Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока

 

Союз Советскик

Социапнстическик

Республик

О П И С А Н И Е ()892631

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт, сеид-ву (22) Заявлено 27 ° 03 ° 78 (21) 2593858/24-07 (53)М. Кл.

Н 02 Р 5/06 с присоелинением заявки М

Ркударствкккы0 каиктет

СССР ао делам изобрвтенкй и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 23 ° 12 ° 81 Бюллетень М47

Дата опубликования описания 25.12.81 (53) УДК621.

° 316.718.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л.Л. Зейгман .и Б.A. Худяков

« (71) Заявитель

« (54) СТАБИЛИЗАТОР СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в управляющих приборах, системах автоМатики и телемеханики, s частности устройствах стабилизации скорости вращения электродвигателей постоянного тока при большом диапазоне изменения скоростей.

Известны устройства для стабилизации и регулирования скорости вращения. электродвигателей постоянного тока, в которых в качестве информации о величине скорости вращения используется противо ЭДС двигателя, выделяемая при помощи тахометрических мостов.

13

Такие стабилизаторы скорости вра" щения состоят из тахометрического моста, одно плечо которого образовано электродвигателем и резистором, 20 другое плечо — источником опорного напряжения и двумя резисторами.

Измерительная диагональ моста соединена с усилителем разбаланса, свя2 занным через усилитель мощности с питающей диагональю моста Г1 1.

Недостатком этих устройств является большая погрешность стабилизации скорости вращения, вызванная тем, что сопротивление перехода коллекторщетки является непостоянным, а сопротивление якоря изменяется как от изменения окружающей среды, так и от разогрева якоря. Оба эти сопротивления входят в одно из плеч тахометрического моста. Следовательно, сигнал по диагонали моста зависит не только от изменения скорости вращения двигателя, но и от изменения сопротивлений, которые приводят к разбалансу тахометрического моста и влияют на изменение скорости вращения двигателя.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является стабилизатор скорости вращения электро;двигателя постоянного тока, содержащий тахометрический мост,.одно плечо которого образовано последователь8926 го

50 но соединенными резистором и якорной обмоткой электродвигателя постоянного тока, а второе плечо-последовательно соединенными. резисторами, один из которых выполнен переменным, и источником опорного напряжения, усилитель разбаланса, входы которого под.ключены к выходной диагонали тахометрического моста, и усилитель мощности, выход которого связан со входной диагональю тахометрического моста(2 .

Недостатком известного устройства является большая погрешность в поддержании оборотов двигателя вызванl ная тем, что тахометрический мост

15 дополнительно разбалансируется изменением переходного сопротивления коллектор-щетки,. которое является не постоянным от времени и величины проходящего тока, а также из-за разбаланса моста, вызванного разными условиями охлаждения якоря и переменного резистора, а значит и разными их температурами, возникающего при изменении момента сил, снимаемого с л электродвигателя.

Цель изобретения — повышение точности стабилизации скорости вращения электродвигателя.

Поставленная цель достигается тем, что введен фазовый детектор, генератор переменного напряжения, выход которого подключен ко входной диаго- . нали тахометрического моста и к одному их входов фазового детектора, заграждающий и полосовой фильтры, входы которых соединены с выходом усилителя раэбаланса моста, причем выход полосового фильтра подключен к другому входу фазового детектора, выход которого электрически связан с переменным резистором второго плеча тах метрического моста, а выход загруждающего фильтра подключен к усилителю мощиости..

На чертеже приведена структурная схема стабилизатора скорости вращения электродвигателя постоянного тока.

Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока содержит техометрический мост, одно плечо которого образовано якорем электродвигателя 1 и резистором 2, другое — источником 3 опорного напряжения и резисторами 4 и 5. Выходная измерительная диагональ моста 55 соединена с усилителем 6 разбаланса, который через заграждающий фильтр 7 и усилитель 8 мощности связан со

31

4 второй питающей диагональю моста.

Выход усилителя 6 разбаланса одновременно соединен через попосовой фильтр

9 с одним из выходов фазового детектора 10. Другой вход фазового детектора 10 связан с -генератором 11 переменного напряжения, подключенным также ко входной диагонали моста. Выход фазового детектора соединен C управляющим входом переменного резистора 4. Управляемый переменный резистор может быть выполнен, например, из фоторезистора и светодиода.

Стабилизатор скорости вращения работает следующим образом.

Тахометрический мост питается двумя напряжениями: переменным — от генератора ll переменного напряжения и постоянным — от усилителя 8 мощности. Баланс тахометрического моста переменного тока возможен только при условии выполнения равенства:

Е и (1)

R9„R5 где, К5, R>< — сопротивления резисторов тахометрического моста и якоря электродвигателя соответственно. Баланс моста по постоянному то-, ку возможен при условии выполнения равенства (1)и при равенстве противоЭДС электродвигателя 1 напряжению опорного источника 3.

В процессе работы сопротивление коллектор-щетки двигателя и сопротивление якоря меняются..Это приводит к разбалансу моста по переменному току. Вследствие разбаланса в измерительной диагонали тахометрического моста появляется переменное напряжение. Это переменное напряжение усиливается усилителем 6 разбаланса и через полосовой фильтр 9, настроенный на частоту генератора 11, поступает на один из входов фазового детектора 10. Фазовый детектор 10 преобразует переменный сигнал в постоянное напряжение, величина которого пропорциональна величине разбаланса активной составляющей сопротивлений техометрического моста, а знак напряжения указывает, в какую сторону произошел разбаланс. Постоянное напряжение поступает на управляющий вход переменного резистора 4, который под действием напряжения изменяет свое сопротивление так, чтобы минимизировать разбаланс моста, т.е. сопротивление резистора 4 изменяется и несмотря на изменение сопротивле892631 ния R всегда выполняется равенство (1) .

При сохранении равенства (1) баланс моста по постоянному току достигается только при условии равенства противоЭДС электродвигателя напряжению опорного источника 3.

При изменении скорости вращения электродвигателя 1 изменяется величина противоЭДС. В диагонали тахомет- >0 рического моста появляется постоянное напряжение, равное разности напряжений противоЭДС и источника опорного напряжения 3. Это напряжение одновременно с переменным напряжением, ха- 15 рактеризующим разбаланс моста по переменному току, усиливается усилителем 6 разбаланса, однако переменное напряжение не пропускается заграждающим фильтром 7 и на вход усилите- 2о ля 8 мощности поступает только напряжение, характеризующее разбаланс тахометрического моста по постоянному току. Усилитель 8 мощности изменяет напряжение питания моста, что изменяет 2$ ток, протекающий по якорю электродвигателя. Изменение тока якоря электродвигателя приводит к изменению его скорости вращения и соответственному изменению противоЭДС двигателя. Из- зв менение противоЭДС восстанавливает баланс тахометрического моста по постоянному току, а следовательно, восстанавливается и скорость вращения двигателя. 35

Такое построение стабилизатора скорости вращения позволяет исключить дестабилизирующее влияние изменения сопротивления в цепи якоря, приводящее к разбалансу тахометрического 4 моста и ухудшающее точность стабилизации скорости вращения двигателей.

Формула изобретения

Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока, содержащий тахометрический мост, одно плечо которого образовано последовательно соединенными резистором и якорной обмоткой электродвигателя постоянного тока, а второе плечо — последовательно соединенными резисторами, один из которых выполнен переменным, и источником опорного напряжения, усилитель разбаланса, входы которого подключены к выходной диагонали тахометрического моста, усилитель мощности, выход которого связан со входной диагональю тахометрического моста, отличающийся тем, что, с целью повышения точности стабилизации скорости вращения, в него введен фазовый детектор, генератор переменного напряжения, выходом подключенный ко входной диагонали тахометрического моста и к одному из входов фазового детектора, полосовой и заграждающий фильтры, входы которых соединены с выходом усилителя разбаланса моста, причем выход полосового фильтра подключен к другому входу фазового детектора, выход которого электрически связан с переменным резистором второго плеча тахометрического моста, а выход заграждающего фильтра подключен к усилителю мощности.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизб

1. Онацевич Н.А. Электродвигатели постоянного тока для магнитофонов, M., "Энергия", 1971, с. 33-34.

2. Патент СНА N 3560828, кл. 3!8-345, !967.

892631

Тираж 733 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушсквя наб., д. 4/5

Заказ 11276/81

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель A. Головченко

Редактор Н. Кончицкая Техред Ж. Кастелевич Корректор Л. Шеньо

Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх