Манипулятор

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике. Целью изобретения является улучшение динамических характеристик при одновременном упрощении обслуживания за счет снижения уровня шума и уменьшения инерционности подвижных звеньев. При включении основного привода 6 движение передается через ведущий шкив 9 на ведомый шкив 12 через ремень 13. Ведомое звено 2 при этом поворачивается относительно основания 1 вдоль продольной оси шарнира, в котором установлен волновой редуктор, генератор волн которого жестко связан с ведомым шкивом 12. Аналогично от дополнительных приводов 6-8 движение независимо передается на ведомые звенья 3 и 4 за счет ременных передач, которые имеют промежуточные сдвоенные шкивы, установленные подвижно на выходных валах предшествующих шарниров. Захватное устройство 5 манипулятора при этом занимает определенное положение в пространстве. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

И4 В 25 J 11/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4335! 55/31-08 (22) 30.11.87 (46) 23.09.89. Бюл. № 35 (71) Харьковский авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (72) А. И. Полетучий (53) 621.229.72 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1199610, кл. В 25 J 11/00, 1983. (54) МАНИПУЛЯТОР (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике. Целью изобретения является улучшение динамических характеристик при одновременном упрощении обслуживания за счет снижения уровня шума и уменьшения инерÄÄ SUÄÄ ) 509245 А 1

2 ционности подвижных звеньев. При включении основного привода 6 движение передается через ведущий шкив 9 на ведомый шкив

12 через ремень 13. Ведомое звено 2 при этом поворачивается относительно основания 1 вдоль продольной оси шарнира, в котором установлен волновой редуктор, генератор волн которого жестко связан с ведомым шкивом 12. Аналогично от дополнительных приводов 6 — 8 движение независимо передается на ведомые звенья 3 и 4 за счет ременных передач, которые имеют промежуточные сдвоенные шкивы, установленные подвижно на выходных валах предшествующих шарниров. Захватное устройство 5 манипулятора при этом занимает определенное положение в пространстве. 2 ил.

1509245

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехни ке.

Целью изобретения является улучшение динамических характеристик при одновременном упрощении обслуживания за счет снижения уровня шума и уменьшения инерционности подвижных звеньев.

На фиг. 1 показана схема манипулятора с тремя шарнирами, вид сверху; на фиг. 2— шарнир, соединяющий стойку с первым подвижным звеном, продольный разрез.

Манипулятор содержит основание i u шарнирно связанные с ним звенья 2 — 4. Со звеном 4 связано захватное устройство 5.

На основании 1 установлены приводы 6 — 8.

На валу основного привода 6 закреплен веду;щий шкив 9, а на цапфе 10, жестко связанной с основанием 1, смонтирован на подшиllllltêå 11 ведомый шкив 12, связанный например, зубчатым ремнем 13 со шкивом 9.

Шкив 12 посредством переходника 14 и вала 15 соединен с общим кулачком 16 генераторов 17 и 18 волн волного редуктора, установленных внутри гибкого зубчатого колеса 19, иа которое снаружи насажено гибкое зубчатое колесо 20, имеющее такое же число зубьев, как и гибкое колесо 19, но отличающееся коэффициентом смещения зубьев. Генератор 17 волн предназначен для деформирования гибкого колеса 19 и взаимодействует с ним неподсредственно, а генератор !8 волн предназначен для деформирования гибкого колеса 20 и взаимодействует с ним через гладкую оболочку гибкого колеса 19. Оба гибких колеса 19 и 20 неподвижно связаны с валом 21 шарнира и зацеплеиы с жесткими колесами 22 и 23 соответственно, неподвижно закрепленными в расточке ведомого звена 2 шарнира. Вал 21 с одной стороны соединен с основанием 1, а с другой стороны опирается на него через подшипники 24 и 25 общего кулачка 16 генераторов волн и подшипник 26. На вал 21 шарнира опирается через подшипники 27 и

28, общий кулачок 16 и подшипники 24 и 25 ведомое звено 2. С валом 21, а значит, и с гибкими колесами 19 и 20 связан статор 29 электромагнитной муфты-тормоза, якорь 30 которой шлицами 3! соединен с общим ку лачком 16 генераторов волн.

Устройство всех шарниров манипулятора является аналогичным, отличие заключается в количестве подшипников и шкивов на цапфе 10. Так, для первого шарнира, соединяющего основание 1 и ведомое звено 2, иа цапфе 10 смонтировано пять подшипников и соответственно пять шкивов 12 и 32—

35. Промежуточные шкивы 32 и 33, 34 и 35, имеют общую ступицу, т.е. они сдвоены и вращаются с одинаковой частотой.

На цапфе следующего от основания 1 шарнира, т.е. соединяющего звенья 2 и 3, 5

55 смонтированы на подшипниковых опорах только три шкива 36 — 38. Причем шкив 36 является ведомым для этого шарнира и соединен с генераторами волн волнового редуктора, а шкивы 37 и 38 являются промежуточными. U,àïôà третьего шарнира несет на себе только один подшипник и один ведомый шкив 39, связанный с генераторами волн волнового редуктора своего шарнира. Ведомый шкив 39 ремнем 40 связан с промежуточным шкивом 38, смонтированным на цапфе предыдущего шарнира, имеющим общую ступицу со шкивом 37 и связанным, в свою очередь, ремнем 41 со шкивом 34, имеющим общую ступицу со шкивом 35, связанным ремнем 42 со шкивом 44, насаженным на вал привода 8. Аналогично ведомый шкив 36 второго шарнира связан ремнем 43 со шкивом

33 первого шарнира, имеющим общую ступицу со шкивом 32, а последний связан ремнем 45 с ведущим шкивом 46, насаженным на выходной вал дополнительного привода 7. На звеньях 2 и 3 закреплены дополнительно введенные кронштейны 47 и 48 с натяжными роликами (не показаны) для натяжения рем ней. Передаточное отношение всех ременных зубчатых передач равно единице, а подшипники, смонтированные на них шкивы, ремни имеют одинаковые параметры для всех ременных передач, что значительно упрощает и удешевляет конструкцию манипулятора.

Манипулятор работает следующим образом.

В исходном положении манипулятора, если он не нагружен полезной нагрузкой, его звенья удерживаются от перемещений с помощью тормозов на постоянных магнитах, имеющихся в двигателях. При работе манипулятора все его шарниры могут Включать-,. ся одновременно или два из них, или один независимо от остальных. Например, для поворота звена 2 относительно основания 1 на требуемый угол включается основной привод 6, вследствие чего получает вращение с частотой выходного вала привода ведущий шкив 9, приводящий во вращение через. ремень 13 ведомый шкив 12 и связанные с ним переходник 14, вал 15 и общий кулачок 16 генераторов 17 и,18 волн, которые при вращении деформируют гибкие колеса 19 и 20.

При этом зацепленные с ними жесткие колеса 22 и 23 получают замедленное вращение и сообщают его связанному с ними ведомому звену 2, которое может поворачиваться в плоскости в любом направлении в зависимости от направления вращения вала привода.

Для поворота на требуемый угол звена 3 относительно звена 2 включается дополнительный привод 7, приводящий во вращение шкив 46 и через ремень 45 сдвоенные промежуточные шкивы 32 и 33, передающие вращение через ремень 43 на ведомый зубча1509245

Формула изо бре те ни я тый шкив 36 шарнира, соединяющего звенья 2 и 3. От шкива 36 осуществляется привод волнового редуктора аналогично пре-. дыдущему шарниру.

Для поворота на требуемый угол звена

4 относительно звена 3 включается привод 8, который через шкивы 44 и 35, 34 и 37, 38 и 39, связанные соответственно ремнями 42, 41 и 40, включает в работу волновой редуктор шарнира, приводящий в движение звено 4.

Поворот подвижных звеньев 2 — 4 может осуществляться одновременно в одном или разных направлениях за счет реверсирования двигателей.

Если под нагрузкой необходимо надежно зафиксировать в требуемом положении ведомое звено, например 2, относительно основания 1, то на катушку обмотки возбуждения электромагнитной муфты подается напряжение, вследствие чего якрь 30, скользя по шлицам 31, притягивается к статору муфты и происходит соединение генераторов 17 и

18 волн с гибкими колесами 19 и 20, приводящее к потере волновым редуктором подвижности и к взаимной фиксации звеньев.

Аналогично при включении электромагнитных муфт всех шарниров весь манипулятор превращается в неподвижное звено, т.е. стойку.

Предлагаемый манипулятор имеет модульную схему, состоит из набора одинаковых элементов и узлов, поэтому обладает простой, экономичной конструкцией. 3а счет применения точных регулируемых двигателей, бесшумных зубчатых ременных передач, допускающих высокие скорости, и волновых зубчатых передач с двумя гибкими колесами, обладающих высокой нагрузочной способностью и кинематической точностью и обеспечивающих малые габариты и массу шарниров, манипулятор может быть скоростным, а значит, и высокопроизводительным, имеет высокую точность позиционирования при минимальном числе датчиков, хорошую управляемость и бесшумность. При этом он прост для обслуживания и ремонта.

Манипулятор, содержащий основание с установленным на нем основным приводом, кинематически связанным с механической рукой, состоящей из ведущих и ведомых звеньев, связанных между собой посредством шарниров, каждый из которых включает волновой редуктор с управляющим элементом, входной вал которого кинематически связан с приводом и жестко связан с генератором волн, а выходной вал — с ведомым звеном, причем первое ведущее звено механической руки жестко связано с основанием, а последнее ведомое звено — с захватным устройством, отличающийся тем, что, с целью улучшения динамических характеристик при одновременном упрощении обслуживания за счет снижения уровня шума и уменьшения инерционности подвижных звеньев, он снабжен дополнительными приводами, число которых равно числу шарниров, жестко установленными на основании и кинематически связанными при помощи дополнительно введенных ременных передач с входными валами соответствующих волновых редукторов, при этом дополнительно введенные ременные передачи имеют ведущие промежуточные и ведомые шкивы, причем ведущие шкивы этих передач жестко установлены на выходных валах основного и дополнительных приводов, промежуточные шкивы выполнены сдвоенными и подвижно расположены на входных валах волновых редукторов, кроме последнего, считая от основания, а ведомые шкивы жестко установлены на входных валах волновых редукторов, при этом ведомый шкив первого после основания шарнира связан посредством ремня с ведущим шкивом основного привода, а все остальные ведомые шкивы связаны посредством ремней через соответствующие промежуточные ш кивы с ведущими шкивами, причем на всех ведущих звеньях жестко установлены дополнительно введенные кронштейны с натяжными роликами, которые кинематически связаны с соответствующим ремнем, связанным с ведомым шкивом.

1509245

Составитель А. Уваров

Редактор В. Петрагп Техред И. Верес Корректор Л. Бескид

Заказ 5673!14 Тираж 778 Подписное

ВНИИГ1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Манипулятор Манипулятор Манипулятор Манипулятор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях манипуляторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для механизации погрузочно-разгрузочных работ на операциях транспортировки и складирования грузов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к манипуляторам, предназначенным для перегрузки деталей, и может быть использовано при строительстве кирпичных зданий и сооружений, а также при производстве кирпичей и других штучных элементов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в захватных органах промышленных роботов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании мобильных транспортных роботов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки качества функционирования роботов-манипуляторов, рабочий орган которых перемещается по заданному контуру, например при сварке, окраске, нанесении покрытий и т.п

Изобретение относится к робототехнике, точнее к приводам манипуляторов с внешними магнитными системами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля и паспортизации геометрических параметров манипуляторов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к манипуляторам, используемым преимущественно при обслуживании технологических процессов в условиях вакуума

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях манипуляторов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к грузоподъемным механизмам мобильных робототехнических комплексов

Изобретение относится к орбитальным электромеханическим системам

Изобретение относится к приводам промышленных роботов с торцевыми электродвигателями

Изобретение относится к приводам промышленных роботов, работающих преимущественно в ангулярных системах координат

Изобретение относится к электромеханическим манипуляторам промышленных роботов, преимущественно выполненным с внешними магнитными системами

Изобретение относится к орбитальным электроприводам промышленных роботов, работающим преимущественно в ангулярных системах координат

Изобретение относится к робототехнике, в частности к манипуляторам промышленных роботов, использующихся в медицине в качестве автоматических артикуляторов - имитаторов движений нижней челюсти

Изобретение относится к роботу-рабочему для работы в космическом пространстве для контроля состояния конструкции жилого модуля в космическом пространстве или замены прикрепляемого элемента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях цикловых промышленных роботов и манипуляторов, применяемых для автоматизации и механизации основных и вспомогательных операций в промышленности

Изобретение относится к области промышленной робототехники и может быть использовано при проектировании роботов с внешними магнитными системами
Наверх