСА

Изобретение относится к судостроению, в частности к держателям буксирного троса.

Известен держатель буксирного троса, содержащий корпус с крепежными элементами и стопорное устройство (1 (.

Однако такой держатель малоэффективен и неудобен в эксплуатации.

Цель изобретения — повышение эффективности и удобства эксплуатации держателя буксирного троса.

Поставленная цель достигается тем, что крепежные элементы держателя буксирного tO троса выполнены в виде двух горизонтально установленных в корпусе посредством параллельно расположенных осей цилиндрических барабанов, имеющих желоба для огонов буксирного троса и снабженных механизмом синхронного разворота, причем барабаны сопряжены друг с другом по образующим, а механизм синхронного разворота барабанов кинематически связан с последними.

Механизм синхронного разворота барабанов выполнен в виде двухсторонней зубчатой рейки, расположенной вертикально между барабанами, а на цилиндрической поверхности каждого барабана, по. дуге в

1/4 длины окружности, выполнены зубья для взаимодействия с зубьями рейки механизма синхронного разворота барабанов.

На фиг. 1 изображен держатель, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, разрез в плане; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2.

Держатель содержит корпус 1 в вертикальных щеках 2 которого смонтированы оси 3, на осях 3 установлены с возможностью взаимного обкатывания два горизонтальных барабана 4, каждый из которых имеет желоба 5 для закладки огонов буксирного троса 6. Между барабанами 4 установлена двухсторонняя зубчатая рейка 7 (она входит в кинематическое зацепление с зубьями барабанов 4 и имеет возможность вертикального перемещения).

Для ограничения вращения барабанов 4 в сторону экстренной отдачи буксирного троса 6 под нагрузкой (вращение в сторону, указанную стрелкой на фиг. 1) предназначено стопорное устройство, состоящее из промежуточного рычага 8, который расположен в отверстии 9 зубчатой рейки 7 и одним концом закреплен на оси 10, а другим концом опирается на нижнюю горизон867773

4 часть нагрузки будет работать на сжатие барабанов, имеющих большую жесткость.

Формула изобретения тальную поверхность паза 11 рычага 12 (рычаг экстренной отдачи буксирного стро па), имеющего ось поворота 13, установленную в кницах 14. Часть верхней поверхности паза 11 (на дуге в 20 ) выполнена по радиусу и сопряжена с касательной к этому радиусу.

Для надежности фиксации рычага 12

его свободный конец прикреплен к палубе судна откидным болтом (не показан).

Для ограничения вращения барабанов

4 в сторону, противоположную направлению

10 вращения при экстренной отдаче буксирного троса 6, предусмотрены упоры 15, которые .образованы вертикальными стойками 16 корпуса 1. Этими же стойками образованы также упоры 17, предназначенные для фиксации огонов буксирного троса в плоскости, проходящей через оси вращения барабанов 4. Ограничение угла разворота барабанов 4 при экстренной. отдаче буксирного троса обеспечено профилем вертикальных щек 2, а плавный сход огонов буксирного троса — приливами 18, образующими одну горизонтальную плоскость при развороте барабанов 4 до упора.

Для возврата барабанов 4 в исходное иоложение после экстренного сброса огонов буксирного троса в одном из приливов

18 имеется отверстие 19, для ввода временного рычага (например, монтировки). Якорные клюзы буксируемого судна обозначены позицией 20.

Держатель работает следующим образом.

Держатель устанавливают на буксируемом судне между якорными клюзами 20 и с помощью временного рычага (не показан), вставляемого в отверстие 19, приводят в исходное положение, изображенное на чертеже. При этом зубчатая рейка 7

35 совместно с промежуточным рычагом 8 поднимается вверх. Промежуточный рычаг 8 своим свободным концом упирается в скос рычага 12, который временно разворачивается на некоторый угол (по стрелке íà <в фиг. 3) и тем самым дает возможность рычагу 8 войти в паз 11. Рычаг 12 опускают, что фиксирует промежуточный рычаг 8, который не позволяет рейке 7 самопроизвольно (без применения усилия к рычагу 12) опуститься вниз. После этого свободный конец рычага 12 жестко крепят к палубе судна откидным болтом. После фиксации рычага 12 огоны буксирного троса 6, заведенные в клюзы 20 буксирного судна, одевают на барабаны 4, закладывая их в желоба 5.

Затем производят обтягивание троса 6 буксирной лебедкой ледокола, после чего судно готово к буксировке вплотную за ледоколом.

При буксировке судна в буксирном тросе возникают большие усилия, воспринимаемые элементами кнехта (барабаны, оси), но 55 ввиду того, что усилия направлены встречно и барабаны касаются друг друга, оси будут частично разгружены и значительная

Для экстренной отдачи буксирного троса под нагрузкой свободный конец рычага

12 освобождают от крепления к палубе и поднимают вверх. При этом промежуточный рычаг 8 выходит из паза 11 и тем самым освобождает путь вниз зубчатой рейке 7. Дальнейшее поднятие рычага 12 (свыше 20 ) приводит к силовому воздействию

его на рычаг 8, который перемещается вниз и увлекает за собой зубчатую рейку 7, разворачивающую барабаны 4 в сторону экстренной отдачи буксирного троса 6. Незначительный разворот барабанов 4 смещает плоскость действия усилий буксирного троса 6 с плоскости, проходящей через оси вращения барабанов 4, а это, в свою очередь, создает крутящие моменты, направленные на дальнейшей разворачивание барабанов 4 в сторону сброса огонов буксирного троса. Разворот барабанов 4 будет осуществляться синхронно за счет зацепления с зубчатой рейкой 7. При достижении предельного угла разворота (90 ), который ограничивается профилем вертикальных щек 2 корпуса 1, приливы 18 образуют единую горизонтальную плоскость, по которой огоны буксирного троса самопроизвольно и синхронно сходят с кнехта.

Использование движителя при буксировке судов вплотную за ледоколом позволяет сократить непроизводительное время в использовании ледокола и буксируемого судна при формировании соединительного узла, исключить расход растительного троса, упростить конструкцию и обеспечить возможность синхронной отдачи буксирного троса под нагрузкой.

1. Держатель буксирного троса, содержащий корпус с крепежными элементами и стопорное устройство, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и удобства эксплуатации, крепежные элементы выполнены в виде двух горизонтально установленных в корпусе посредством параллельно расположенных осей, цилиндрических барабанов„имеющих желоба для огонов буксирного троса и снабженных механизмом синхронного разворота, причем барабаны сопряжены друг с другом по образующим, а механизм синхронного разворота барабанов кинематически связан с последними.

2. Держатель по и. 1, отличающийся тем, что, механизм синхронного разворота барабанов выполнен в виде двухсторонней зубчатой рейки, расположенной вертикаль86777 но между барабанами, а на цилиндрической поверхности каждого барабана, по дуге в

1/4 длины окружности, выполнены зубья для взаимодействия с зубьями рейки механизм синхронного разворота барабанов.

6

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 154141, кл. В 63 В 21 60, 1962 (прототип) .

867773

Составитель Ю. Немировский

Редактор Н. Бушаева Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко

Заказ 8200/22 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Держатель буксирного троса Держатель буксирного троса Держатель буксирного троса Держатель буксирного троса 

 

Похожие патенты:

Якорь // 867772

Изобретение относится к судостроениям, в частности к толкаемым судовым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам вождения судов методом толкания

Изобретение относится к эксплуатации водного транспорта и предусматривает порядок формирования в состав судов с различной степенью повреждения наружных конструкций (бортов и днища) корпуса

Изобретение относится к водному транспорту и касается большегрузных речных составов, формируемых из речных и морских секций, эксплуатируемых речными и морскими толкачами, соединенных сцепными устройствами

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к устройствам, удерживающим судно на воде вне причала в заданной точке, а именно к якорям

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к устройствам, удерживающим судно на воде вне причала в заданной точке, а именно к якорям

Изобретение относится к судостроению, в частности к буксировке судов
Наверх