Жидкостная упруго-центробежная муфта сцепления

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. Муфта состоит из ведущей полумуфты, содержащей ступицу с внутренней полостью конусообразной формы 2 для размещения жидкости 3. С торца ведущая полумуфта герметично закрыта эластичной камерой 4, выполненной в виде стакана. Ведомая полумуфта содержит ступицу 5 с ободом 6 и охватывает ведущую полумуфту с радиальным зазором от поверхности эластичной камеры 4. Передаваемый муфтой крутящий момент может быть увеличен при установке на внутренней поверхности ведомой полумуфты и камере 4 ведущей полумуфты зубчатых венцов 7, 8 с торцовыми зубьями. Венцы 7, 8 входят в зацепление при вращении ведущей полумуфты и увеличении площади поперечного сечения эластичной камеры 4, деформирующейся под действием центробежных сил вращающейся жидкости. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЭ С0ВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (111 (511 4 F 16 D 43/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

flPl4 ГКНТ СССР (21) 4325529/31-27 (22) 06.10.87 (46) 30.06.89. Бюл.Р 24 (7!) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) Б.П.Спруогис, В.P.×àéêà, Л.А.Зубавичюс и Ю.И.Юренич (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 526732, кл. F 16 D 43/14, 1973. (54) ЖИДКОСТНАЯ УПРУГОЦЕНТРОБЕЖНАЯ

МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов. Цель изобретения » повышение надежности и долгонечности. Иуфта состоит из ведущей полумуфты, содержащей ступицу с внутренней полос2 тью конусообразной формы 2 для размещения жидкости 3. С торца ведущая полумуфта герметично закрыта эластичной камерой 4, выполненной в виде стакана ° Ведомая полумуфта содержит ступицу 5 с ободом 6 и охватывает. ведущую полумуфту с радиальным зазором от поверхности эластичной камеры

4. Передаваемый муфтой крутящий момент может быть увеличен при устанонке на внутренней поверхности ведомой полумуфты и камере 4 ведущей полумуфты зубчатых венцов 7, 8 с торцовыми зубьями. Венцы 7, 8 входят в зацепление при вращении ведущей полумуфты и увеличении площади поперечного сечения эластичной камеры 4, деформирующейся под действием центробежных сил вращающейся жидкости.

2 э п. ф лы, 5 ил. з

149033

Изобретение от носится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов.

Цель изобретения — повышение надеж

5 ности и долговечности.

На фиг.1 изображена жидкостная упругоцентробежная муфта сцепления, общий вид; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З вЂ” то же, вариант выполнения внутренней поверхности ведомой полумуфты; на фиг.4 — то же, вариант выполнения муфты с зубчатыми венцами; на фиг.5 — зубчатый венец ведомой полумуфты, вид сверху (частично).

Муфта состоит из ведущей полумуфты, содержац<ей ступицу 1 под вертикальный вал и с внутренней полостью 20 конусообразной формы 2 для размещения жидкости 3. С торца она герметично закрыта эластичной камерой 4 (фиг.1), выполненной в виде стакана. Ведомая полумуйта содержит ступицу 5 с ободом 25

6, образующим цилиндрическую полость и охватывающим ведуц>ую полумуфту с радиальным зазором g от поверхности эластичной камеры 4. Д»ч передачи большего крутящего момента с целью увеличения поверхности сцепления внутренняя поверхность ведомой полумуфты выполняется Bo;IHp< .той (фиг.3) °

Передаваемый муфтой крутящий момент может быть увеличен, если на внутренней поверхности ведомой полумуфты установить зубчатый венец 7 с торцовыми зубьями, имеющий возможность сцепления с упругим зубчатым венцом

8, закрепленным на верхней части 40 эластичной камеры 4 ведущей полумуфты (фиг.4) . При этом геометрические оси торцовых зубьев перпендикулярны оси вращения муфты.

Муфта работает следующим образом. 45

В татическом положении (без вращения) ведомая полумуфта охватывает ведущую полумуфту и радиальное расстояние между поверхностями эластичной камеры 4 и ведомой полумуфтой

50 равно ° Сообщив вращение ведущей полумуфте, жидкость 3, находящаяся в конусообразной п<>ности 2 и эластичной камере 4, под действи м центробежных сил по периметру давит на ст нки камеры 4, увеличивая диаметр поперечного сечения, и с достижением номинальных оборотов радиальное расстояние Ь между стенками полумуфты и эластичной камеры 4 исчезает. Происходит сцепление камеры 2 ведущей полумуфты с ведомой полумуфтой.

При выполнении внутренней поверхности ведомой полумуфты волнистой поверхность взаимодействия с эластичной камерой 4 увеличивается, возрастает передаваемый муфтой крутящий момент (фиг.3), Если внутренняя поверхность ведомой полумуфты содержит зубчатый венец

7, а на верхней части эластичной камеры закреплен зубчатый венец 8 с осевым расстоянием между венцами S то при достижении ведущей полумуфтой номинальных оборотов под действием центробежных сил с увеличением диаметра поперечного сечения камеры 4 происходит прижатие боковой поверхности камеры к боковой поверхности зубчатого венца 7 и начинается вращение ° С увеличением оборотов ведущей полумуфты под действием возросших центробежных сил жидкости 3 эластичная камера 4 еще более "разбухает" (т.е. происходит ее укорочение), расстояние между венцами 7 и 8 исчезает, венпы приходят в зацепление, что обеспечивает надежное соединение полумуфт.

<1> о р м у л а изобретения

1. Жидкостная упругоцентробежная муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с внутренними полостями, взаимодействующие между собой посредством установленной между ними эластичной цилиндрической камеры, частично заполненной жидкостью, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьппения надежности и долговечности, полость в ведущей полумуфте выполнена конической формы, полумуфты расположены концентрично, эластичная камера выполнена в виде закрепленного на внутренней полумуфте стакана, форма которого эквидистантна внутренней поверхности ведомой полумуфты.

2. Муфта по п.l, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повьппения нагрузочной способности, внутренняя поверхность ведомой полумуфты в поперечном сечении выполнена волнообразной.

3. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения нагрузочкой способности, она снабжена двумя упругими зубчатыми венцами с торцовыми зубьями, один иэ которых закреплен на внутренней поверхности ведомой полумуфты, а дру1490336 6 гой — на противолежащем первому венцу участке эластичной камеры ведущей полумуфты с воэможностью зацепления с первым венцом.

Фс/е. 2

1490336

Составитель Г.Абрамова

Техред М,Дидык Корректор Т.Колб

Редактор И.Бандура

Тираж 72l

Заказ 3668/38

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям гри ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Жидкостная упруго-центробежная муфта сцепления Жидкостная упруго-центробежная муфта сцепления Жидкостная упруго-центробежная муфта сцепления Жидкостная упруго-центробежная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения машин и механизмов, а также демпфирования крутильных колебаний и динамических нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для передачи крутящего момента в нереверсивных машинах и механизмах с демпфированием динамических нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных силовых установках для передачи крутящего момента , демпфирования возникающих при этом колебаний и компенсации несросностей соединяемых валов

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению

Изобретение относится к машинострое21ию, пркборостроешпо и может быть применено для передачи крутящего момента с одновременаой комг1ексатщей значительных перекосов соединяемых валов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к упругодинамическим муфтам, и может быть использовано для соединения валов с целью передачи крутящего момента в машинах и механизмах и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок Цель изобретения - повышение надежности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных установках для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно применяется для передачи вращающего момента между валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, создания транспортных средств, более конкретно к устройствам для передачи вращательного движения, и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах, в частности в автомобилях и тракторах

Изобретение относится к машиностроению и касается создания центробежных бесступенчатых передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как на различных видах транспорта, так в устройствах и механизмах, где необходимо безударное включение валов

Изобретение относится к обгонным муфтам с собачкой, сцепляющейся с зубьями под действием центробежных сил

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на различных видах транспорта для плавного и динамичного их разгона, а также в различных механизмах для безударного включения валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, применяемым в приводах машинных агрегатов для передачи вращающегося момента
Наверх