Реверсивная храповая муфта

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для силовой передачи вращения в двух . направлениях суммирования крутящих моментов или обгона в одном направлении . Цепь изобретения - повышение надежности . Муфта содержит храповое колесо с двумя венцами храповых зубьев, установленные на водиле два ряда собачек 11 и 13. На собачке II закреплен палец 12, контактирующий с полукольцами 2 и 3 и заслонками 4 и 5. Механизм управления положением заслонок выполнен в виде приводного диска и средств фиксации его положения. На заслонках закреплены штифты 22, расположенные в пазах приводного диска . При передаче момента собачки 1 1 контактируют пальцем 12 с полукольцами 2 и 3. При этом заслонки в открытом положении. Это позволяет собачкам сцепиться с одним из венцов и привести колесо во вращение. Другой ряд собачек в это время проскальзывает относительно соответствующего венца. При торможении ведомого эле-i мента приводной диск поворачивают. Через штифты 22 разворачивают заслонки в закрытое положение, замыкая полукольца 2 и 3 и предотвращая расцепление собачек с венцом храпов ого колеса. 3 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (sO 4 F 16 D 41/16

Ф р -,,„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

l р 3/

ЕиРФ (21) 4 165584/31-2 7 (22) 19.12.86 (46) 30.04,88. Бюл. Н 16 (71) Белорусский технологический институт им. С.М. Кирова (72) С.С. Лебедь, Ю.В. Янковский и А.Г. Горбачевский (53) 621.825.5 (088.8) (56) Патент СССР У 404280, кл. F 16 D 41/07, 1973.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1315685, кл.F 16 D 41/16, 20.02.86. (54) РЕВЕРСИВНАЯ ХРАПОВАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для силовой передачи вращения в двух . направлениях суммирования крутящих моментов или обгона в одном направлении. Цель изобретения — повышение надежности. Муфта содержит храповое колесо с двумя венцами храповых зубьев, установленные на водиле два ряда со„„SU„„1392268 A 1 бачек 11 и 13. На собачке 11 закреплен палец 12, контактирующий с полукольцами 2 и 3 и заслонками 4 и 5.

Механизм управления положением sacíîнок выполнен в виде приводного диска и средств фиксации его положения.

На заслонках закреплены штифты 22, расположенные в пазах приводного диска. При передаче момента собачки 11 контактируют пальцем 12 с полукольцами 2 и 3. При этом заслонки в открытом положении. Это позволяет собачкам сцепиться с одним из венцов и привести колесо во вращение. Другой ряд собачек в это время проскальзывает относительно соответствующего венца. При торможении ведомого элемента приводной диск поворачивают.

Через штифты 22 разворачивают заслонки в закрытое положение, замыкая полукольца 2 и 3 и предотвращая расцепление собачек с венцом храпового колеса. 3 ил.

13922

ЗО

При прекращении вращения быстроходный вал редуктора затормаживается и производится переключение механизмом управления положение внешних за слонок 5 и 6 в закрытое г,оложение.

Электромагнит 25 втягивает свой сердечник и фиксирующими штифтами средства фиксации 23 поворачивают диск

21 вместе с входящими в его пазы штих тами 22 Г-образных заслонок 5, 6 и переводят тем самым посл.дние в закрытое положение, замыкая оба полукольца между собой, и эа счег вмонтированной внутри пружины фиксируется

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для силовой передачи вращения в двух направлениях, суммирования крутящих моментов или обгона в одном направлении.

Целью изрбретения является повышение надежности работы за счет ис1 ключения возможности самопроизволь- 10 ного расцепления собачек с храповиком.

На фиг. 1 изображена реверсивная храповая муфта, осевой разрез; на ! фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 15

3 — механизм управления положением заслонок.

Муфта располагается на тихоходном валу редуктора (не показан) и состоит из корпуса 1 с установленны- 20 ми на нем направляющими 2 и 3, вь|полненньпал в виде частей полуколец. На концах направляющей 2 шарнирно установлены две заслонки 4 и 5 противоположной ориентации, причем внешняя выполнена Г-образной, заслонка 5 имеет возможность поворачиваться вокруг своей оси, принимая фиксированные положения, при которых замыкается полукольцо 2 снаружи (открытое положение) или замыкаются оба полукольца 2 и 3 между собой (закрытое положение), а внутренняя заслонка

4 имеет возможность прижиматься пружиной (не показано) к внутренней час- 35 ти корпуса 1 с меньшим диаметром и замыкать полукольцо 2.изнутри. На концах направляющей 3 также закреплены заслонки 6 и 7, сориентированные

6 — так как и 5, а 7 — так же как 4. 40

На тихоходный вал редуктора установлена при помощи шпоночного соединения насадка 8, на которой установлены также при помощи шпоночного соединения под углом 90 друг к другу 45 водило 9 и водило 10. Водило 9 снабжено диаметрально противоположно расположенными и шарнирно закреплен-ь ными подпружиненными двумя собачками

11, имеющими на боковой поверхности 50 палец 12, связанный с заслонками 5 и 6. На водиле 10 диаметрально противоположно шарнирно установлены подпружиненные собачки 13.

На насадке 8 расположен с возможностью вращения в подшипниках скольжения 14 корпус 15 с закрепленными на внутренней его поверхности при помаши чегырех шпилек 16 зубчатым вен68 г цом 17, имеющим больший внутренний диаметр, и зубчатым венцом 18 с меньшим внутренним диаметром. Венцы 17 и 18 имеют противоположное направление храповых зубьев. На наружной поверхности корпуса 15 жестко закрепле. на при помощи шпоночного соединения

19 зубчатая полумуфта 20.

Механизм управления положением sacлонок 5 и 6, удержание их в закрытом положении включает в себя закрепленный на корпусе с возможностью поворота диск 21 с прорезями для выступов в виде штифтов на Г-образных заслонках 5 и 6, средства фиксации

23 и закрепленный на стойке 24 элект»; ромагнит 25. Для герметичности внутренних элементов муфты снаружи расположен защитный кожух 26.

Реверсивная храповая муфта работает следующим образом.

При вращении тихоходного вала редуктора, на котором закреплена муфта, по ходу движения часовой стрелки подпружиненные собачки ll, шарнирно закрепленные на водиле 9, контактируя своими пальцами 12 с нижней. поверхностью направлякнцих 2 и 3, проходят по верху заслонок 4 или 7, замыкающих направляющие полукольца 2 и 3 изнутри, и попадают на верхнюю поверхность направлякяцих 2 и 3, при этом внешние заслонки 5 и 6 находятся в открытом положении. С.обачки ll входят в зацепление с зубчатым венцом 17 и приводят во вращение корпус

15 с закрепленной на нем зубчатой полумуфтой 20, а собачки 13., благодаря тому, что зубья, с которыми они контактируют, венца 18 направлены в противоположную сторону относительно зубьев венца 17, проскальзывают вдоль них, не входя в зацепление.

3 13922 положение диска 21 вместе с заслонками, Если вращение тихоходного вала редуктора осуществляется против хода часовой стрелки, то произвддится обратное переключение механизма управления положением заслонок. При этом заслонки 5 и 6 занимают открытое положение, замыкая полукольца снару- 10 жи. Скользя своими пальцами 12 поверху направляющих 2 и 3, собачки 11 встречаются также своими пальцами с нижней поверхностью заслонок 5 и 6, которые перекрывают путь поверху, 15 выходят из зацепления с зубчатым венцом 17 и попадают на нижний путь.

Если к зубчатой полумуфте 20 приложен крутящий момент против хода движения часовой стрелки и скорость его 20 вращения больше скорости вращения вала, то происходит обгон — независимое вращение корпуса 15 совместно с полумуфтой 20, собачки 13 при этом проскальзывают относительно зубьев 25 венца. При уравнении скоростей вращения и уменьшении угловой скорости полумуфты 19, по сравнению с угловой скоростью водила 9 и 10, подпружиненные собачки 13 входят в зацепление с зубьями венца 18 и происходит присоединение мощности, передаваемой приводом через водила 9 и 10.

За счет введения в конструкцию муфты механизма управления положе35 нием заслонок — замыкание полуколец в закрытом положении — исключается возможность самопроизвольного срабатывания муфты, которая может возникнуть при следующих условиях. Если 40 к корпусу 1 с храповыми венцами 17 и 18 через зубчатую полумуфту 20 при" ложить крутящий момент против движе-ния часовой стрелки и для удержания в этом положении затормозить вал редуктора, то в течение времени возможно постепенное растормаживание.

В этом положении, при открытых внешних Г-образных заслонках неизбежен выход собачек с пальцем из зацепления с храповиком и самопроизвольное приложение накопленной энергии, что предотвращается в данной муфте за счет замыкания полуколец 2 и 3 заслонками 5 и 6 и фиксации их в таком закрытом положении механизмом управления и тем самым исключается самопроизвольное расцепление собачек с храповиком, повышается надежность работы муфты.

Формула изобретения

Реверсивная храповая муфта, содержащая храповое колесо с двумя венцамн, водило, установленные шарнирно на водиле и подпружиненные к зубьям храпового колеса два ряда собачек противоположной ориентации, один ряд которых контактирует с направляющими в виде полуколец и закрепленных на их концах заслонок, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена механизмом управления положением заслонок, выполненным в виде расположенных концентрично храповому колесу диска привода его поворота и средств фиксации положения диска, последний выполнен с пазами, а заслонки, взаимодействующие с собачками, выполнены Г-образными с выступами на их концах, входящими в пазы диска.

l 392268

Составитель М. Косьминова

Техред M.Õoäàíè÷ Корректор M. Ложо

Редактор H. Горват

Заказ 1877/38

Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и. открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Реверсивная храповая муфта Реверсивная храповая муфта Реверсивная храповая муфта Реверсивная храповая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в детских транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и .механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям обгонных муфт

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах приборов и грузоподъемных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов приборов и грузоподъемных машин

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приводах ходовых винтов, станков, прессов, транспортеров, ередаточных тележек, а также в транспорте , например в приводах ведущих колес веломобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах автоматического и полуавтоматического действия, пусковых установках, станках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к способам триботехнических испытаний
Наверх