Реверсивная муфта свободного хода

 

Изобретение относится к области машиностроения . Целью изобпетения является расширение функциональных возможностей муфты. Реверсивная муфта свободного хода имеет колесо 1 с зубьями 2, обойму 3, в которой на осях 5 установлены собачки 6 и 7 противоположной ориентации. Собачки поджимаются к зубьям 2 колеса 1 пружиной 10 и имеют хвостовики 8 и 9, которые имеют возможность контактировать с нажимными элементами в виде кольцевых сегментов 13 управляющего устройства. Кольцевые сегменты 13 соединены с ободом 11, шесть положений -которого относительно обоймы 3 определяются фиксаторами 15 и 16 и выемками 17-20 на обойме. В зависимости от расположения обода с нажимными элементами относительно хвостовиков собачек последние могут поочередно взаимодействовать с зубьями колеса, обеспечивая передачу реверсивного и независимого вращения обоймы и колеса и передачу врашения с обгоном в обоих направлениях. 6 ил. .4/ ел со 00 сд to (риг 1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„ЯО„„1318752 (c!j 4 I 16 В 41, 16.,Я!! 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / „"„ " „ц

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

20

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4043794/25-27 (22) 27.02.86 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (72) А. Н. Чекольских (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1025933, кл. F 16 D 41/12, 1983. (54) РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к области машиностроения. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей муфты. Реверсивная муфта свободного хода имеет колесо 1 с зубьями 2, обойму 3, в которой на осях 5 установлены собачки 6 и 7 противоположной ориентации. Собачки поджимаются к зубьям 2 колеса 1 пружиной !О и имеют хвостовики 8 и 9, которые имеют возможность контактировать с нажимными элементами в виде кольцевых сегментов

13 управляющего устройства. Кольцевые сегменты 13 соединены с ободом 11, шесть положений которого относительно обоймы 3 определяются фиксаторами 15 и 16 и выемками 17 — 20 на обойме. В зависимости от расположения обода с нажимными элементами относительно хвостовиков собачек последние могут поочередно взаимодействовать с зубьями колеса, обеспечивая передачу реверсивного и независимого вращения обоймы и колеса и передачу вращения с обгоном в обоих направлениях. 6 ил.

1318752

Изобретение относится к машиностроению.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей муфты.

На фиг. I показана предлагаемая муфта, поперечный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — расположение элементов муфты при обеих включенных собачках; на фиг. 4 — то же, при обеих выключенных собачках; на фиг. 5 — вид Б на фиг. 1; на фиг. 6 — разрез  — В на фиг. 1.

Муфта содержит внутреннюю полумуфту в виде колеса 1 с симметричными зубьями 2, выполненного в виде шлицевого вала, и наружную полумуфту в виде обоймы 3 с окнами 4, в которой на двух опорных осях 5 установлены собачки 6 и 7 противоположной ориентации с хвостовиками 8 и 9. Собачки поджимаются к зубьями колеса 1 упругими элементами, выполненными в виде пластичатых пружин 10 полуэллиптической формы. Каждая пружина прижимает две собачки 20 противоположной ориентации.

Управляющее устройство содержит установленный на обойме 3 приводной элемент в виде обода 11, к которому через окна 4 с помощью наружных выступов 12 прикреплены кольцевые сегменты 13 нажимного элемента. При помощи поводка 14 и фиксаторов 15 и 16, выполненных в виде подпружиненных шариков, обод 11 перемещается и фиксируется в одном из шести положений относительно обоймы 3, на которой имеются три выемки 17 — 19, расположенные по окружности, и две осевые выемки ?О и 21.

На боковых поверхностях 22 кольцевых сегментов 13 симметрично выполнены выступы 23, расстояние между которыми больше, чем расстояние между хвостовиками 8 и

9 собачек.

Расстояние между боковыми поверхностями 22 кольцевых сегментов 13 меньше, чем расстояние между хвсстовиками 8 и 9 собачек. 40

Муфта работает следующим образом.

Для приведения муфты в рабочее состояние обод 11 с помощью поводка 14 переводится в одно из крайних (например, в правое) положений (фиг. 1). При этом коль- 45 цевые сегменты 13, контактируя с хвостовиками 8 собачек 6 левой ориентации, проворачивают их по часовой стрелке, выводя из зацепления с зубьями 2, в то время как собачки 7 правой ориентации находятся в зацеплении с зубьями 2. Фиксатор !5 находится в выемке 17, а фиксатор 16 — в выемке 20.

При приложении к шлицевому валу крутящего момента, направленного по часовой стрелке, его зубья отжимают собачки 7 правой рриентации, преодолевая усилие плас- 55 тинчатых пружин 10. При этом шлицевой вал проворачивается относительно наружной обоймы 3 в направлении прилагаемого момента, и крутящий момент на последнюю не передается.

При приложении к шлицевому валу крутящего момента, направленного против часовой стрелки, собачки 7 правой ориентации входят в зацепление с зубьями шлицевого вала и передают крутящий момент на наружную полумуфту.

Для обеспечения реверса обод 11 переводит в другое крайнее положение. При этом освобождаются собачки 6 левой ориентации и выключаются собачки 7 правой ориентации. В этом положении обеспечиваются вращение шлицевого вала относительно наружной полумуфты против часовой стрелки и передача крутящего момента от шлицевого вала на обойму по часовой стрелке.

Фиксатор !5 находится в выемке 19, а фиксатор 16 — в выемке 20.

В нейтральном положении управляющего устройства (положение фиксатора 15 в выемке 18) возможны два варианты взаимодействия шлицевого вала с наружной полумуфтой.

При установке управляющего устройства в выемки 18 и 20 (фиг. 3) шлицевой вал находится в заторможенном состоянии относительно обоймы 3 и передает на нее крутящий момент в двух направлениях, так как хвостовики 8 и 9 собачек 6 и 7 не взаимодействукзт с кольцевыми сегментами

13 управляющего устройства, и собачки 6 и 7 одновременно находятся в зацеплении с зубьями 2 шлицевого вала.

При установке управляющего устройства в фиксирующие выемки 18 и 21 хвостовики

8 и 9 собачек 6 и 7 взаимодействуют с выступами 23 кольцевых сегментов 13 управляющего устройства, собачки выводятся из зацепления с зубьями 2 шлицевого вала, и последний свободно проворачивается относительно обоймы 3, не передавая на него крутящий момент.

Возможен вариант муфты, когда наружная полумуфта выполняется в виде шлицевой втулки, а собачки располагаются во внутренней муфте. В таком случае муфта работает так же.

Таким образом, в сравнении с известными реверсивными муфтами предлагаемая муфта имеет расширенные функциональные возможности, заключающиеся в том, что помимо основного назначения — реверсирования муфта может использоваться как разобщительно-сцепная.

В зависимости от конкретных условий предлагаемая муфта может быть выполнена в частичных вариантах, т.е. в конструкцию могут быть заложены только операции реверсирования, или реверсирования и сцепления, или реверсирования и разобщения.

1318752

15

Фиг. з

Формула изобретения

Реверсивная муфта свободного хода, содержащая храповое колесо с симметричными зубьями, обойму с шарнирно установленными на ней подпружиненными к храповому колесу собачками противоположной ориентации, управляющее устройство, состоящее из приводного элемента и связанного с ним нажимного элемента, взаимодействующего с собачками, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, нажимной элемент выполнен в виде кольцевого сегмента, на боковых поверхностях которого симметрично расположены выступы, приводной элемент выполнен в виде обода, установленного на обойме с возможностью углового и осевого перемещений и фиксации в двух осевых и в двух угловых положениях, симметричных относительно первых, при этом собачки выполнены с хвостовиками, расстояние между которыми двух смежных собачек меньше расстояния между выступами нажимного элемента.

1,18752

8 — 8

Составитель Т. Орлова

Редактор И. Горная Текред И. Верее Корректор М. Шароши

Заказ 2493 29 Тираж 811 Подписное

ВНИИГ1И Госутарственного комитста СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж- — 35>, Раушская наб., д. 4j5

Производственно-п<>лиграфическг>е предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Реверсивная муфта свободного хода Реверсивная муфта свободного хода Реверсивная муфта свободного хода Реверсивная муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и .механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для реверсирования вращения валов механизмов и устройств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для реверсивного вращения валов механизмов и устройств в тех случаях, когда необходимо автоматическое переключение муфты при реверсе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям обгонных муфт

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в детских транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для силовой передачи вращения в двух

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах приборов и грузоподъемных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов приборов и грузоподъемных машин

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приводах ходовых винтов, станков, прессов, транспортеров, ередаточных тележек, а также в транспорте , например в приводах ведущих колес веломобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах автоматического и полуавтоматического действия, пусковых установках, станках
Наверх