Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства
ОП ИСАНИЕ
И ЗОВРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сеюз Сееетскик
Сециалистическик
Реслублни
Опубликовано 07 01,83. Бюллетень № 1 (Sl)N. Кл. В 82. 0 55/30 9вударвтеаивй квювтвт CCCP ав аваан кзвврвтевкй в вткрытви (53) УДК 62У.1.. 032 (088,8) Дата опубликования описания 07.01.83 И. В. Ходес и В. Н. Шамайку.с 1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель Волгоградский ордена .Трудового политехнический институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к гусеничным транспортным средствам. Известно устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее гидравлическии цилиндр со штоком, связанным с натяжным колесом, и установленный в цилиндре подпружиненный поршень, ограничивающий гидравлическую полость цилиндра Г13. В таком устройстве невозможно принудительное изменение натяжения гусеничной цепи . Известно также устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее натяжное .колесо, цилиндр с плавающим поршнем, разделяющим пневматическую и 20 гидравлическую полости, и штоком, связанным с натяжным колесом 1.2 3. В таком устройстве для изменения натяжения гусеничной цепи не2 обходимо запрессовывать жидкость J в гидравлическую полость цилиндра с помощью специальных приспособленийй, что увеличивает трудоемкост ь процесса изменения натяжения, дела ет невозможным это изменение без специальных устройств. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства. Это достигается тем, что в описанном выше устройстве для натяжения гусеничной цепи транспортного средства шток выполнен телескопическим, состоящим из внутреннего плунжера и смонтированного с возможностью поворота относительно .последнего наружного стакана, причем в плунжере и стакане выполнены каналы и ими образован двухпозиционный золотниковый распределитель для сообщения гидравлической полости цилиндра с полостью, ограниченной между плунжером и стаканом. 3 98681 Кроме того, канал в стакане выполнен в виде ради ал ьного отверстия, а в плунжере - продольной канавки! на наружной поверхности. На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2часть устройства в рабочем состоянии . Устройство содержит натяжное колесо 1 и цилиндр 2, закрытый крышкой 3. 1о Внутри цилиндра 2 установлен плавающий поршень 4 и телескопический шток, связанный с натяжным колесом 1 и состоящий из внутреннего плун,жера 5 с каналом в виде продольной канавки 6 на нарУжной поверхности и смонтированного с возможностью пово- рота относительно плунжера 5 наружно:го стакана 7 с рукояткой 8 и буртом 9, ограничивающим перемещение установленного на стакане плавающего поршня 4. В стакане выполнен канал в виде радиального отверстия 10. Цилиндр снабжен утановленным в крышке заправочным клапаном 11, а плунжер 5 сливным клапаном 12 Поршень 4 разделяет пневматическую А и гидра вли че скую Б полости цилиндра. Плунжер 5 и стакан 7 образуют двухпозиционный золотниковый распределитель для сообщения гидравлической полости Б с полостью В, ограниченной плунжером 5 и стаканом 7. Устройство работает следующим образом. Во время эксплуатации полости Б и В разобщены. При наезде транспортного средства на препятствие от натяжного колеса передается усилие на плунжер 5, а через замкнутую полость В - на стакан 7. Стакан 7 перемещается внутрь пневматической полости, сжимая находящийся в ней гази тем самым усиливая сопротивление перемещающемуся натяжному колесу. При этом. 45 поршень 4 остается неподвижным, так как действующее на него давление газа будет уравновешиваться давлением жидкости в полости Б. При исчезнове нии препятствия на пути транспортного средства стакан и плунжер возвращаются в исходное положение до упора бурта 9 в поршень 4. Для увеличения натяжения. гусеничной цепи, например при ее износе, 7 4 рукояткой 8 поворачивают стакан 7 до совмещения отверстия 10 с канавкой 6. При этом жидкость под действием давления газа из полости Б начнет протекать в полость В, что приведет к выдвижению "плунжера 5 и увеличению натяжения гусеничной цепи . После достижения -необходимого натяжения рукояткой 8 стакан 7 переводится в исходную позицию, когда полости. Б и В разобщены. Ослабление натяжения гусеничной цепи осуществляется путем слива жидкости через сливной клапан 12. При использовании описанного устройства уменьшается трудоемкость изменения натяжения гусеничной цепи и не требуются дополнительные специальные приспособления. Формула изобретения 1. Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее натяжное колесо, цилиндр с плавающим поршнем, разделяющим пневматическую и гидравлическую полости, и штоком, связанным с натяжным колесом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, шток выполнен телескопическим, состоящим из внутреннего плунжера и смонтированного с возможностью поворота относительно последнего наружного стакана, причем в плунжере и стакане выполнены каналы и ими образован двухпозиционный золотниковый распределитель для сообщения гидравлической полости цилин;. дра с полостью, ограниченной между плунжером и стаканом. 2. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что канал в стакане выполнен в виде радиального отверстия, а в плунжере - в виде продольной канавки на наружной поверхности, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе Патент ClilA К 3409335, кл. 305-10, опублик . 1968. 2. Патент США и 3792910, кл. 305-10, опублик. 19.02.75 (прототи и), 986817 Составитель 8. Лысунец ТехРед Е.Харитончик Корректор Н. Король Редактор Г, Прусова Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 т Заказ 10416 26 Тираж 4)5 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и .открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5