Дисковый тормоз

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковым тормозам, и может быть использовано в тормозных системах транспортных машин. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем совмещения в храповом механизме ступенчатой и плавной регулировки рабочего зазора и обеспечения дополнительного торможения. В поворотных рычагах 17 выполнены прорези, в которых шарнирно установлены подпружиненные собачки 25 и входящие с ними в зацепление храповики (Х)21, снабженные проушинами с фигурными прорезями, упорными винтами (УВ) 22 со сферическими торцовыми поверхностями. УВ установлены с возможностью взаимодействия со штоками 9 с зазором относительно него. Фигурные прорези в проушинах Х 21, наружные поверхности проушин и торцовая сферическая поверхность УВ 22 выполнены с общим геометрическим центром. Шток 9 установлен с возможностью взаимодействия одним концом с поршнем 8, а со стороны другого конца подпружинен к проушинам Х 21 в направлении к тормозной колодке 6. При износе колодок 6, пропорциональном шагу зубьев Х 21, зубья собачек 25 входят в зацепление с последующими зубьями Х 21, обеспечивая автоматическую регулировку рабочих зазоров в тормозе. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„.SU„„1548552 А1 (51) 5 F 16 D 55/224

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 (54) ДИСКОВМ1 ТОРМОЗ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬПИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4336602/27-27 (22) 31,09,87 (46) 07.03,90. Бюл, 9 9 (71) Московский автомобильный завод вч. И.А.Лихачева (72) М.R.Сугробов, В,Н.Heстеренко и В.П.Васильев (53) 62-592.11 7 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 870797, кл. F 16 D 65/56, 1980. (57 ) Из об ре те н ие о тиос итс я к машино " строению, в частности к дисковым тормозам, и может быть использовано в тормозных системах транспортных машин. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств путем совмещения в храповом механизме ступенчатой и плавной регулировки рабочего

1 548552 зазора и обеспечения дополнительного торможения. В поворотных рычагах 17 выполнены прорези, в которых шарнирно установлены подпружиненные собач5 ки 25 и входящие с ними в зацепление храповики (Х) 21, снабженные проушинами с фигурными прорезями, упорными винтами (УВ) 22 со сферическими торцовыми поверхностями. УВ установлены с возможностью взаимодействия со штоками 9 с зазором относительно него.

Фигурные прорези в проушинах Х 2) наружные поверхности проушин и торцо-!

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковьм тор- 2р мозам, совмещающим функции рабочего и стояночного тормозных механизмов, оснащенных автоматическими регуляторами зазора между тормозными колодками и дисками. 25, Пель изобретения — улучшение экс.плуатационных качеств путем совмещения в храповике функций ступенчатой и плавной регулировки рабочего зазора.

На фиг.1 показан дисковый тормоз, общий вид; на фиг.2 — схема взаимодействия храповика и упорного винта. со штоком и поршнем, на фиг.3 — схе35 ма взаимодействия храповика и собачки; на фиг.4 — расположение общего . геометрического центра радиусов дуг торцовых поверхностей упорных .винтов, внутренних поверхностей прорезей и 4р наружных поверхностей проушин.

Дисковый тормоз транспортного средства состоит из диска ), установленного на валу 2, и суппорта 3, охваты.вающего диск ) В окне 4 суппорта 3 45 на пальцах 5 с возможностью осевого перемещения установлены тормозные колодки 6. В цилиндрических проточках

7 суппорта 3 установлены поршни 8, вью полненные с внутренними полостями, в которых расположены головки штоков 9, удерживаемые с помощью гаек 10, непод вижно закрепленных в поршнях 8. Средние части штоков 9 расположены в отверстиях ториовых крышек 11 суппорта

3, а свободные концы штоков снабжены основаниями 12, на которых закреплены пластинчатые пружины 13. Головки штоков 9 установлены в поршнях 8 с вая сферическая поверхность УВ 22 выполнены с общим геометрическим цент-. ром. Шток 9 установлен с возможностью взаимодействия одним концом с поршнем 8, а со стороны другого конца подпружинен к проушинам Х 21 в направлении к тормозной колодке 6. При износе колодок б, пропорциональном шагу зубьев Х 21, зубья собачек 25 входят в зацепление с последующими зубьями Х 21, обеспечивая автоматическую регулировку рабочих зазоров в тормозе. 1 з,п. ф-лы, 4 ип, осевым зазором сю, В суппорте 3 выполнены каналы 14 для подачи рабочей жидкости в подпоршневые пространства цилиндрических проточек 7. Суппорт 3 оснащен кронштейнами )5, на которых на осях 16 установлены поворотные рычаги 17 с выполненными в них прорезями )8 ° Рычаги 15 своими верхними концами шарнирно соединены с корпусом 19 и штоком 20 управляющего пневмоцилиндра. На осях )6 в прорезях )8 с возможностью поворота установлены храповики 21 . Каждый храповик .21 снабжен упорным винтом 22 со сферической торцовой поверхностью и двумя pacrioложенньми в параллельных плоскостях проушинами 23 с фигурными прорезями

24 °

В верхних частях прорезей 18 шарнирно установлены собачки 25, входящие своими зубьями в зацепление с зубчатыми частями xparroBHKOB 21 . Каждая собачка 25 удерживается в зацеплении с соответствующим храповиком пружиной 26, один конец которой закреплен на рычаге 17, а другой опирается на собачку.

Свободные конвы штоков 9 расположены между проушинами 23 и связаны с ночи штифтами 27, жестко закрепленными на штоках и входящвки в фигурные. прорези 24 храповиков 21 . Установленные на штоках 9 пластинчатые пружины

l3 контактируют.с внешними поверхнос" тями проушин 23, поджимая внутренние поверхности прорезей 24 к штифтам 27 и обеспечивая наличие зазора Ь между торцовыми сферическими поверхностями упорных винтов 22 и штоками 9.

Радиусы К„ сферических поверхностей упорных винтов 22, радиусы R

Вершина зуба каждой собачки 25 имеет скругление, радиус кото рого выбран из условия

HRpcosd — cos(d + в )) 5 1548552 внутренних поверхностей фигурных про резей 24 и радиусы R внешних поверх3 ностей пррушин 23 имеют обирф геометрический центр с.

Pm где Ъ—

Съемные пружины 28 связаны с одним иэ рычагов болтом 29 с серьгой

30, а с другич — пальцем 31 с уравнителем 32. Для предотвращения поворота штоков 9 вокруг продольной оси на их концах, расположенных между проушинами 23, выполнены продольные лыски 33.

I

Соотно шеи ие жестко стей пружин 26 собачек 25 и пружин 13 штоков 9 выбирается иэ условия пр.с np us >

> С где С „с — жесткость пружин

С „,„„- жесткость пружин

Дисковый тормоз работает щим образом.

55 собачек; штоков ° следуюгде r — радиус скругления вершины зу10 ба собачки, H — расстояние от центра качания . храповика до центра качания собач ки, R расстояние от центра качания храповика до вершины его зу- ба в месте контакта с зубом собачки (радиус окружности вершин зубьев храповика);

e(- угол между прямой, соединяющей центры качания храповика и собачки, и прямой, проходящей через иеНТр качания храповика и вершину зуба храповика в месте контакта с вершиной зуба собачки;

pi — угол поворота храповика, соответствующии перемещению упорных винтов в пределах зазора Ъ, определяется из условия

Ь/2

2агсsin — —— г

1 зазор между торцовой сферической поверхностью упорного винта и торцовой поверхностью 35 штока, r — радиус качания центра с*ерической поверхности упорного винта.

+ R — Hcosd

Во время рабочего торможения рабочая жидкость под давлением по каналам

14 подается в подпоршневые пространства цилиндрических проточек 7, перемещая поршни 8 и тормозные колодки 6 в направлении диска 1. Тормозные колодки 6, взаимодействуя с диском 1 осуществляют торможение. Одновременно поршни 8, связанные гайками 10 со штоками 9, увлекают их эа собой.

Штоки 9, перемещаясь в осевом направлении, взаимодействуют с помощью штифтов 27 с фигурными прорезями 24 храповиков 21, поворачивая последние вокруг осей 16 на величину, пропорциональную зазору между тормозными колодками 6 и диском I .

По мере износа тормозных колодок . 6 зазор между ними и диском 1 увеличивается, при этом зубья собачек 25, скользя по зубьям храповиков 21, перемещаются в направлении их вершин.

При достижении зазоров между тормозными колодками 6 и диском 1 величин, пропорциональных шагу зубьев храповика 21, собачки 25 изменяют точки зацепления с ними и входят в зацеплении с последующими зубьями храповиков 21.

Храповики 21, поворачиваясь вокруг осей 16, взаимодействуют с установленными в них упорньии винтами 22 с торцовыми поверхностями штоков 9, перемещая последние с поршнями 8 и тормозными колодками 6 в направлении диска 1.

Во время стояночного торможения давление воздуха н пневмоиилиндре снижается, в результате чего под действием стяжных пружин рычаги 17 поворачиваются вокруг оси 16. Собачки 25, перемещаясь вместе с рычагами 17, поворачивают вокруг осей 16 храповики

21, которые торцовыми сферическими поверхностями упорных винтов 22 воздействуют на торцовые поверхности штоков 9, перемещая последние вместе с поршнями 8 и тормозными колодками

6 в направлении диска 1, осуществляя торможение ° Величины радиусов скруглений зубьев собачек 25 и наличие со15 8552

И ответствующих зазоров Ь исключают возможность останова зубьев собачек

25 на вершинах зубьев храповиков 21, а соотношение жесткостей пружин 26 собачек и пружин 13 штоков 9 обеспечивает гарантированное зацепление зубьев собачек 25 с зубьями храповиков 21.

Такж образом, автоматически под- 1р держивается зазор между тормозными колодками 6 и диском 1 как при рабочем, так и при стояночном торможении.

Формула изобретения.1. Дисковый тормоз, содержащий вал с диском, суппорт с установленными в нем с возможностью осевого перемеще- 20 ,ния колодками и механизм управления, выполненный в виде привода, рычага с прорезью, связанного одним концом с приводом, а другим — с суппортом, а также .в виде шарнирно установленной на рычаге подпружиненной собачки, находящегося с ней в зацеплении храповика, установленного соосно с рьи аroM, нажимного элемента с гайкой, толкателя, установленного в углубле- ЗО нии гайки и связанного с рьчагом, о т л и ч а.ю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных ка-. честв путем совмещения в храповике функций ступенчатой и плавной регулировки рабочего зазора, он снабжен упорным винтом, установленным в хра повике с возможностью взаимодействия с толкателем и с зазором относительно него, а также штифтом, при этом храповик выполнен с проушинами, имеющими расположенные по дуге окружности прорези и наружные поверхности, BITHATbI установлены в прорезях свободно, нажимной элемент выполнен с внутренней торцовой поверхностью, расположенной со стороны колодки, толкатель выполнен в виде штока с головкой, установленной с возможностью взаимодействия однж концом с торцом гайки и с внутренней торцовой поверхностью нажимного элемента, а со стороны другого конца подпружинен к проушинам в направлении к тормозной колодке и соединен со штифтом.

2. Тормоз по и.1, о т л ич.а ю шийся тем, что торцовая поверхнос ть упорного в инта выполнена сферической, а внутренние поверхности прорезей, наружные поверхности проушин и торцовая поверхность упорного винта выполнены с общим геометрическим центром.

1548552

Составитель А.Чернышов

Редактор А. Шандор Техред H. Ходанич Корректор С.Шекмар

Тираж 533

Подписное

Заказ 130

BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , касается дискового тормоза с плавающей скобой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в автомобильных тормозных устройствах

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в тормозных системах автотранспортны.х средств

Изобретение относится к дисковым тормозным устройствам для автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может применяться в качестве тормоза в устройстве для сборки и последующей обработки деталей автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам, имеющим плавающий или скользящий суппорт

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам привода дисковых тормозов транспортных средств

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к зажимным тормозам

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к встроенным блокам для создания тормозного усилия на колесных парах рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным механизмам с подвижными в осевом направлении колодками, прижимаемыми к вращающемуся диску
Наверх