Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом

 

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность охлаждения. Теплообменник 18 снабжен каналами для прохода охлаждающей жидкости (ОЖ) наддувочного воздуха и теплоносителя . При увеличении нагрузки по сигналу от датчика 16 т-ры ОЖ открывает орган 35 перекрытия патрубка. В результате этого окно 20 открывается, а окно 21 закрывается , что приводит к просасыванию воздуха из атмосферы через теплообменник 18 за счет разрежения, создаваемого эжектором 31.-При дальнейшем увеличении нагрузки термостат открывает проход жидкости к радиатору 2 и включается вентилятор 4. По сигналу датчика 16 открывается трубопровод 13 и ОЖ начинает циркулировать через воздухоохладитель 5. Такое выполнение позволяет поддерживать т-ру ОЖ и наддувочного воздуха в оптимальных пределах. Для двигателей с высоким давлением наддува и для двигателей с ограничением теплоотдачи в окружающую среду устр-во 9 для регулирования расхода теплоносителя м.б. выполнено в виде турбовентиляторной установки, турбина которой подключена к магистрали подачи наддувочного воздуха, а вентилятор установлен перед окном 20, снабжающим магистраль 19 подачи теплоносителя . 3 з.п. ф-лы, 3 ил. ел со Ю 00 С5 Фиг1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1321860 A 1 (50 4 F 01 Р 3 20, F 02 В 29 04

KF0а -: q

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPGMOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ЙКа, ДЯ РЦД

Риг

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4009188/25-06 (22) 08.01.86. (46) 07.07.87. Бюл. № 25 (71) Московский автомеханический ин ститут (72) Ю. С. Кустарев, В. Г. Белькевич, P. Я. Загидуллин, А. В. Медведев, И. И. Осипов, В. В. Таммор и Ю. И. Фрайман (53) 621.43-714.72 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1250678, кл. F 02 В 29/04, 1985. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ (57) Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность охлаждения. Теплообменник 18 снабжен каналами для прохода охлаждающей жидкости (ОЖ) наддувочного воздуха и теплоносителя. При увеличении нагрузки по сигналу от датчика 16 т-ры ОЖ открывает орган 35 перекрытия патрубка. В результате этого окно 20 открывается, а окно 21 закрывается, что приводит к просасыванию воздуха из атмосферы через теплообменник IS за счет разрежения, создаваемого эжектором

31.- При дальнейшем увеличении нагрузки термостат открывает проход жидкости к радиатору 2 и включается вентилятор 4. По сигналу датчика 16 открывается трубопровод

13 и ОЖ начинает циркулировать через воздухоохладитель 5. Такое выполнение позволяет поддерживать т-ру ОЖ и наддувочного воздуха в оптимальных пределах.

Для двигателей с высоким давлением наддува и для двигателей с ограничением теплоотдачи в окружаюгцую среду устр-во 9 для регулирования расхода теплоносителя м.б. выполнено в виде турбовентиляторной установки, турбина которой подключена к магистрали подачи наддувочного воздуха, а вентилятор установлен перед окном 20, снабжающим магистраль 19 подачи теплоносителя. 3 з.п. ф-ль1, 3 ил.

1321860

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания с наддувом.

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения.

На фиг. 1 представлена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом, на фиг. 2 — схема устройства для регулирования расхода теплоносителя с турбовентиляторной установкой; на фиг. 3 — вариант конструкции теплообменника термостабилизатора.

Система охлаждения содержит контур циркуляции охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения двигателя 1, радиатор

2 и жидкостной насос 3, вентилятор 4 обдува радиатора 2, воздухоохладитель 5, выполненный с каналами для прохода наддувочного воздуха, охлаждающей жидкости и охлаждающего воздуха, и термостабилизатор

6, установленный в магистрали 7 подачи наддувочного воздуха между воздухоохладителем 5 и компрессором 8 агрегата наддува, снабженный устройством 9 для регулирования расхода теплоносителя и подключенный к выпускной магистрали 10 двигателя 1 после турбины ll агрегата наддува.

Воздухоохладитель 5 каналами для прохода охлаждающей жидкости подключен при помощи трубопроводов 12 и 13 подвода и отвода жидкости соответственно к напорному и всасывающему патрубкам 14 и 15 жидкостного насоса 3. Система охлаждения c:Hàáæåна по меньшей мере двумя датчиками 16 и 17 температуры охлаждающей жидкости.

Воздухоохладитель 5 установлен перед радиатором 2, а термостабилизатор 6 выполнен в виде теплообменника 18, снабженного каналами для прохода охлаждающей жидкости, наддувочного воздуха и теплоносителя, и магистралью 19 подачи теплоносителя, сообщенной при помощи окон 20 и

2l соответственно с атмосферой и выпускной магистралью 10 двигателя 1 и снабженной заслонкой 22 с приводом 23, гюочередно перекрывающей окна 20 и 21.

Теплообменник 18 подключен каналами для прохода охлаждающей жидкости при помощи трубопроводов 24 и 25 подвода и отвода жидкости соответственно к напорному и всасывающему патрубкам 14 и 15 жидкостного насоса 3. Трубопровод 13 отвода жидкости из воздухоохладителя 5 выполнен с органом 26 перекрытия, снабженным приводом 27, а датчики 16 и 17 температуры охлаждающей жидкости установлены в трубопроводах 25 и !3 отвода охлаждающей жидкости из теплообменника 18 и воздухоохладителя 5 и электрически подключены к приводам 23 и 27 заслонки 22 и органа 26 перекрытия трубопровода 13., Радиатор . 2 выполнен с перепускным трубопроводом, в месте подключения которого к контуру установлен термостзт.

Теплообменник 18 (фиг. 3) термостабилизатора 6 может бьггь выполнен в виде пакета пластин 28, установленных с зазором 29 между собой, а каналы для прохода охлаждающей жидкости образованы рядом отверстий 30, выполненных в каждой пластине 28.

Устройство 9 для регулирования расхода теплоносителя может быть выполнено в виде эжектора 3!, активное сопло 32 которого подключено при помощи патрубка 33 к выпускной магистрали 10 двигателя 1, а пассивное сопло 34 подключено к магистрали 19 подачи теплоносителя. Патрубок 33 снабжен органом 35 перекрытия с приводом 36, кото15 рый электрически подключен к датчикам 16 и

17 температуры охлаждающеи жидкости.

Устройство 9 (фиг. 2) для регулирования расхода теплоносителя может быть выполнено в виде турбовентиляторной установки, турбина 37 которой подключена посредством

20 патрубка 38 подвода воздуха к магистрали

7 подачи поддувочного воздуха между компрессором 8 и теплообменником 18, а вентилятор 39 установлен перед окном 20, сообщающим магистраль 19 подачи теплоносителя. Патрубок 38 подвода воздуха к турбине 3? снабжен регулятором 40 проходного сечения с приводом 41, выпускная магистраль 10 двигателя 1 выполнена с органом 42 перекрытия, снабженным приводом 43 и установленным после термостабилизатора 6, 30 причем приводы 41 и 43 регулятора 40 и органа 42 перекрытия электрически связаны с датчиками 16 и 17 температуры охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом работает следующим образом.

При низкой температуре атмосферного воздуха на холостом ходу и режимах малых нагрузок воздух, нагнетаемый коллектором 8, пройдя теплообменник 18 термостабилизатора 6, где нагревается теплом ох40 лаждающей жидкости и теплом отработавших газов (заслонка 22 перекрывает окно

20), и воздухоохладитель 5, подается в двигатель. При этом орган 26 перекрытия трубопровода 13 закрыт и вентилятор 4 отключен.

45 При увеличении нагрузки повышаются температура и расход наддувочного воздуха и отработавших газов, что приводит к увеличению температуры жидкости на выходе из теплообменника 18. По сигналу дат50 чика 16 температуры охлаждающей жидкости орган 35 перекрытия патрубка открывается, а заслонка 22 открывает окно 20 и закрывает окно 21, что приводит к просасыванию воздуха из атмосферы через теплообменник 18 за счет разряжения, создавае55 мого эжектором. Однако вследствие взаимного теплообмена между жидкостью и наддувочным воздухом в теплообменнике 18 температура наддувочного воздуха на выходе

1321860

Формула изобретения из него, а следовательно и в магистрали 7 подачи наддувочного воздуха, оказывается выше температуры атмосферного воздуха, что способствует улучшению испаряемости топлива и снижению содержания вредных веществ в газе. за счет более эффективного сгорания.

При дальнейшем увеличении нагрузки двигателя поверхности теплообмена в теплообменнике 18 и расхода атмосферного воздуха, создаваемого эжектором 31, оказывается недостато гно для охлаждения жидкости и наддувочного воздуха, что приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости. При достижении определенной величины температуры охлаждающей жидкости термостат открывает проход жидкости к радиатору 2 и происходит включение вентилятора 4. 1lo сигналу датчика 16 температуры охлаждающей жидкости открывается орган 26 перекрытия трубопровода 13 и чере3 воздуxoox;l3äèòå tü 5 циркулирует охлаждающая жидкость. В результате взаимного тецлообмена в воздухоохладителе по,1 >грев ..:аддувоч ного воздуха охлаждающей жидкости препятствует его переохлаж;.ение, а охл ждение его потоком воздуха препятствует перегреву.

Таким ооразом, предложенная система охлажде ия позволяет поддерживать температуру охлаждающей жидкости и наддувочного воздуха в оптимальных пределах. .агля двигателей с высоким давлением наддува и для двигателей с ограничением теплоотдачи в окружающую среду (адиабатньц .1изели ) охлаждение наддувочного воздуха и жидкости, например моторного масла, осуществляется потоком атмосферного воздуха, создаваемого вентилятором 39 турбовентиляторной установки. При увеличении температуры жидкости в трубопроводе

26 электрический сигнал от датчика 16 подается на приводы регулятора 40 и органа

42 перекрытия. При этом часть наддувочного воздуха отводится на привод турбины

37 турбовентиляторной установки, а отработавшие газы выпускаются в атмосферу.

Использование подогрева наддувочного воздуха в теплообменнике теплом отработавших газов и отключейие вентилятора при работе двигателя на малых нагрузках способствует снижению затрат мощности на охлаждение и повышению экономичности двигателя за счет улучшения процессов смесеобразования и сгорания.!. Система охлаждения двигателя внутренного сгорания с наддувом, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения двигателя, радиатор и жидкостной насос, вентилятор обдува радиатора, воздухоохладитель, выполненный с каналами для прохода наддувоч5

55 ного воздуха, охлаждающей жидкости и охлаждающего воздуха,и термостабилизатор, установленный в магистрали подачи наддувочного воздуха между воздухоохладитечем и компрессором агрегата наддува, снабженный устройством для регулирования расхода теплоносителя и подключенный к выпускной магистрали двигателя после турбины агрегата наддува, причем воздухоохладитель каналами для прохода охлаждающей жидкости подключен при помощи трубопроводов подвода и отвода жидкости соответственно к напорному и всасывающему патрубкам жидкостного насоса, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, она снабжена по меньшей мере двумя датчиками температуры охлаждающей жидкости, воздухоохладитель установлен перед радиатором, термостабилизатор выполнен в виде теплообменника, снабженного каналами для прохода охлаждающей жидкости, наддувочного воздуха и теплоносителя, и магистралью подачи теплоносителя, сообщенной при помощи окон с атмосферой и выпускной магистралью двигателя и снабженной заслонкой с приводом, поочередно перекрывающей эти окна, теплообменник подключен каналами для прохода охлаждающей жидкости при помощи трубопроводов подвода и отвода жидкости соответственно к напорному и всасывающему патрубкам жидкостного насоса, трубопровод отвода жидкости из воздухоохладителя выполнен с органом перекрытия, снабженным приводом, а датчики температуры охлаждающей жидкости установлены в трубопроводах отвода жидкости из теплообменника и воздухоохладителя и электрически подключены к приводам заслонки и органа перекрытия.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что теплообменник выполнен в виде пластин, установленных с зазором между собой, причем каналы для прохода охлаждающей жидкости образованы рядом отверстий, выполненных в каждой пластине.

3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что устройство для регулирования расхода теплоносителя выполнено в виде эжектора активное сопло которого подключено при помощи патрубка к выпускной магистрали двигателя, а пассивное сопло подключено к магистрали подачи теплоносителя, причем патрубок снабжен органом перекрытия с приводом, который электрически подключен к датчикам температуры охлаждаюгцей жидкости.

4. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что устройство для регулирования расхода теплоносителя выполнено в виде турбовентиляторной установки, турбина которой подключена посредством патрубка подвода воздуха к магистрали подачи наддувочного воздуха между компрессором и теплообменником, а вентилятор установлен пе1321860

Риг. Z

;;нох., сообщакнцим магистраль подачи теплоносителя с атмосферой, патрубок подвода воздуха к турбипе снабжен регулятором:tðохо,нного <. ечения с приводом, а выпускная магистраль двигателя выполнена органом перекрытия, снабженным приводом и установленным после термостабилизагора, причем приводы органа перекрытия н регулятора проходного сечения электрически связаны с датчиками температуры.

U ф

АТОС

Фиг.5.

Составитель Л. Черный

P еда кто р А. Ша ндо р Техред И. Верес Корректор !. Бескид

Заказ 2732/24 Тираж 48! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области регулирования двигателей внутреннего сгорания и позволяет расширить диапазон регулирования температур охлаждаемой среды

Изобретение относится к двигатедестроению

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах наддува и охлаждения наддувочного воздуха двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам двигателей внутреннего сгорания для плавающих средств и позволяет уменьшить габариты мотора

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить надежность

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет снизить затраты мощности на охлаждение двигателя

Изобретение относится к двигателестроеиню, а именно к двигателям внутреннего сгорания
Наверх