Мотор-колесо транспортного средства
СО)ОЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (51)5 В 60 К 7 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А BTOPCHOMV/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
72
1а
21
20 18
cue. Z
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4681239/11 (22) 19.04.89 (46) 23.04.91. Бюл. N- 15 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) П.И.Мохов и В. Г.Выборнов (53) 629. 113 (088. 8) (56) Автомобили-самосвалы БелА3-549.
Инструкция по эксплуатации. М., 1984, с. 146, 147. (54) МОТОР-ЮЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к расположению электродвигателя в его ве2 дущих колесах, и более конкретно к уплотнению полости редуктора моторколеса. Цель изобретения — повышение эффективности работы и срока службы путем уменьшения утечек масла из редуктора и исключения попадания смазки редуктора в тормоз мотор-колеса. Мотор-колесо снабжено перемещаемым кожухом 17 с конической поверхностью 18 и устройством 20 поджатия, установленным в упорном кольце 14 и обеспечивающем перемещение кожуха 17, поскольку уменьшены утечки масла из полости 10 редуктора изза постоянного контакта кромок уплотнения с перемещаемым кожухом 17.
2 з.п.ф-лы, 5 ил.
1643205
Изо бретение о тно сится к транспортным средствам и прежде всего к расположению электродвигателя в его ведущих колесах.
Целью изобретения является повышение эффективности работы и срока службы путем уменьшения утечек масла из редуктора и исключения попадания смазки редуктора в тормоз моторколе са.
На фиг. 1 изображено мотор-колесо, общий вид; на фиг. 2 — фрагмент мотор-колеса при крайнем положении кожуха; на фиг. 3 — то же, при перемещении кожуха; на фиг. 4 — фрагмент мотор-колеса с. каналам; на фпг. 5 то же, при перемещении кожуха с лабиринтом.
Мотор-колесо содержит опору 1 20 (фиг. 1) с подшипниками 2 и 3. На подшипниках 2 и 3 установлена с возможностью вращения ступица 4 колеса с ободами 5 и 6. В опоре 1 установлен электродвигатель 7. Вал 8 .электродвигателя 7 кинематически связан с ободами 5 и 6 через редуктор 9. Полость 10 редуктора 9 отделена от полости 11 тормоза 12 уплотнением 13.
Один элемент уплотнения 13 выполнен на опорном кольце 14. Другой элемент уплотнения 13 прикреплен к ступице 4, в которой выполнены каналы 15 и трубопровод 16 для подвода смазки.
Мо тор-колесо снабжено перемещаемым кожухом 17 (фиг. 2) с конической поверхность|о 18. Кожух 17 установлен на опоре 1 и охватывает кольцо 14, выступ 19 которого препятствует вращению кожуха 17. В пределах осевого размера выступа 19 кожух 17 имеет возможность осевого перемещения. В кольце 1 4 размещено устрой ство 20 поджатия, которое обеспечивает осевоее перемещение кожуха 1 7, 45
Снабжение мотор-колеса, содержащего опору 1, в которой установлен двигатель 7, вал 8 которого кинематически связ ан с о бодами 5 и 6 коле са через редуктор 9, полость 10 которого отделена от полости 11 тормоза 12 уп" лотнением 13, один элемент которого выполнен на кольце 14, а другой прикре плен к с тупице 4, че ре з ка то рую осуществлен подвод смазки, перемеща55 емым кожухом 17 с конической поверхностью 18 и устройством 20 поджатия, установленным в кольце 14 и обеспечивающим перемещение кожуха 17, повысит эффективность его работы и срока службы, поскольку уменьшены утечки масла из полости редуктора из-за постоянного контакта кромок уплотнения с перемещаемым кожухом 17, что обеспечивает его надежную и долговечную работу и по существу исключит попадание масла из полости 10 редук-. тора 9 на рабочие элементы тормоза
12 мотор-колеса.
Устройство 20 поджатия выполнено в виде камеры. По трубопроводу 21 в камеру 20 может быть подан воздух.
При подаче воздуха в камеру 20 обеспечено перемещение кожуха 17. На ступице 4 установлено грязезащитпое уплотнение 22. На фиг. 2 показано крепление уплотнения 22 к уплотнению
l3, установленному на ступице 4. Уплотнение 13 состоит из арматуры 23 и упругого элемента 24. Упругий элемент 24 имеет кромки 25 и 26 для взаимодействия с конической поверхностью 18 кожуха 17. Между корпусом
27 уплотнения 13 и ступицей 4 (фиг.3) установлено кольцо 28. Грязезащитное уплотнение 22 выполнено в виде крышки 29. Во внутренней проточке крыши 29 установлена набивка 30, которая поджата к цилиндрической поверхности 31 кожуха 17. В наружной проточке крышки 29 установлено кольцо
32. Между поджатыми к конической поверхности 18 кромками 25 и 26 выполнена полость 33, сообщенная каналом
34 с каналом 35 корпуса 27. Канал 35 сообщен с каналами 15, соединенными трубопроводом 16 подвода смазки. Уплотнение 13 имеет по крайней мере одну камеру 36, расположенную над конической поверхностью 18 кожуха 17.
Кромка 36 уплотнения 13 вступает во взаимодействие с конической поверхностью 18 при износе кромок 25 и 26 уплотнения 13 в местах контакта 37 (фиг. 5) с кожухом 17.
Устройство поджатия кожуха 17 выполнено в виде камеры 20 и имеет грязезащитное уплотнение .. 22, набивка 30 которо ro поджата к цилиндриче ской поверхности 31 кожуха 17, к конической поверхности 18 которой поджаты кромки 25 и 26 уплотнения 13 ступицы 4. В полость 33 между кромками
25 и 26 осуществлен подвод смазки, когда уплотнение 13 ступицы 4 имеет по крайней мере еще одну кромку 36, расположенную над конической поверх5
25
5 16 ностью 18 кожуха 17 и вступакщую во взаимодействие с этой поверхностью при износе кромок 25 и 26 уплотнения
13 в мотор-колесе. Такое выполнение устройства содействует уменьшению утечек масла из полости 10 редуктора
9 в полость 11 тормоза 12 по крайней мере из-за действия набивки 30 и других уплотнительных звеньев, образованных в результате взаимодействия кромки 36 уплотнения 13 ступицы 4 с ко ниче ской пов е рхно стью 1 8 кожуха 1 7
° при из но се кромок 25 и 26 упло тнения 13 °
Полость 38 между уплотнением 13 ступицы 4 (фиг. 4) и грязезащитным уплотнением 39 сообщена каналом 40 с атмосферой. На кожухе 17 выполнена отбортовка 41. В корпусе 42 уплотнения 39 выполнена проточка 43. Отбортовка 41 и проточка 43 образуют лабиринт. В зоне лабиринта установлено уплотнительное кольцо 44, размещенное в опорном кольце 14, между которым и опорой 1 установлено кольцо 45.
Соо бще ние поло сти 38 к аналом 40 с атмосферой и выполнение лабиринта, в зоне которого размещено кольцо 44, также способствует более эффективной рабо те упло тне ния.
Мотор-колесо работает следующим образом.
Момент с вала 8 электродвигателя
7 через редуктор 9 передается ступице 4 колеса. Ступица 4 вращается на подшипниках 2 и 3 относительно опоры
1. Уплотнение 13 ступицы 4 (фиг. 5) перемещает кромки 25 и 26 уплотнения
13 по конической поверхности 18 кожуха 17, а кромку 36 — над указанной поверхностью. По цилиндрической поверхности 31 кожуха 17 перемещается набивка 30 грязезащитного уплотнения
39. Взаимодействие кромок 25 и 26 уплотнения 13, а также набивки 30 грязезащитного уплотнения 39 с поверхностями 18 и 31 кожуха 17 препятствует утечкам масла из полости 10 редуктора 9 к полости 11 тормоза 12.
По мере износа кромок 25 и 26 за счет восстановления формы устройства поджатия (камеры 20) происходит перемещение кожуха 17 и эффективная работа этих кромок. Увеличение давления в камере 20 связано с подачей в нее воздуха под давлением по трубопроводу 21. Перемещение кожуха 1? в осевом направлении приводит к прибли43205 6 жению кромки 36 уплотнения 13 к конической поверхности 18 кожуха 17 и к движению его отбортовки 41 в проточку 43 ко рпу са 42 упло тнения 39. При дальнейшем износе кромок 25 и 26 уплотнения 13 кромка 36 взаимодействует с конической поверхностью 18 кожуха 17 и поджата к ней устройством
20 поджатия. Изношенные поверхности уплотнения 13 с кромкой 36 и коническая поверхность кожуха 1? образуют комбинированное уплотнение, эффективная работа которого очевидна. Кроме того, лабиринт, образованный отбортовкой 41 и про то чкой 43, при о севом перемещении кожуха 17 эффективнее работает при уменьшении зазора между о т бо ртов кой 41 и корпусом 42. При:. случайном проникновении масла в полость 38 оно будет выброшено в атмосферу через канал 40 и не попадет в полость 11 тормоза 12.
Формула изобретения
1. Мотор-колесо транспортного
4 средства, содержащее опору, в которой установлен двигатель, вал которого кинематически связан с ободом колеса через редуктор, полость которо го отделена от полости тормоза уплотнением, один элемент ко торо го выполнен на опорноя кольце, а другой прикреплен к ступице, через которую осуществлен подвод смазки, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работь и срока службы путем уменьшения утечек масла из редукто ра и исключения по падания смазки редуктора в тормоз мотор-колеса, оно снабжено перемещаемым кожухом с конической поверхностью, установленным между опорным кольцом и уплотнением и устройством поджатия, размещенным в опорном кольце и обеспечивающим перемещение кожуха.
2. Мотор-колесо по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что устройство поджатия кожуха выполнено в виде камеры, на ступице установлено грязеэащитное уплотнение, набивка которого поджата к цилиндрической поверхности кожуха, к конической поверхности которого поджаты рабочие кромки уплотнения ступицы, в полость между двумя, из которых осуществлен подвод смазки, при этом уплотнение ступицы имеет по крайней мере одну кромку, расположен1 643205
Фиг. 1
Я5 52
10
АЗУ я 2б Ю 78
Фиг, 3 ную над конической поверхностью кожуха и вступающую во взаимодействие с ней при износе рабочих кромок уплотнения ступицы.
3. Мотор-колесо по п. 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что полость между уплотнением ступицы и грязезащит1 ным уплотнением сообщена каналом с атмосферой, при этом на корпусе грязезащитного уплотнения и кожухе выполнены канавки, образующие лабиринт, в зоне которого на опорном кольце установлено уплотнительное кольцо, взаимодействующее с кожухом.
1 б43205
58 gag 5
Составитель С. Белоусько
Редактор Н,Лазаренко Техред C.Èèãóíîâà
Корректор С.Шевкун
Заказ 1201 Тираж 340 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101