Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства

 

ОП,ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 962033

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.12.80 (21) 3213819/27-11 (51) М. Кл.з с присоединением заявки №вЂ”

В 60 В 35/10

Гесударетвеииый камитет

СССР (23) Приоритет 14.07.80 (53} УДК 629.11. .011.12 (088.8) Опубликовано 30.09.82. Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 30.09.82 па делам изабретеиий и еткрытий (72) Автор изобретения

И. Т. Агапов,Ленинградский ордена Трудового Красного Зна сельскохозяйственный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО Д,ЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КО,ЛЕИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам для изменения ширины колеи транспортных средств, например, для колесных тракторов, преимущественно для повышения безопасности при эксплуатации машинно-тракторных агрегатов.

Известно устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимущественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействующую с известными колесами, жестко закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса и связанными с механизмом их привода 11).

Недостатками данного устройства является выполнение большого объема монтажных и демонтажных работ вручную перед каждым изменением ширины колеи трактора, наличие возможности изменения колеи только в одну сторону.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения автоматического изменения ширины колеи.

Поставленная цель достигается тем, что механизм привода червячных колес выпол2 нен в виде зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, и снабжен тормозом указанного зубчатого колеса.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — сечение

А — А на фиг. 1.

Устройство состоит из шлицевой полуоси 1, взаимодействующей с червячным колесом 2, жестко закрепленном на шлицевой оси 3 с шестернями 4. Ось 3 с червячным колесом 2 размещена во втулках 5 шлицевой ступицы 6. На шлицевой полуоси 1 установлено зубчатое колесо 7 с торts мозом 8.

В шлицевой ступице 6 смонтированы два комплекта из следующих элементов: червяка 2, установленного на шлицевой оси

3, которая расположена в двух втулках 5, 2о запрессованных в шлицевой ступице,6 колеса. Червяк 2 находится в постоянном зацеплении с шлицевой полуосью 1 трактора.

На шлицевой полуоси 1 по диаметру расположены два широких шлица (выступа), на

962033 кабине рычагом, который под действием пружины постоянно стремится занять выключенное положение и обеспечивает торможение зубчатого колеса 7 до тех пор, пока на п- него действует оператор.

5 Для изменения колеи на стационаре, при неработающем двигателе, в конструкции зубчатого колеса 7 предусмотрены радиальные отверстия, с помощью которых можно обесе печить его вращение вручную, а значит и перемещение ступицы колеса по полуоси в ту или другую сторону.

Для фиксации оси 3 в осевом направлении во втулках ступицы, в конце, оси, выступающей из ступицы наружу, предусмотрен стопор. Выступающая часть оси оканчиваечся четырехгранником для обеспечения ее вращения при монтаже и демонтаже.

Использование предлагаемого устройства позволяет обеспечить автоматическое изменение ширины колеи транспортных средств без остановки агрегата, исключает к о ручные операции и обеспечивает сокращение и времени на выполнение этих операций. Кроме того, упрощается конструкция, повышается надежность в эксплуатации, снит жается трудоемкость технического обслужиь 25 вания и улучшаются условия труда водителя.

Формула изобретения

3 которых изготовлены зубья для зацепле ния с зубьями червяков. Шлицевая ось 3 выполнена заодно с шестерней, находящей ся в зацеплении с внутренними зубьями зу бового колеса 7, установленного на подши нике на полуоси 1.

Устройство работает следующим образом

Трактор работает с постоянной колеей

В этом случае тормоз выключен — опера тор не воздействует на него. При работ трактора вращается шлицевая полуось 1, а заодно с ней вращается ступица 6 колеса с расположенными в ней элементами 2, 3 и зубчатое колесо 7. Передача крутящего мо мента на червячные зацепления не происхо дит и червяки 2, в этом случае, осуществ ляют фиксацию ступицы 6 колеса в опреде ленном месте на полуоси 1 трактора.

Увеличение колеи осуществляется при движении трактора на малых скоростях впе ред, путем воздействия водителя из каби ны трактора на тормоз 8, который останав ливает зубчатое колесо 7 по отношению торцу шлицевой полуоси 1. Полуось 1 ступица 6 продолжают вращение. Шестер ни осей 3 в этом случае, получают враще ние от зубчатого колеса 7 и обеспечиваю вращение червяков 2. Червяки 2, находяс в постоянном зацеплении с зубьями шлице вой полуоси 1, воздействуют на ступицу 6 и обеспечивают перемещение ступицы 6 по полуоси 1, увеличивая ширину колеи.

Уменьшение колеи осуществляется аналогично ее увеличению, только с той разни- З0 цей, что в тракторе включена передача заднего хода, обеспечивающая движение назад.

Для ограничения перемещения ступицы колеса при увеличении колеи в конце шлицевой полуоси 1 предусмотрен специальный ограничитель. Ограничением перемещения ступицы колеса при уменьшении колеи является зубчатое колесо 7. При соприкосновении ступицы колеса с ограничителем в ту или другую сторону (при увеличении или уменьшении колеи) происходит увеличение 4р усилия в зацеплениях зубчатого колеса с шестернями осей червяка. Когда это усилие достигнет величины большей, чем усилие торможения зубчатого колеса, последнее начинает вращаться вместе со ступицей колеса и в случае несвоевременного растормаживания тормоза 8 оператором.

Для обеспечения своевременного растормаживания зубчатого колеса 7 привод тормоза 8 осуществляется расположенным в

Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимущественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействующую с червячными колесами, жестко закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса и связанными с механизмом их привода, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения автоматического изменения ширины колеи, механизм привода червячных колес выполнен в виде зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, и снабжен тормозом указанного зубчатого колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 340556, кл. В 60 В 35/1О, 1968 (прототип) .

962033

Редактор Е. Папи

Заказ 7073/24

Составитель Т. Попова

Техред И. Верес Корректор Ю.Макаренко

Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ ГОсударственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вагоностроению

Изобретение относится к колесной паре для множества колей на железных дорогах, по которым движутся поезда

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к шахтному рельсовому транспорту и, в частности к ходовой части подвижного состава
Наверх