Цистерна для транспортировки жидкостей

 

Изобретение может быть использовано в сельскохозяйственном машиностроении, в частности в производстве цистерн для транспортировки жидких комплексных удобрений и других жидкостей. Целью изобретения является увеличение срока эксплуатации путем предотвращения деформации корпуса емкости от воздействия динамических и тепловых нагрузок, и снижения эксплуатационных затрат. Для того, чтобы предотвратить деформации корпуса при воздействии динамических нагрузок и тепловом расширении-сжатии материала корпуса емкости 1, передняя часть 9 корпуса установлена с возможностью вращения и продольного смещения относительно ложемента 5, причем ложемент 6, жестко связанный с задним кольцевым бандажом 4, в продольном и поперечном внутренних сечениях повторяет наружный профиль кольцевого бандажа 4, а ложемент 5 снабжен упорным элементом 11, выполненным в виде продольной реборды, установленной с зазором со стороны передней торцовой поверхности переднего кольцевого банда 3. Ложемент 5 связан с передним кольцевым бандажом 3 посредством подвижного замкового соединения, выполненного, например, в виде Г-образной пластины 15, образующей с опорной поверхностью ложемента 5 паз, в котором с возможностью скольжения установлен дугообразный пластинчатый выступ 17, выполненный на задней торцовой поверхности переднего кольцевого бандажа 3. Ложементы 5 и 6 имеют длину опорной поверхности, составляющую не более половины длины окружности кольцевых бандажей 3 и 4. 1 з.п. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

/7 (21) 4425996/30-13 (22) 22.03.88 (46) 23.04.90. Бюл. № 15 (71) Научно-исследовательскии и проектнотехнологический институт жидких удобрений (72) Г. В. Романов, К. Д. Костенко, Э. Ф. Нейгебаур, О. K. Клюев, H. В. Новиков и 1О. В. Шагин (53) 62! .642.2 (088.8) (56) Патент Франции № 1164137, кл. В 65 G, 1957.

Баландин E. Н. и др. Машины и оборудование для жидких комплексных удобрений. — М.: Агропромиздат, 1985, с. 42. (54) ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКОСТИ (57) Изобретение может быть использовано в сельскохозяйственном машиностроении, в частности в производстве цистерн для транспортировки жидких комплексных удобрений и других жидкостей. Целью изобретения является увеличение срока эксплуатации путем предотвращения деформации корпуса емкости от воздействия динамических и тепловых нагрузок и снижения эксплуатационных затрат. Для того, чтобы

„„SU„„1558738 А 1 (51)5 В 60 Р 3 22 В 65 Р 88 12

2 предотвратить деформации корпуса при воздействии динамических нагрузок и тепловом расширении — сжатии материала корпуса емкости 1, передняя часть 9 корпуса установлена с возможностью вращения и продольного смещения относительно ложемента 5. Причем ложемент 6, жестко связанный с задним кольцевым бандажом 4, в продольном и поперечном внутренних сечениях повторяет наружный профиль кольцевого бандажа 4, а ложемент 5 снабжен упорным элементом 11, выполненным в виде продольной реборды, установленной с зазором со стороны передней торцовой поверхности переднего кольцевого бандажа 3.

Ложемент 5 связан с передним кольцевым бандажом 3 посредством подвижного замкового соединения, выполненного, например, в ж виде Г-образной пластины 15, образующей с опорной поверхностью ложемента 5 паз, в котором с возможностью скольжения установлен дугообразный пластинчатый выступ

17, выполненный на задней торцовой поверхности переднего кольцевого бандажа 3.

Ложементы 5 и б имеют длину опорной поверхности, составляющую не более половины длины окружности кольцевых бандажей 3 и 4. з. п. ф-лы, б ил. - Ю

1558738

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам для транспортировки жидкостей и может быть использовано в сельскохозяйственном производстве при транспортировке жидких комплексных удобрений и других жидких средств химизации.

Целью изобретения является увеличение срока эксплуатации путем предотвращения деформации корпуса емкости от воздействия динамических и тепловых нагрузок и снижение эксплуатационных затрат.

При испытаниях установлено, что вероятность деформации тонкостенного корпуса цистерны обусловлена треся основными видами факторов, имеющих относительно большие значения. При резком трогании с места или резком торможении автопоезда в узлах крепления возникает сила, направленная вертикально вверх. При жестко закрепленном на тонкостенном корпусе узле крепления и определенных обстоятельствах (ускорении и массе загруженной цистерны) это может привести к отрыву узла крепления.

Кроме того, эксплуатация цистерны для перевозки жидких комплексных удобрений осуществляется в сложных дорожных условиях, т. е. на дорогах с неровным профилем пути, а это обуславливает возникновение крутящего момента, действующего относительно продольной оси цистерны.

При этом на различные части цистерны могут одновременно действовать моменты, противоположные по направлению. На практике кручение рамы (а вместе с ней и емкости, если она жестко закреплена относительно ее) может достигать 5 — 7, что приводит к потере запаса прочности, устойчивости, цистерны и уменьшению срока службы корпуса.

При перевозке жидких комплексных удобрений возникают ситуации, когда температура рамы шасси и температура корпуса цистерны будут резко отличаться друг от друга. Эта разность температур может достигать 60 С и более. Так, например, при перевозке удобрений в осенне-зимний период при температуре окружающей среды — (20 — 30) С такую же температуру принимает и рама шасси. Однако при этих температурах становятся невозможными операции слива — налива из-за высокой вязкости удобрений, достигающей 1000 сПа.

Для осуществления операций слива — налива при этих условиях удобрения нагревают до температуры, обеспечивающей оптимальные условия слива — налива, т. е. до 40 С. Такую же температуру принимает и корпус цистерны, при этом происходит его удлинение. Несложные расчеты показывают, что для вышеуказанной цистерны при расстоянии между опорами 1,=

=5500,мм и коэффициенте линейного расширения L=16,6 ° 10 мм/мм С для нер5

10 l5

55 жавеющей стали удлинение корпуса цистерны составляет около 8 мм. Очевидно, что при жестком креплении корпуса к раме в этих условиях деформация корпуса неизбежна, Таким образом, на цистерны при транспортировке жидких комплексных удобрений действует ряд динамических и тепловых факторов, действие которых приводит к деформациям цистерны. Введение новых элементов и конструктивное исполнение последних и узла крепления бандажа к ложементам позволяет при эксплуатации создать условия, при которых исключаются деформации корпуса цистерны.

На фиг. 1 изображена цистерна для транспортировки жидкостей, общий вид; на фиг. 2 — то же, аксонометрия; на фиг. 3 — вид А на фиг. 1; на фиг. 4 вид Б на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез

 — В на фиг. 3; на фиг. 6 — разрез

à — Г на фиг. 4.

Цистерна для транспортировки жидкостей содержит емкость 1 в виде цилиндрического корпуса из тонкостенного материала, обечайка 2 которого снабжена передним 3 и задним 4 кольцевыми бандажами, опирающимися на передний 5 и задний 6 ложементы рамы 7 шасси 8. Передняя часть 9 корпуса 1 цистерны установлена передним бандажом 3 в ложементе 5 с возможностью вращения вокруг продольной оси относительно ложемента 5 и продольного смещения вдоль продольной оси также относительно ложемента 5. Задний ложемент 6 жестко связан с кольцевым бандажом 4 с помощью болтового соединения 10. Задний ложемент 6 в продольном и поперечном внутренних сечениях повторяет наружный профиль кольцевого бандажа 4. Кроме того, ложемент 5 для размещения переднего бандажа снабжен упорным элементом 11, выполненным в виде продольной реборды, установленной с зазором 12, образованным ребордой и передней торцовой поверхностью 13 кольцевого бандажа 3. Зазор 12 обеспечивает возможность смещения бандажа 3 по ложементу 5 в направлении продольной оси корпуса цистерны. Реборда 11 предназначена для ограничения перемещения цистерны в критических ситуациях, т. е. резких торможениях, а также для защиты поверхности 14 скольжения от загрязнений.

Ложемент 5 связан с передним кольуевым бандажом 3 посредством подвижного замкового соединения, выполненного в виде

Г-образной пластины 15, образующего с опорной поверхностью ложемента 5 паз 16, в котором с возможностью скольжения установлен дугообразный пластинчатый выступ 17, выполненный на задней торцовой поверхности 18 переднего кольцевого бандажа 3. Г-образная пластина 15 закреп1558738

Формула изобретения

55 лена на ложементе 5 со стороны, противоположной размещению реборды, с помощью болтового соединения 19. Зазор 20 между

Г-образной пластиной 15 и пластинчатым выступом 17 обеспечивает возможность вращения переднего кольцевого бандажа 3 вместе с корпусом емкости относительно продольной оси. Корпус емкости цистерны благодаря пазу 16 имеет возможность смещаться по ложементу 5 вдоль продольной оси.

Резиновая прокладка 21 предотвращает попадание загрязнений в полость зазора 12, а отверстие 22 предназначено для сообщения полости зазора 12 с внешней средой. Через масленк 23 на поверхность

14 скольжения подается смазочный материал.

Ложементы для размещения переднего 5 и заднего 6 бандажей имеют длину опорной поверхности, не превышающую половину,длины окружности кольцевых бандажей

3 и 4. Такая длина опорной поверхности ложементов обеспечивает максимальную устойчивость корпуса цистерны при опрокидывании и одновременно легкий монтаж и демонтаж корпуса. Кроме того, ложементы, имеющие длину опорной поверхности не более половины длины окружности кольцевых бандажей при поворотах, наклонах и особенно при неполностью заполненной цистерне, воспринимают значительную часть динамических нагрузок (опрокидывающего момента), причем усилие распределяется по большей площади кольцевого бандажа.

Цистерна эксплуатируется следующим образом.

При эксплуатации цистерн для транспортировки ЖКУ возникают . температурные деформации корпуса емкости 1 и рамы 7 шасси 8, при этом передний кольцевой бандаж 3 цистерны может перемещаться по ложементу 5 вдоль продольной оси в пределах зазора 12 и паза 16.

При ускоренном движении цистерны вперед или резком торможении возникают силы, которые могут привести к отрыву цистерны от ложементов. Этому препятствуют Гобразная пластина 15 и болтовые соединения 10 и 19. Кроме того, так как ложемент 6 для размещения заднего бандажа в продольном и поперечном внутренних сечениях, повторяет наружный поофиль заднего бандажа 4, то при возникновении усилий в продольном направлении работают торцовые поверхности ложемента 6 и бандажа 4, что уменьшает износ и вероятность деформации элементов крепления цистерны.

При возникновении в период эксплуатации крутящих моментов вокруг продольной оси, действующих на раму 7, корпус емкости 1 цистерны к кольцевой задний

ЗО бандаж 4, жестко связанный с ложементом 6, вращаются вместе с рамой ? а передний бандаж 3 вместе с корпусом емкости 1 цистерны скользит аналогично подшипнику скольжения в ложементе 5, т. е. происходит вращение цистерны вокруг продольной оси без скручивания корпуса.

Таким образом, при возникновении крутящих моментов на раму 7 действует крутящий момент и она работает на скручивание, а на корпусе емкости 1 цистерны, имеющей меньшую механическую прочность. крутящий момент не действует и на скручивание, корпус не работает, так как цистерна в передней части 9 закреплена скользящей посадкой, т. е. не оказывает сопротивление деформации. При повороте заднего бандажа 4 и корпуса емкости 1 вокруг продольной оси на любой угол передний бандаж 3 и корпус 1 емкости поворачиваются на тот же угол.

Предложенное техническое решение позволяет предотвратить деформации корпуса цистерны прн воздействии динамических нагрузок (кручения) и тепловом расширении — сжатии, снизить износ узлов крепления цистерны, и в конечном итоге повысить срок эксплуатации цистерны. Кроме того, данная конструкция крепления обеспечивает цистерне в критических ситуациях устойчивость, т. е. оставаться в ложементах и при аварийном обрыве болтовых соединений 10 и 19.

Изобретение имеет следующие преимущества по сравнению с прототипом: конструкция крепления корпуса цистерны универсальна и может быть использована практически для любых типов горизонтальных цилиндрических цистерн; увеличен срок службы цистерны за счет снижения вероятности разрушЕния цистерны; узлы крепления цистерны просты по конструкции, надежны в эксплуатации и имеют практически неограниченный срок службы: предлагаемое крепление обеспечивает возможность изготовления цистерн из прогрессивных нетрадиционных материалов.

1. Цистерна для транспортировки жидкости, включающая установленную на раме с ложементами емкость с передним и задним кольцевыми бандажами, узлы крепления бандажей к ложементам, отличающаяся тем, что, с целью узеличения срока эксплуатации путем предотвращения деформаций корпуса емкости от воздействия динамических и тепловых нагрузок и снижения эксплуатационных затрат, она снабжена упорным элементом, выполненным в виде продольной реборды, установленным на ложементе с образованием зазора между ребордой и торцовой поверхностью перед1558738

79 77 него кольцевого бандажа, причем последний имеет изогнутый пластинчатый выступ для взаимодействия с узлом крепления, а в качестве узла крепления переднего бандажа к ложементу использовано подвижное замковое соединение, при этом ложементы выполнены так, что длина опорной площадки каждого из них не превышает половину длины торцовой поверхности кольцевого бандажа, а профиль ложемента для размещения заднего бандажа в продольном и поперечном сечениях соответствует наружному профилю заднего бандажа.

2. Цистерна по п. 1, отличающаяся тем, что подвижное замковое соединение

5 представляет собой установленную на ложементе со стороны, противоположной размещению реборды Г-образную пластину размещенную, так, что изогнутыЙ пластинчатый выступ расположен под длинным плечом

Г-образной пластины с возможностью смещения.

1558738

19 южное замка8ве сое1цнение

Фиг.1

1558738

I — Г падер ута

Фиг.б

Составитель А. Баранов

Реда кто р А. Ш андо р Техред И. Верес Корректор Н. Ревская

Заказ 808 Тираж 472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 01

Цистерна для транспортировки жидкостей Цистерна для транспортировки жидкостей Цистерна для транспортировки жидкостей Цистерна для транспортировки жидкостей Цистерна для транспортировки жидкостей Цистерна для транспортировки жидкостей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам фиксации контейнера на платформе транспортного средства

Изобретение относится к устройствам автозаправочной техники, в частности к резервуарам для жидкостей контейнерных автозаправочных станций

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к цистернам, в которых производится гашение гидроударов, увеличивающее устойчивость цистерны

Цистерна // 1532446
Изобретение относится к оборудованию для транспортирования и хранения жидкостей и сыпучих веществ

Изобретение относится к устройствам для гашения волн и гидравлических ударов жидкости при ее транспортировке в емкостях, преимущественно в железнодорожных или автомобильных цистернах

Изобретение относится к средствам транспортирования балок судового набора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, участвующим в механизации и автоматизации загрузочно-разгрузочных операций в механообрабатывающих цехах

Изобретение относится к оборудованию пассажирских вагонов баками для жидкости

Изобретение относится к транспортным средствам для вакуумного сбора жидкостей и их транспортировки, в частности, к автоцистернам для сбора смазочного масла из картеров редукторов станков-качалок, работающих на нефтяных промыслах, и может применяться также в тех областях техники, где используется вакуумный способ сбора жидкостей порциями

Изобретение относится к транспортным средствам для перевозов сыпучего груза, а именно к автокормовозам

Изобретение относится к перевозкам сыпучих материалов

Изобретение относится к емкостям для транспортировки разнородных грузов (сыпучих и жидких)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства при создании легких жестких емкостей, предназначенных для перевозки жидких и сыпучих материалов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения статической устойчивости транспортных средств, предназначенных для перевозки жидкостей

Изобретение относится к пожарной технике , а и.менно к цистернам, предназначенным для транспортировки воды и других огнегасящих жидкостей, и может быть использовано в других областях народного хозяйства

Изобретение относится к автомобильным цистернам для транспортирования жидкостей

Изобретение относится к автоцистернам для транспортирования жидкостей, в частности, к изотермическим автоцистернам, в которых подогрев транспортируемой жидкости осуществляется от выхлопной системы двигателя транспортного средства

Изобретение относится к устройствам соединения автоцистерны с кабиной ее управления
Наверх