Беззазорная зубчатая передача

 

1. БЕЗЗАЗОРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА , содержащая зацепляющиеся зубчатые колеса, на венце одного из которых выполнены радиальные прорези. в части из которых расположены расклинивающие элементы, отличающаяся тем, что, с целью повыща иня надежности и демпфирующих свойств, в том же венце выполнена кольцевая канавка, делящая его на.две части, прорези выполнены во впадинах зубьев, а расклинивающие злементы выполнены в виде корон с клиновидньп;и выступами , расстояние между которыми равно .удвоенному шагу, а выступы корон одной части венца смещены относительно выступов корон другой части на один шаг в окружном направлении. 2. Передача по По I, отличающаяся тем, что выступы выполнены в виде конических штифтов, а в О) соответствующих им прорезях выполнены конические отверстия. . чг Ь-

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТЧЧЕО (ИХ

РЕСГ1УВЛИН (!9) (!!) 4(5!) Е 16 И 55 18.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР . ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTMA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABT0PGH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг 1 (21) 3614646/25-28 (22) 29.06.83 (46), 07.02.85; Бюл. Ф 5 (72) А. В. Кучерявый и K. Г. Рябов (71) Ульяновское головное специальное конструкторское бюро тяжелых и фрезерных станков (53) 621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР !! 713751, кл. Р 16 Н 55/30, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке М 3564516/25-28, кл. Р !б Н 55/18, 1983 (прототип)., (54)(573 1. БЕЗЗАЗОРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая зацепляющиеся зубчатые колеса, на венце одного из которых выполнены радиальные прорези, в части из которых расположены расклинивающие элементы, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повыще,-, ния надежности и демпфирующих свойств, в том же венце выполнена кольцевая канавка, делящая его на.две части, прорези выполнены во впадинах зубьев, а расклинивающие элементы выполнены в виде корон с клиновидньп;н выступами, расстояние между которыми равно .удвоенному шагу, а выступы корон одной части венца смещены относительк но выступов корон другой части на один шаг в окружном направлении.

2. Передача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что выступы выпол- Я иены в виде конических штифтов, а в . соответствующих им прорезях выполнены конические отверстия.

1 11385

Изобретение относится к машиностроению, в частности к беэзазорным зубчатым передачам, преимущественно крупномодульным, тяжелонагруженным.

Известна беззазорная зубчатая передача, содержащая зацепляющиеся зубчатые колеса. В данной передачи выборка зазора осуществляется регулированием угла наклона зубьев И .

Недостатками передачи является ее 10 сложность и отсутствие демпфирующих свойств.

Известна беззазорная зубчатая передача, содержащая зацепляющиеся зубчатые колеса, на венце одного из которых выполнены радиальные прорези, в части из которых расйоложены расклинивающие элементы j2j .

Недостатками передачи являются ее малая надежность и низкие демпфи- 2р рующие свойства вследствие нарушенной целостности зуба, наличия при деформациях зуба относительного смещения расклинивающего элемента, что недопустимо в тяжелонагруженной пе- 25 редаче.

Целью изобретения является повышение надежности и демпфирующих свойств беззаэорной зубчатой передачи.

Указанная цель достигается тем, что в беээазорной зубчатой передаче,. содержащей эацепляющиеся зубчатые колеса, на венце одного нэ которых выполнены радиальные прорези, в части иэ которых расположены расклинивающие З5 элементы, в том же венце выполнена кольцевая канавка, делящая его на две части, прорези выполнены .во впадинах зубьев, а расклинивающие элементы выполнены в виде корон с клиновидными выступами, расстояние между которыми равно удвоенному шагу, а выступы корон одной части венца смещены относительно выступов корон другой части на один шаг в окружном направлении.

Кроме того, выступы могут быть выполнены в виде конических штифтов, а в соответствующих им прорезях выполнены конические отверстия.

На фиг. изображена беэзазорная зубчатая передача1общий вид,разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фйг. 1; на фиг. 3 — вид Б на фиг. 1; на фиг.4 вариант устройства с коническими штифтами в короне вместо клиновидных 55 выступов.

Беззазорная зубчатая передача содержит зубчатое колесо 1 (фиг.l), 77 закрепленное неподвижно на валу, венец которого разделен канавкой 2 на две части. Во впадинах зубьев выполнены радиальные прорези 3, ослабляющие сечение зуба у основания. Часть прорезей 3 выполнена клиновидной формы с уклсном в сторону канавки 2 и смещена на одной части венца относительно другой части на один шаг (фиг. -3).

Обе части венца зубчатого колеса зацепляются с колесом 4. На посадочных буртах зубчатого колеса 1 с двух сторон установлены с возможностью осевого перемещения две короны 5, имеющие клиновидные выступы 6 которые вводятся в прорези и имеют у основания ослабленное сечение.

Короны 5 крепятся к торцам зубчатого колеса 1 винтами 7, и простраиство между торцами колеса и коронами залито эпоксидной смолой 8. С целью упрощения изготовления короны клиновидные выступы можно заменить коническими штифтами 9 (фиг.4). Тогда во впадинах колеса вместо клиновидных прорезей выполняются радиальные про-. рези с коническими отьерстиями под штифты 9. Позициями 10 ll и !2, 13 обозначены рабочие профили соответст-: вующих частей венца.

Беззазорная зубчатая передача работает следующим образом.

Зубчатое колесо 1 с прикрепленными к ней коронами 5 и колесо 4 собираются на валах и вводятся в зацепление.

Затем путем дальнейшего ввинчивания винтов 7 в корпус колеса I подают клиновидные выступы 6 корон 5 в прорезях в сторону канавки. По мере продвижения выступов 6 по клиновидным прорезям происходит деформация соседних зубьев, ослабленных у основания радиальными прорезями 3. При этом зубья, расположенные по обе стороны от расклинивающего элемента, смещаются в сторону радиальных прорезей 3, причем рабочие профили 10 и ll одной части венца и рабочие профили 12 и

l3 другой части венца смещаются относительно друг друга на величину зазора в зацеплении в связи с тем, что клиновидные выступы 6 корон 5 смещены в одной части венца на один шаг относительно. другой. Это позволяет находиться в зацеплении двум зубьям одновременно, причем рабочие профили зубьев, например 11 и 12, при вращении по часовой стрелке передают кру3 1138 тящий момент, а профили 10 и 13 выбирают зазор. При вращении колеса против часовой стрелки крутящий момент воспринимают;. рабочие профили 10 и 13, а выбирают зазор профили ll и 12. В зависимости от степени расклинивания зубьев колеса можно добиться или выбора зазора, или создания определенного натяга в зацеплении.

Конструкция устройства обеспечи- 1о вает высокую надежность выбора зазора, так как позволяет производить ,выбор зазора каждой пары зубьев отдельно с учетом погрешностей изготовления зубчатого венца. Устройство предпочтительно для тяжелонагруженных передач и обеспечивает надежность работы в условиях беззаэорного зацеп577 4 ления при вращении в обоих направлениях благодаря тому, что рабочую нагрузку и выбор зазора в зацеплении осуществляют зубья одного и того же венца.

Передача имеет высокую плавность хода в связи с тем, что клиновидные выступы корон на венцах. смещены на один шаг, поэтому в зацеплении одновременно находятся два зуба. Упругость зубьев, обусловлеийая ослаблением их у основания щелевидными прорезями, придает передаче демафируищие свойства, смягчает динамические удары и резко изменяющиеся нагрузки на эуб, что повышает долговечность зубчатой передачи.

11385П дид8

Составитель В. Сергеев

Редактор Н. Лазаренко Техред А.Бабинец Корректор С.Шекмар

Заказ 10661/26 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Беззазорная зубчатая передача Беззазорная зубчатая передача Беззазорная зубчатая передача Беззазорная зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков
Наверх