Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

 

ГИДРО 1ЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую в себя; клапаны автоматического переключе ния пе;редач, каждый из которых включает корпус я золотник, образующие торцовые полости, в одной из которых размещена пружина, распределители питания муфт включения передач и электропилотные клапаны управления распределителями, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через регулятор давления с входом в гидротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости через клапаны автоматического переключения передач, распределители. и электропилотные клапаны управления распределителями подключен к фрикционным муфтам и к гидробаку, выход гидротрансформатора последовательно соединен с пружинными полостями клапанов автоматического переключения передач, а вход гидротрансформатора последовательно соединен с полостями , противоположными пружинг1ми клапанов автоматического переключения передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения последовательного переключения передач автоматически или выборочно и последовательно командно-вручную с отключением при этом автоматического управления, противолежащие пружинам полости клапанов автоматического переключения передач последовательно соединены через первый распределитель питания муфт включения передач с гидробаком с возможностью подключения к магистрали входа в гидротрансформатор, полости пружин первого, второго, третьего и четвертого распределителей питания соединены с гидробаком, а полость пружины пятого распределителя питания связана с гидробаком через перi вый клапан автоматического включения с возможностью включения в нагнетательную магистраль, противолежащие пружинам полости первых и третьих распределителей питания соединены с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотные клапаны, а противолежащая пружине полость пятого распределителя питания соединена с гидробакс с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан, клапан управления четверть распределителем О и второй клапан автоматического вклю:й э: чения, противолежащая пружине полость второго распределителя питания соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан и третий клапан автоматического включения , а полость вспомогательного плунжера этого распределителя соединена с гидробаком с возможностью включения через нагнетательную магистраль через четвертый распределитель питания и четвертый клапан автоматического включения и противолежащая пружине лолость четвертого распределителя питания соединена.с гидро

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(59 В 60 К 41 06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР . Г-llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ gC сpe. ".

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3396744/27-11 (22) .15 ° 02 ° 82 (46) 30.01.84. Бюл. 9 4 (72) A.À. Винарский, О.Н. Казюк и В.Г. Королев (1) Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова (53) .629.113-585.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 768668 кл. В 60 К 41/06 1977 (прототий). (54 ) (57 ) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидротрансформаторр ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую в себя клапаны автоматического переключения пе)редач, каждый из которых включает корпус и золотник, образующие торцовые полости, в одной иэ которых размещена пружина, распределители питания муфт включения передач и электропилотные клапаны управления распределителями, источник дав« ления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через регулятор давления с входом в гкдротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости через клапаны автоматического переключения передач, распределители и электропилотные клапаны управления распределителями подключен к фрккцконным муфтам и к гкдробаку, выход гидротрансформатора последовательно соединен с пружинными полостями клапанов автоматического переключения передач, а вход гидротрансформатора последовательно соединен с полостями, противопбложными пружинами клапанов автоматического переключения передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения по„9SU А следовательного переключения передач автоматически илк выборочно и последовательно командно-вручную с отключением при этом автоматического управления, противолежащие пружинам полости клапанов автоматического переключения передач последовательно соединены через первый распределитель питания муфт включения передач с гидробаком с возможностью подключенкя к магистрали входа в гидротрансформатор, полости пружин первого, второго, третьего и четвертного распределителей питания соединены с гидробаком, а полость пружины пятого распределителя пита- ния связана с гидробаком через пер- Е

Ф вый клапан автоматического включения с возможностью включения в нагнетательную магистраль, противолежащие пружинам полости первых и третьих распределителей питания соединены с гидробаком с возможностью включе- Я ния в нагнетательную магистраль через электропилотные клапаны, а противолежащая пружине полость пятого распределителя питания соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан, клапан управления четвертым распределителем и второй клапан автоматического вклю чения, противолежащая пружине полость второго распределителя питания соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан и третий клапан автоматического включения, а полость вспомогательного плун жера этого распределителя соединена с гкдробаком с возможностью включения через нагнетательную магистраль через четвертый распределитель питания и четвертый клапан автоматического включения и противолежащая пружине лолость четвертого распре делителя питания соединена с гидро1070036 баком с воэможйостью включения в нагнетательную магистраль через клапан управления четвертым распределиИзобретение относится к автомобильному и строительно-дорожному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах с двигателями внетреннего сгорания., 5

Известна гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему 0 управления, включающую в себя кла- паны автоматического переключения передач, каждый из которых включает корпус и золотник, образующие торцовые полости, в одной из которых размещена пружина, распределители питания муфт включения передач и электропилотные клапаны управления распределителями, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через регулятор давления с входом в гидротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости через клапаны автоматического переключения передач, распределители и электропилотные клапаны управления распределителями подключен к фрикционным муФтам и к .гидробаку,выход гидротрансформатора последовательно соеди-30 нен с пружинными полостями клапанов автоматического переключения передач,. а вход гидротрансформатора последовательно соединен с полостями противоположным пружинам клапанов автоматического переключения передач Г1).

Недостатком трансмиссии является отсутствие дублирующей системы переключения передач на случай отказа в работе автоматического переключения передач.

Цель изобретения - повышение надежности работы путем обеспечения последовательного переключения передач автоматически или выборочно и последовательно командно-вручную с 45 отключением при этом автоматического управления.

Поставленная цель достигается тем, что в гидромеханической трансмиссии транспортного средства, содержащей гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую в себя клапаны автелем питания и вторым клапаном автоматического включения. томатического переключения передач, каждый из которых включает корпус и золотник, образующие торцовые полости, в одной из которых размещена пружина, распределители питания муфт включения передач и электропилотные клапаны управления распределителями, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через регулятор давления с входом в гидротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости через клапаны автоматического переключения передач, распре-делители и электропилотные клапаны управления распределителями подключен к фрикционным муфтам и к гидробаку, .выход гидротрансформатора последовательно соединен с пружинными полостями клапанов автоматического переключения передач, а вход гидротрансформатора последовательно соединен с полостями, противоположными пружинам клапанов автоматического переключения передач, противолежащие пружинам полости клапанов автоматического переключения передач последовательно соединены через первый распределитель питания муфт включения передач с гидробаком с возможностью подключения к магистрали входа в гидротрансформатор, полости пружин первого, второго, третьего и четвертого распределителей питания соединены с гидробаком, а полость пружины пятого распределителя питания связана с гидробаком через первый клапан автоматического включения с возможностью включения в нагнетательную магистраль, противолежащие пружинам полости первых .и третьих распределителей питания соединены с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотные клапаны, а противолежащая пружине полость пятого распределителя питания соединена с гидробаком с воэможностью включения B нагнетательную магистраль через электропилотный клапан, клапан управления четвертым распределителем и второй клапан автоматического включения, противолежащая пружине полость второго распределителя питания соединена с гидробаком с воэмож1070036 ностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан и третий клапан автоматического включения, а полость вспомогательного плунжера этого распределителя соединена с гидробаком с возможностью включения через нагнетательную магистраль через четвертый распределитель питания и четвертый клапан автоматического включения и противолежащая пружине полость чет- 10 вертого распределителя питания соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через клапан управления четвертым распределителем питания и вторым 15 клапаном автоматического включения.

На чертеже изображена гидромеханическая трансмиссия с системой автоматического и командно-ручного электропилотного управления в нейтральном положении. ъ

Гидромеханическая трансмиссия транспортного .средства содержит гидротрансформатор 1, ступенчатую коробку.передач с фрикционными муфтами включения передач и комплекс автоматического и командно-ручного электропилотного управления, имеющий клапаны 2-5 автоматического переключения передач, распределители 6-10 питания муфт, электропилотные клапаны

11-15 управления распределителями и клапан 16 управления распределителем б питания муфт диапазонов, регулятор 17 давления в магистрали питания муфт, источник 18 давления рабочей жидкости, связанный гидролинией через упомянутый регулятор давления с входом 19 в гидротрансформатор, выход 20 которого сообщен с гидробаком 21 через подпорный клапан 22.40

Выход из гидротрансформатора 1 последовательно из гидролинии 23 подходит в полости пружин клапанов 2-5.

Противолежащие пружинам полости клапанов 2-4 соединены через после- 45 дующий клапан с гидробаком, а эта же полость клапана 5 соединена с гидробаком через первый распределитель

9 питания муфты II u V передач с воэможностью включения этих полостей в гидролинию 24 входа в гидротрансформатор. Полость пружины пятого распределителя 8 питания муфты I и ТЧ передач соединена с гидробаком через первый клапан 3 автоматического включения Ч передачи.

Противолежащие пружинам полости первого и третьего распределителей

9 и 10 соединены с гидробаком с Во3можностью включения в нагнетательную магистраль через электропильтные кла-60 паны 14 и 15.

Противолежащая пружине полость пятого распределителя 8 питания муфты I и ХЧ передач соединена с гидроЪаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан 13, клапан 16 управления распределителем 6 диапазонов и второй клапан 4 автоматического включения IV передачи.

Противолежащая пружине полость второго распределителя 7 питания муфты III u VI передач через. электропилотный клапан 12 и четвертый клапан 2 автоматического включения

UI передачи соединена с гидробаком с воэможностью включения в нагнетательную магистраль, а полость вспомогательного плунжера 25 через четвертый распределитель б питания муфт диапазонов и третий клапан 5 автоматического включения III передачи соединена с гидробаком с воэможностью включения в нагнетательную магистраль.

Противолежащая пружине полость четвертого распределителя б питания. муфт диапазонов через золотник клапана 16 и второй клапан 4 автоматического включения IV передачи соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль.

Распределители 7-10 включены в нагнетательную магистраль 26 последовательно и обесточиваются каждый предыдущим при его включении.

Клапаны 2-5 и 11-15 включены в нагнетательную магистраль постоянно.

Клапан 2-5 являются клапанами дифференциального типа, а клапаны

11-15 командно-ручного управления электропилотные.

Предлагаемая гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.

Включение заднего хода, первой.и второй передач переднего хода осуществляется только электропилотными клапанами 15, 13 и 14 соответственно.

Включение III, IV, V .и VI аередач может осуществляться как электропилотными клапанами, так и автоматически при включении XI передачи электропилотным клапаном 14, так как первый распределитель 9 в этом случае соединяет гидролинию 24 входа в гидротрансформатор с первым клапаном 5 .автоматического включения III передачи.

Автоматическое переключение передач происходит следующим образом.

На клапан 5 со стороны пружины воздействует уснлве, развиваемое на выходе из гидротрансформатора, а с противоположной стороны усилие от давления входа в гидротрансформатор, При значительных нагрузках на турбинном колесе разность давлений входа и выхода небольшая и клапан 5 остается в исходном положении, т.е.

1070036

Через включенный клапан 4 давление входа в гидротрансформатор подается в противолежащую пружине полость клапана 3 включения V передачи, которое происходит при перемещении клапана 3 под действием на него разности усилий от давлений входа и . выхода из гидротрансформатора.

65 движение происходит на второй передаче..

При снижении нагрузки на турбинном колесе, и, следовательно, увеличении частоты вращения коленвала двигателя и насосного и турбинного колес гидротрансформатора, скольжение колес уменьшается, а разность давлений входа и выхода возрастает до величины, способной преодолевать усилие пружины и переместить клапан 10

5 в положение, при котором напорная магистраль соединяется через распределитель 6 питания муфт диапазонов в полость вспомогательного плунжера 25, который перемещает распреде- 15 литель 7, соединяющий напорную магистраль с муфтой включения III u VI передач и через включенный распределитель 9 и находящийся в исходном положении распределитель 8 муфту 20 включения II u V передач с гидробак ом.

Происходит выключение I1 передачи и включение III так как клапан 5 находится в исходном положении и напорная магистраль соединена с муфтой низкого диапазона.

Через включенный клапан 5 давление входа подается в противолежащую полость Клапана 4 включения EV пере- 0 дачи, и опять при дальнейшем снижении нагрузки разность давлений входа и выхода увеличивается и клапан 4, перемещаясь, соединяет напорную магистраль с гидролинией., проходящей через клапан 16 к i.ðoòèâîëåæàùåé пружине полости распределителя 6 и че-. рез электропилотный клапан 13 к противолежащей пружине полости распределителя 8.

Распределитель 6 производит, пе- 40 ремещаясь, переключение муфт диапазонов, т.е. муфта низкого диапазона соединяется с гидробаком, а муфта высокого диапазона с напорной магистралью, и соединяет с гидробаком 45 полость вспомогательного плунжера 25 н распределитель 7 под действием усилия пружины возвращается в исходное положение и соединяет с напорной магистралью распределитель 8, ко-50 торий, в свою очередь, переместившись, соединяет с напорной магистралью муфту включения I и ХЧ передач и через распределитель 9 муфту II и Ч передач с гидробаком. Происходит вклю; 55 чение IV передачи, так как включена муфта высокого диапазона.

Клапан 3 соединяет напорную магистраль с полостью пружины распределителя 8, который, возвращаясь в исходное положение, соединяет муфту

I u IV передач с гидробаком и через включенный распределитель 9 муфту II и V передач с напорной магистралью,.

Четвертая передача выключается и включается пятая.

Через клапан 3 давление входа в гидротрансформатор подается к противолежащей пружине полости клапана 2.

Под действием возросшей разности усилий от давлений входа и .,выхода иэ гидротрансформатора клапан 2 перемещается и соединяет с напорной магистралью через электропилотный клапан 12 противолежащую пружине полость распределителя 7, который, перемещаясь, соединяет напорную магистраль с муфтой включения III u VI передач в муфту ЕХ и V передач через включенный распределитель 9 и находящийся в исходном положении распределитель 8 с гидробаком.

Пятая передача выключаетсяр à VI включается, так как остается вклю-ченной муфта высокого диапазона.

Таким образом происходит переключение передач снизу вверх в автоматическом режиме работы, а сверху вниз при увеличении нагрузки и уменьшении разности давлений входа и выхода и т.п.

Клапаны 5 и электропилотныи клапан 14 включены постоянно на весь промежуток времени работы управления в автоматическом режиме.

Отключение автоматического режима происходит при выключении электропилотного клапана 14, т.е. при включении любой передачи, за исключением и V соответствующими электропилотными клапанами.

При включении V передачи управление в режиме автомата может включать только ЧХ передачу или возвращаться на Ч передачу.

В режиме командно-ручного управления работает при включении соответствующих электромагнитных клапанов, а именно: задний ход включается электропилотным клапаном 15, а пе- . редачи I, II и ХХЕ переднего хода электропилотными клапанами 13,14 и 12 соответственно; передачи EV, V u VI включаются электропилотными клапана- . ми 13,14 и 12 соответственио при включении электропилотного клапана 11.

Диаграмма включения передач выглядит следующим образом., Передача Электропилотный клапан

I 13

14

ХХ

1070036

11-13

11-14

Составитель A Барыков

Редак тор A. Власенко Техред T . .Маточка Коррек тор И. Эрдейи

Заказ 11632!20 Тираж 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

VI 11-12

Таким образом, в предлагаемой гидромеханической трансмиссии переключение передач производится ко" мандно-вручную электропилотными клапанами или автоматически при включении второй или пятой передач, что позволяет повысить надежность работы.

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх