Фиксирующее устройство основания мачты парусной доски

 

Изобретение относится к строительству парусных спортивных судов, а именно к фиксирующим устройствам оснований мачт парусных досок. Цель изобретения - повышение надежности фиксации основания мачты к парусной доске и удобства при эксплуатации Основание ,мачты содержит цапфу 1, коi (Л 00 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

i 1rle с 11гъ..

П !

2, 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (89) DD 219004 (21) 7773047/27-11 (22) 13 ° 07.83 (31) 14Р В, 63 R/242446 (32) 12. 08.82 (33) DD (46) 23.08.88. Бюл. Ф 31 (71) фЕБ Вагонбау Аммендорф (DD) (72) Елике Хорст Херлитц Вольфганг и Таутц Вернер (ВР) (53) 629.125(088 8) „„SU„„1418179 А1 (51) 4 В 63 В 15/02 35 86 (54) ФИКСИРУЮШЕЕ УСТРОЙСТВО ОСНОВА. НИЯ МАЧТЫ ПАРУСНОЙ ДОСКИ (57) Изобретение относится к строительству парусных спортивных судов, а именно к фиксирующим устройствам оснований мачт парусных досок. Цель изобретения — повышение надежности фиксации основания мачты к парусной доске и удобства при эксплуатации.

Основание .мачты "îäåðæèò цапфу 1, ко1418179 торая имеет расположенный в середине продольный шпиц 2. В нем расположен фиксирующий элемент 3 с кинематическим з амыка нием „Фиксирующий элемент представпяет собой кольцеобразную каплевидную шайбу, которая по отношению к цапфе выполнена с избыточным размером и в своей верхней трети имеет выступы 4, которые образуют стопоры. Фиксирующий элемент укрепляется при помощи стопорного винта 5. Он вставлен в снабженное внутренней резьбой 6 расположенное в основании мачты отверстие. 7. Более узкая часть фиксирующего элемента направлена вниз, причем ег о запл ечики 8 входят в от1

Изобретение относится к строительству парусных спортивных судов, а именно к фиксирующим устройствам оснований мачт парусных досок.

Соединение основания мачты с корпусом имеет большое .значение. Известны технические решения, например стопорные соединения мачты с корпусом парусной доски. Известна полезная модель (DE-GM 11 - 7709045, ФРГ), в которой на нижнем конце основания мачты, выполненного в качестве цапфы, предусмотрены.стопоры, которые фиксируются в од- ной или нескольких расположенных друг над другом кольцевых канавках проходного подшипника. Каждый стопор находится в горизонтально расположенном в основании мачты отверстии, выполнен в виде шара и связан посредством нажимной пружины с установочным винтом.

При этом натяжение пружины осуществляется посредством установочного винта и конического соединительного элемента, .расположенного на одной оси и выше установочного винта. В результате поднятия и опускания конического соединительного элемента при помощи установочного винта изменяется длина пружины и, тем самым, степень фиксации„

Известно также устройство с несколькими стопорными звеньями (патент

EP В 18625, кл. В 63 В 15/02, 1980), верстие 9. Ниже продольного шпица также имеется отверстие 9 для ввинчивания установочного винта 11 во внутреннюю резьбу 12. Основание мачты фиксируется в проходном подшипнике 13.

Стопорный винт проходит одновременно через цапфу основания мачты и сквозное отверстие 14. При вставке цапфы 1 основания мачты в проходной подшипник 13 заплечики 8 фиксирующего элемента 3 сжимаются, вдавливаются в продольный шпиц 2, пока они, не заняв первоначальное положение, зайдут в кольцевую канавку проходного подшипника 13 и не зафиксируют основание мачты. 1 з.п. ф-лы, 1 ил .

2 в котором стопорные звенья выполнены из упруго-эластичных пластинок, вы" ступающих нижним концом от себя в сторону вставки в основание мачты и

5 отдаленных друг от друга при помощи соосных шпицев.

Однако для обеспечения необходимой силы фиксации каждый из стопоров требует дополнительного звена натя10жения. Кроме того, сила фиксации обеспечивается в первом упомянутом, механическом решении только при расположении нескольких стопоров один над другим, так как возможно ослаб5 ление стопорногб винта. Не обеспечивается вытекание воды из стопорного механизма, что ведет к преждевременной порче деталей.

Цель изобретения — повышение на20 дежности фиксации основания мачты к парусной доске и удобства при эксплуата ции.

На чертеже схематически показано фиксирующее устройство основания мач5 ты парусной доски, разрез.

Цапфа 1 основания мачты имеет расположенный в середине продольный шлиц 2. В нем расположен фиксирующий элемент 3 с кинематическим замыкани 0 ем. Фиксирующий элемент 3 представляет собой кольцеобразную каплевидную шайбу, которая по отношению к цапфе 1 основания мачты выполнена с избыточ14 18 1

Формула из обр ет ения

Составитель А, Петрухин

Техред Л. Олийнык Корректор Н.Король

Редакт ор С. Патр ушев г"

Заказ 4112/19 Тираж 396 Подписное

BHHHDH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое -предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ным размером и в своей верхней трети имеет выступы 4, которые выступают с обеих сторон из продольного шпица 2 и образуют тем самым пва стопора..

Фиксирующий элемент 3 укрепляется при помощи стопорного винта 5 Он вставлен в снабженное внутренней резьбой 6 вертикальное по отношению к плоскости фиксирующего элемента 3 располо- 10 женное в основании мачты поперечное отверстие 7. Более узкая часть фиксирующего элемента 3 направлена вниз, причем его заплечики 8 входят в отверстие 9. Оно расположено соосно и 15 проходит от основной поверхности 10 через продольный шпиц 2 в верхнюю треть цапфы 1 основания мачты, Ниже продольного шпица 2 также имеется отверстие 9 для ввинчивания установоч- !О ного винта 11 во внутреннюю резьбу 12.

Основание мачты фиксируется в роходном подшипнике 13. Стопорный винт 5 проходит одновременно через цапфу 1 основания мачты и сквозное отверстие 14. 2Б

Устройство работает следующим образом.

При вставке цапфы 1 основания мач. ты в проходной подшипник 13 заплечики 8 фиксирующего элемента 3 сжимают- З0 ся, вдавливаются в продольный шпиц 2, пока они, не заняв первоначальное положение, зайдут в кольцевую канавку проходного подшипника 13 и не зафиксируют основание мачты, независимо ни от какого предварительного напряжения в проходном подшипнике 13. Люфт между кольцевой канавкой и заплечиками 8 должен .оставаться такой величины, что обеспечивается свободная воз- 40 можность вращения основания мачты в проходном подшипнике в любое время.

Сообщение горизонтального предварительного напряжения стопорным вин79 том 5 предcTëвляет собой дополнительную меру, но не является необходимостью. Освобождение основания мачты из проходного подшипника обеспечивается в любой момент с помощью мускульной силы.

1. Фиксирующее устройство основания мачты парусной доски, включающее цапфу мачты, установленную в проходном подшипнике r.îîñíî и с возможностью врап ения в разные стороны, упругие стопоры, зацепленные за кольцевой паз проходного подшипника, о т л ич а юще ес я тем, что, с целью повышения надежности и удобства при эксплуатации, цапфа снабжена продольным шпицем, в котором расположен фик- сирующий элемент, выполненный в виде кольцеобразной каплевидной шайбы, которая в своей верхней части имеет выступы, входящие в кольцевой паз подшипника и расположенные на расстоянии от верхнего торца фиксирующего элемента, не превышающем одной трети его длины.

2. Устройство по п ° 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что цапфа выполнена с глухим отверстием в верхней части и сквозным отверстием с установочным винтом в нем в своей нижней части, а фиксирующий элемент — со сквозным отверстием и проходящим через него стопорным винтом, при этом фиксирующий элемент выполнен опирающимся своими торцами на кромки от- верстий цапфы.

Признано изобретением по результатам экспертизы, осуществленной Ведомством по изобретательству Германской Демократической Республики..

Фиксирующее устройство основания мачты парусной доски Фиксирующее устройство основания мачты парусной доски Фиксирующее устройство основания мачты парусной доски 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области спортивного судостроения, в частности к конструкции рангоута парусных досок

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта, в частности к устройству самоподъемных и полупогружных плавучих морских сооружений, а также стационарных морских сооружений

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции виндесерфера-катамарана

Судно // 1273298
Изобретение относится к области судостроения , в частности к судовы.м устройствам для отбора энергии качки

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции судовой мачты

Изобретение относится к судостроению и касается заваливающихся судовых мачтовых устройств преимущественно для маломерных судов и катеров, в частности для лесосплавных буксирных и патрульных катеров, такелажниц, формировщиков плотов и других технологических судов

Мачта // 1291484
Изобретение относится к судостроению , в частности к расположению антенных устройств на судовой мачте

Изобретение относится к судострсйнию

Изобретение относится к области судостроения , в частности, к конструированию заваливающихся мачт

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым мачта.м
Наверх