Устройство для соединения шестерен с их валами

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<>643681 (6!) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 201173(23) 1971500/27-11 с присоединением заявки Рй (23) ПриоритетОпубликовано 2501.79.-Бюллетень р6 3 (51) М. Кл.

F 16 D 23/02

Государственный комитет

СССР ио деяам изобретений и открытий (5З) УДК 629.113-5" 5 (088, 8) Дата опубликования описания 25.0179

1 а.п.Недялков, Е.Д.Туртанов и В.Г.Выборнов

Центральный ордена Трудового Красного Знамени (71) 3+" + научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ШЕСТЕРЕН

С ИХ ВАЛЛИИ

Изобретение относится к устройствам для соединения шестерен с их валами, в частности к коробкам перемены передач транспортных средств.

Известно устройство для соединения 5 шестерен с их валами, содержащее включаемые шестерни с коническими фрикционными поверхностями и зубчатыми венцами, установленную на валу и расположенную между зубчатыми венца- 1® ми ступицу, имеющую фиксаторы, синхронизирующие кольца с фрикционными поверхностями, соответствующими фрикционным поверхностям зубчатых венцов, при этом на ступице установлена шестерня — муфта, взаимодействующая с фиксаторами и синхрониэирующими кольцами jlj, Однако при передаче крутящего момента происходит самовыключение шестерен..

Известно также устройство для соединения шестерен с их валами, содержащее включаемые шестерни с коническими фрикционными поверхностями и зубчатыми венцами, установленную на валу и расположенную между зубчатыми .венцами ступицу, имеющую фиксаторы, синхронизирукиаие кольца с Фрикционными поверхностями, соответствующими фрикцнонньни поверхностям зубчатых венцов, и,по крайней мере, один Фиксирующий эуб (21, при передаче момента шестернями заднего хода происходит смещение шестерни-муфты,- что обусловит эажатие конусов трения и их последующий выход нэ строя.

Цель изобретения - исключение самовыключения шестерен при передаче крутящего момента.

Для этога,по крайней мере, на одном зубе шестерни-муфты, взаимодействующем с торцами Фиксирующего зуба, выполнена проточка, ширина которой больше ширины Фиксирующего зуба, На фиг.1 изображено предлггаемоЕ стройство, раэреэ1 на фиг» 2 дан разрез по фиксирующему зубу шлицевой пэры в среднем положении шестерни муфты; на Фиг. 3 - разрез по Фиксирующему зубу шлицевой пары в крайне.-положении шес ерни муфты ° на фиг сд показана ступица с фиксирующими зубьями; на фиг. 5 дан вид по стрелке

А нг фиг.4; на фиг. 6 — узел 1 на фиг. 4у нг фиг. 7 показан элемент шестерни-муфты, вид с торца; на Фиг. 8то же, вид сверху; на фиг. 9 дан разрез по Фиксирующему зубу шлнцевой пары в ее среднем положениями на Фиг.1064 3681 разрез по фиксирующему зубу шлицевой пары в ее смещенном положении, Устройство содержит вал 1, на котором установлены включаемые шестерни 2 и 3, имеющие соответственно зубчатые венцы 4 и 5 с коническими фрикционными поверхностями 6 и 7.

Между зубчатыми венцами 4 и 5 расположеча ступица 8 с зубьями, соединенная с валом 1. На ступице 8 установлена шестерня-муфта 9, взаимодействующая с шариковыми фиксаторами 10, установленными в ступице 8 (см.фиг.4),10

::Co ступицей 8 соединены синхронизирующие кольца 11 и 12 с коническими по,верхностями 13 и 14 соответственно, :на ступице В имеются фиксирующие .зубья 15 с торцами 16, взаимодействующие с торцами 17 и 18 шестерни-муфты 9. При этом торцы 17 ограничивают проточку шириной большей осевого размера фиксирующего зуба 15.

Между зубьями шестерни-муфты 9 20 и ступицы 8 имеется боковой зазор 19.

Устройство работает следующим образомв

В нейтральном положении (см.фиг.1) шариковый фиксатор 10 удерживает шестерню-муфту 9. При передаче момента шестернями заднего хода шестерня-муфта 9 и ступица 8 поворачиваются относительно друг друга, выбирая боковой зазор 3.9. B результате взаимодействия торца 16 фиксирующего зуба 15 и торца 17 шестерни-муфты 9 осевое ее смещение иэ среднего положения исключается. При управляющем воздействии на шестерню-муфту 9. она смещае — ñÿ относительно среднего положения.

Коническая поверхность 6 зубчатого венца 4 и коническая поверхность 13 синхронизирующего кольца 13. взаимодействуют, что приводит к выравнива- 40 нию угловых скоростей шестерни-муфты

9 и включаемой шестерни 2. Шестернямуфта 9 входит в зацепление с зубчатым венцом 4 включаемой шестерни 2, при передаче момента шестерни ступица 8 и шестерня-муфта 9 поворачиваются относительно друг друга, выбирая боковой зазор 19. При этом фиксирующий эуб 15 смещается относительно зубьев шестерни-луфты 9 на величину бокового зазора 19 ° Б результате взаимодействия торца 16 фиксирующего зуба 15 и торца 18 шестерни-муфты 9 исключается ее самовыкяючение.

Формула изобретения

Устройство для соединения шестерен с их валами, например, в коробке передач, содержащее включаемые шестерни с коническими фрикционными поверхностями и зубчатыми венцами, установленную на валу и расположенную между зубчатыми венцами ступицу, имеющую фиксаторы, синхронизирующие кольца с фрикционными поверхностями, соответствующими фрикционным поверхностям зубчатых венцов, и,по крайней мере, один фиксирующий эуб, при этом на ступице установлена шестерня-муфта, взаимодействующая с фиксаторами, синхрониэирующими кольцами и с торцами фиксирующего зуба, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью исключения самовыключения шестерен при передаче крутящего момента, по крайней мере,на одном зубе шестерни-муфты, взаимодействующем с торцами Фиксирующего зуба, выполнена протОчка, ширина которой бОльше шИрины Фиксирующего зуба.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.. Патент Франции М 2151886, кл. В 60 К 17/00, 1971, 2. Патент ФРГ 9 1128757, кл. 63 С 8/41, 1962., Составитель В.Иаринкина

Текред В,Ниймет КорректорН.Тупица

Заказ 7996/34 Тираж 1138 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

13„3035 Москва, Ж-35 Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, г.Ужгород„ ул.Проектная, 4

Устройство для соединения шестерен с их валами Устройство для соединения шестерен с их валами Устройство для соединения шестерен с их валами Устройство для соединения шестерен с их валами 

 

Похожие патенты:

Шйк // 379423

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к медно-цинковым сплавам и изготовленным из них блокирующим кольцам синхронизатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пакету колец синхронизатора для коробки переключения передач

Изобретение относится к коробке передач для автомобиля, в частности к автомобильному синхронизатору штифтового типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи
Наверх