Система газотурбинного наддува двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение точности регулирования системы газотурбинного наддува двигателя внутреннего сгорания. Двигатель содержит впускной и выхлопной трубопроводы, система наддува включает компрессор, сообщенный воздухонапорным патрубком с впускным трубопроводом двигателя, турбину для привода компрессора, корпус 5 которой заключен в кожух 6 с кольцевым зазором 7. Турбина снабжена газоприемным патрубком 8, связанным с выхлопным трубопроводом двигателя, и выпускной трубой 9, система содержит газовоздушный эжектор 10, активное сопло которого выполнено в виде участка выпускной трубы 9, а пассивное сопло выполнено в виде воздушного патрубка 11, сообщенного с кольцевым зазором 7, и последний сообщен с обоих концов с атмосферой. На стыке кольцевого зазора 7 и воздушного патрубка 11 установлена дроссельная заслонка 12 с возможностью перекрытия кольцевого зазора 7. Кожух 6 выполнен из двух частей: верхней 13 и нижней 14, и кольцевой зазор 7 в верхней части 13 кожуха 6 сообщен при помощи перепускного патрубка 16, с установленным в нем управляемым перепускным клапаном 16, с воздухонапорным патрубком компрессора, причем участок перепускного патрубка 15 на входе в кольцевой зазор 7 выполнен в виде сопла 17. Регулирование теплового состояния корпуса турбины повышает его долговечность и долговечность подшипников ротора турбокомпрессора. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (51)5 F 02 В 37/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ ( ("

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4476333/25-06 (22) 16.08.88 (46) 23.06.90. Бнш. Р 23 (71 ) Белорусский технологический институт им, С,М. Кирова (72) А.В.Жлобич, В.М,Мельник и Э.А.Шешко (53) 621,43-225 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1307066, кл. F 02 В 37/02, 1985 ° (54) СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО НАДДУВА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение точности регулирования системы газотурбинного наддува двигателя внутреннего сгорания, Двигатель содержит впускной и выхлопной трубопроводы, система наддува включает компрессор, сообщенный воздухонапорным патрубком с впускным трубопроводом двигателя, турбину для привода компрессора, корпус 5 которой заключен в кожух 6 с кольцевым зазором 7.Турбина снабжена газоприемным патрубком 8, связанным с выхлопным трубо„„SU„,, 1573224

2 проводом двигателя, и выпускной трубой 9, система содержит газовоздушный эжектор 10, активное сопло которого выполнено в виде участка выпускной трубы 9, а. пассивное сопло выполнено в виде воздушного патрубка 11, сообщенного с кольцевым зазором 7, и последний сообщен с обоих концов с атмосферой. На стыке кольцевого зазо" ра 7 и воздушного патрубка 11 установлена дроссельная заслонка 12 с возможностью перекрытия кольцевого зазора 7. Кожух 6 выполнен иэ двух чаcòåé: верхней 13 и нижней 14,кольцевой зазор 7 в верхней части 13 кожуха 6 сообщен при помощи перепускного патрубка 15 с установленным в нем управляемым перепускным клапаном

16, с воздухонапорным патрубком компрессора, причем участок перепускного патрубка 15 на входе в кольцевой зазор 7 выполнен в виде сопла 17.Регулирование теплового состояния корпуса турбины повышает его долговечность и долговечность подшипников ротора турбокомпрессора. 3 ил, 1573224

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигатепестроению, в частности к системам наддува двиг ат ел ей, Цель изобретения — повышение точности регулирования теплового состояния корпуса турбины, На фиг.1 представлена система, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид со стороны воздушного патрубка; на фиг.3 — то же, вид сбоку.

Система газотурбинного наддува двигателя. содержит впускной 1 и выхлопной 2 трубопроводы, компрессор 3, сообщенный воздухонапорным патрубком с впускным трубопроводом 1 двигателя, турбину 4 для привода компрессора 3, корпус 5 которой заключен в кожух 6 с кольцевым зазором 7 диффузорного типа. Турбина 4 снабжена газоприемным патрубком 8, связанным с выхлопным трубопроводом 2 двигателя, и вы,пускной трубой 9. Система также содержит газовоздушный эжектор 10,активное сопла которого выполнено в виде участка выпускной трубы 9, а пассивное оопло выполнено в виде воздуйного патрубка 11, сообщенного с кольцевым зазором 7, и последний; сообщен с обоих концов с атмосферой, На стыке кольцевого зазора 7 и воздушного патрубка 11 установлена дроссельная заслонка 12 с возможностью перекрытия кольцевого зазора

7, Кожух 6 выполнен из двух частей: верхней 13 и нижней 14, кольцевой зазор 7 в верхней части 13 кожуха 6 сообщен при помощи перепускного патрубка ll5 с установленным в нем управляемым перепускным клапаном 16,с воздухонапорным патрубком компрессора, причем участок перепускного патрубка 15 на входе в кольцевой зазор

7 выполнен в виде сопла 17.

Система газотурбинного наддува двигателя работает следующим образом.

При пуске двигателя и работе на холостом ходу происходит ускоренный разогрев корпуса 5 турбины 4 в кожухе 6, поскольку перепускной клапан

16 закрыт и воздух от компрессора

3 не поступает, входное сечение воздушного патрубка 11 перекрыто дроссельной заслонкой 12, а газовоздушный эжектор 10 отключен от кожуха 6, На этом режиме работы кожух 6 вместе с воздушной прослойкой в кольцевом зазоре 7 образуют теплоиэоляцию корпуса 5 газовой турбины 4, уменьшающую теплоотвод.

С увеличением нагрузки и частоты

5 вращения вала двигателя bio мере поУ .вьппения температуры корпуса 5 газовой турбины 4, открывается дроссельная заслонка 12, при среднем положении которой перекрывается кольцевой зазор 7 в кожухе 6, и газовый эжектор создает поток охлаждающего воздуха из атмосферы по кольцевому зазору 7 в нижней части 14 кожуха 6 через второй конец, что снижает тем-. пературу нижней части корпуса 5 ra15 зовой турбины 4 и тем самым температуру отработавших газов.

При крайнем верхнем положении дроссельной заслонки 12 поток охлаждающего воздуха эжектируется через весь кольцевой зазор 7, образованный в верхней 13 и нижней I4 частях кожуха 6, При работе двигателя в диапазоне повышенных нагрузок и номинальном режиме включительно осуществляется регулирование давления наддува путем перепуска сжатого воздуха, имеющего повьппенную темпер атуру (порядка 400

430 К), из впускного трубопровода 1 по перепускному патрубку 15 через соппо 17 в кольцевой зазор 7, При этом за счет истечения воздуха из сопла 17 с большой скоростью осуществляется подсос воздуха из атмосферы в кольцевой зазор 7, что снижает температуру корпуса 5 турбины 4.

В кольцевом зазоре 7 происходит пе ременивание активного и пассивного воздушных потоков с выравниванием температуры смеси, которая значительно ниже температуры корпуса 5 турбины 4 (порядка 850-950 К).Объединенный воздушный поток охлаждает

45 корпус 5 турбины 4 вплоть до выхода через воздушный патрубок II.

Повышение нагрузки двигателя приводит автоматически к форсированию работы газовоздушного эжектора 10, к усилению охлаждения корпуса 5 турбины 4 и увеличенной подаче воздуха в выпускную трубу 9, что снижает. температуру отработавших газов и концентрацию токсических компонентов в них. Кроме того, воздух может участвовать в .окислительных реакциях в нейтрапиэ аторе (не показан) . Путем . поворота дроссельной заслонки 12 в различные положения достигается точ1573224 ность регулирования теплового состояния газовой турбины А. Дпя изменения положения дроссельной заслонки 12 могут быть использованы датчик,температуры и электронное устройство (не показаны) . Регулирование теплового состояния корпуса газов сй турбины задается величиной располагаемой энергии отработавших газов, при этом повышается долговечность корпуса и подшипников ротора турбокомпрессора.

Кроме того, в системе газотурбинного наддува двигателя не требуется герметизация кожуха, благодаря которому снижается тепловое излучение корпуса турбины в окружающую среду и создается противопожарная защита, а за счет подачи воздуха в отработавшие газы снижается их токсичность.

Формула изобретения

Система газотурбинного наддува двиг ателя внутреннего crop ания, содержащая впускной и выхлопной трубопро- 25 воды, компрессор, сообщенный воздухонапорным патрубком с впускным трубопроводом двигателя, турбину для при- . вода компрессора, корпус которой заключен в ко ух с кольцевым зазором, снабженную газоприемным патрубком, связанным с выхлопным трубопроводом двигателя, и выпускной трубой, и газовоздушный эжектор, активное сопло которого выполнено в виде участка выпускной трубы, а пассивное сопло выполнено в виде воздушного патрубка, сообщенного с кольцевым зазором,причем кольцевой зазор сообщен одним концом с атмосферой, и воздушный патрубок выполнен с дроссельной заслонкой,отличающаяся тем, что, с целью повышения точности регулирования теплового состояния корпуса турбины, система снабжена перепускным патрубком и управляемым пер епускным клапаном, причем перепускной патрубок подключен к воздухонапорному патрубку компрессора и сообщен с кольцевым зазором, который связан с атмосферой вторым концом, а упр авляем и пер епускной клапан установлен в перепускном патрубке, и дроссельная заслонка размещена на стыке кольцевого зазора и воздушного патрубка с возможностью перекрытия кольцевого э азор а.

1573224

Составитель Н.Лапушкин

Редактор А.Мотыль Техред M.Ходанич Корректор М,Помо

Заказ 1631 Тираж 440 Подпи сное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Система газотурбинного наддува двигателя внутреннего сгорания Система газотурбинного наддува двигателя внутреннего сгорания Система газотурбинного наддува двигателя внутреннего сгорания Система газотурбинного наддува двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и позволяет улучшить эффективные показатели двигателя

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет уменьшить габариты устройства

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность очистки цилиндров двигателя

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов

Изобретение относится к системам газотурбинного наддува двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом

Изобретение относится к системам извлечения энергии, а более конкретно к устройству, повышающему эффективность системы извлечения энергии

Изобретение относится к устройствам для подвода газа к турбокомпрессору двигателя внутреннего сгорания
Наверх