Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом

 

Изобретение относится к двигателестроению и м.б. использовано в силовых установках транспортных средств и сельскохозяйственных машин . Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения.. Вентилятор. 8 установлен в одном канале с охладителем 1 наддувочного воздуха и ;, снабжен приводом 9, выполненным в виде турбины, подключенной к магистрали 3 подачи воздуха. Орган 10 управления приводом 9 выполнен в виде запорного элемента, установленного в патрубке 18 подвода сжатого воздзгха. Перегородка 14 м.б. выполнена неподвижной , а орган 17 регулирования проходного сечения канала 15 м.б.. выполнен в виде поворотных заслонок. При уменьшении нагрузки двигателя, а также при уменьшении т-ры атмосферного воздуха доступ сжатого воздуха в турбину вентилятора 8 ограничивается запорным элементом. Поворотные заслонки частично перекрывают проходное сечение канала 15, поэтому расход охлаждающего воздуха через охладитель 1 уменьшается, что приводит к уменьшению охлаждения наддувочного воздуха. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. а (Л С СА: со со со О5 Г

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1333796 А1 (5g 4 F 02 В 29/04 F 01 P 3/20

gg г .. -- гс у:,;ч

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOlVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУД ис,!

ГОСУДАРСТНЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4064227/25-06 (22) 29.04.86 (46) 30.08.87. Бюл. Ф 32 (71) Московский автомеханический ин ститут,Камское объединение по произ— водству большегрузных автомобилей и

Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачева (72) Ю.С.Кустарев, В.Г.Белькевич, А.А,Шестаков, А.N.Êîíäðèêîâ, Ю.И.Фрейман, P.ß,Загидуллин, А.В.Медведев, В.К.Фомин и Г.А.Сакерин (53) 621.432.052-714(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1250674, кл. F 01 P 3/20, 1985. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖД. НИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ (57) Изобретение относится к двигателестроению и м.б. использовано в силовых установках транспортных средств и сельскохозяйственных машин. Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения.. Вентилятор.

8 установлен в одном канале с охладителем 1 наддувочного воздуха и „ снабжен приводом 9, выполненным в виде турбины, подключенной к магистрали 3 подачи воздуха. Орган 10 управления приводом 9 выполнен в виде запорного элемента, установленного в патрубке 18 подвода сжатого воздуха.

Перегородка 14 м.б. выполнена неподвижной, а орган 17 регулирования проходного сечения канала 15 м.б.. выполнен в виде поворотных заслонок.

При уменьшении нагрузки двигателя, а также при уменьшении т-ры атмосферного воздуха доступ сжатого воздуха в турбину вентилятора 8 ограничивается запорным элементом. Поворотные заслонки частично перекрывают ггроходное сечение канала 15, поэтому расход охлаждающего воздуха через охладитель 1 уменьшается, что приводит к уменьшению охлаждения наддувочного воздуха. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

1333796

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгора5 ния (ДВС) с турбонаддувом, и может быть использовано в силовых установках транспортных средств и сельскохозяйственных машин.

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения.

На фиг. 1 представлена схема системы охлаждения ДВС с турбонаддувом; на фиг.2 — блок теплообменников и дополнительный вентилятор, общий 15 вид.

Система охлаждения ДВС с турбонаддувом содержит охладитель наддувочного воздуха, например, трубчаторебристого типа, раздающий коллектор 20

2 которого подключен к магистрали

3 подачи воздуха, сообщенной с компрессором 4 наддува, а сборный коллектор 5 подключен к впускному трубопроводу 6 двигателя 7, дополнительный вентилятор 8 с приводом 9 и органом 10 управления этим приводом, радиатор 11,включенный в контур циркуляции охлаждающей жидкости, и вентилятор 12 обдува радиатора 11 и ох- 30 ладителя 1 наддувочного воздуха, установленный на конце воздуховода 13, в котором размещены радиатор 11, охладитель 1 наддувочного воздуха и дополнительный вентилятор 8, Воздуховод 13 разделен при помощи перегородки 14 на два параллельных канала

15 и 16, в одном иэ которых размещены дополнительный вентилятор 8, охладитель 1 наддувочного воздуха и орган 17.регулирования проходного сечения этого канала, а в другом радиатор 11.

Перегородка 14 может быть выполнена неподвижной, а орган 17 регули- 45 рования проходного сечения канала 15 может быть выполнен в виде поворотных заслонок.

Привод 9 дополнительного вентилятора 8может быть выполнен в виде

50 турбины, снабженной патрубком 18 подвода сжатого воздуха, подключенным к магистрали 3 подачи воздуха, а орган 10 управления с приводом 9 может быть выполнен в виде запорного элемента, установленного в патрубке 18 подвода сжатого воздуха и изменяющего площадь его проходного сечения.

Система охлаждения работает следующим образом.

Атмосферный воздух поступает в компрессор 4 наддува, откуда наддувочный воздух подается в раздающий коллектор 2 охладителя 1 наддувочного воздуха, далее через каналы Воздухоохладителя воздух направляется в сборный коллектор 5, после чего через впускной трубопровод 6 он направляется.в двигатель 7. Часть сжатого в компрессоре 4 воздуха подается через эапорный элемент в воздушную турбину, кинематически связанную с дополнительным вентилятором 8, который служит для форсированного дутья через охладитель 1 наддувочного воздуха, в то время как вентилятор

12 служит для продувки охлаждающего воздуха как через радиатор 11, так и через охладитель 1 наддувочного воздуха.

Для регулирования глубины охлаждения наддувочного воздуха в воздухоохладителе и поддержания на оптимальном уровне температуры наддувочного воздуха на входе в двигатель служат поворотные заслонки, которые могут занимать различное положение в зависимости от температуры атмосферного воздуха и режима работы двигателя. При больших нагрузках двигателя и высоких температурах атмосферного воздуха поворотные заслонки полностью открывают проходное сечение канала 15, образованного стенкой воздуховода 13 и перегородкой 14.

Создаваемый вентилятором 12. поток охлаждающего воздуха на входе в блок теплообменников разделяется на две части, одна проходит через охладитель 1 наддувочного воздуха, а другая — через радиатор 11. После прохождения теплообменников обе части потока охлаждающего воздуха соединяются и проходят через вентилятор

12. Дополнительный вентилятор 8 служит для увеличения расхода охлаждающего воздуха через воздухоохладитель с целью дополнительного увеличения плотности наддувочного воздуха.

При уменьшении нагрузки двигателя от максимальной до режима максимального крутящего момента, а также при уменьшении температуры атмосферного воздуха доступ сжатого воздуха в турбину дополнительного вентилятора 8 ограничивается запорным элемен

1333796 том. Поворотные заслонки частично перекрывают проходное сечение канала 15, поэтому расход охлаждающего воздуха через охладитель 1 наддувоч5 ного воздуха уменьшается, что приводит к уменьшению охлаждения наддувочного воздуха, а также к зкономии мощности двигателя, затрачиваемой на привод вентилятора 12. 10

При работе двигателя на режимах малых нагрузок при низких температурах атмосферного воздуха поворотные заслонки полностью перекрывают проходное сечение канала 15 охлаждающего воздуха. В этом случае охлаждение наддувочного воздуха в воздухоохладителе 1 прекращается .

Привод запорного элемента, а также регулируемых заслонок осуществляется от сервомеханизмов системы автоматического регулирования температуры двигателя (не показаны). В качестве управляющих параметров используются температура и давление 25 наддувочного воздуха, температура охлаждающей жидкости в радиаторе, температура масла в маслоохладителе, температура атмосферного воздуха, положение педали газа или рейки топ- 30 сливного насоса. формула изобретения

1..Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом, содержащая охладитель наддувочного воздуха; подключенный к магистрали подачи воздуха, радиатор, включенный в контур циркуляции охлаждающей жидкости, вентилятор обдува радиатора и охладителя наддувочного воздуха воздуховод, разделенный при помощи по меньшей мере одной перегородки на параллельные каналы, в одном иэ которых размещены охладитель наддувочного воздуха и орган регулирования проходного сечения канала, о т л ичающая с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, система снабжена дополнительным вентилятором с приводом и органом управления этим приводом, причем дополнительный вентилятор установлен в одном канале с охладителем наддувочного воздуха.

2. Система по п. 1, о т л и.ч аю щ а я с я тем, что перегородка выполнена неподвижной, а орган регулирования проходного сечения выполнен в виде поворотных заслонок.

3. Система по пп. t и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что привод дополнительного вентилятора выполнен в виде турбины, снабженной патрубком подвода сжатого воздуха, подключенным к магистрали подачи воздуха, а орган управления приводом выполнен в виде запорного элемента, установленного в патрубке подвода сжатого воздуха и изменяющего площадь проходного сечения последнего.

1333796

Составитель Л.Черный

Редактор А.Долинич Техред В.Кадар Корректор Л.Бескид

Заказ 3935/28 . Тираж 503

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприят е У н, г. жгород, ул. Проектная, 4

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить точность регулирования т-ры наддувочного воздуха при работе в условиях низких т-р окружающей среды

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность охлаждения

Изобретение относится к области регулирования двигателей внутреннего сгорания и позволяет расширить диапазон регулирования температур охлаждаемой среды

Изобретение относится к двигатедестроению

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах наддува и охлаждения наддувочного воздуха двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двига- Телестроению и позволяет повысить эффективность охлаждения двигателя путем автоматического снижения кислотности и жесткости охлаждающей жидкости

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей и позволяет повысить экономичность

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность охлаждения

Изобретение относится к системам двигателей внутреннего сгорания для плавающих средств и позволяет уменьшить габариты мотора

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить надежность

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет снизить затраты мощности на охлаждение двигателя

Изобретение относится к двигателестроеиню, а именно к двигателям внутреннего сгорания
Наверх