Зажим для каната

 

Изобретение относится к оборудованию шахтного подьема, в частности к зажимам для канатов в качестве технологической оснастки при навеске и замене. Цель изобретения - повышение надежности. Зажим содержит опорные пластины, закрепленные на них колодки с ручьями для каната. Каждая колодка имеет отверстия для крепежных элементов и дополнительные круглые отверстие для размещения в них клиньев, взаимодействующих скошенными гранями с канатом. Дополнительные отверстия могут быть расположены между отверстиями под крепежные элементы. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s!)s F 16 G 11/04, B 66 В 5/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4772282/11 (22) 22.12.89 (46) 15.12.91. Бюл. ¹ 46 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. M,Ì.ÔåäîðîВЭ (72) В.Г.Морозов (53) 624.864 (088.8) (56) Инструкция по эксплуатации канатов в шахтных стволах. — М.: Недра, 1989, с. 42. (54) ЗАЖИМ ДЛЯ КАНАТА (57) Изобретение относится к оборудованию шахтного подъема, в частности к заИзобретение относится к оборудованию шахтного подъема, в частности к зажимам для канатов в качестве технологической оснастки при навеске и замене.

Известен зажим для каната, содержа-. щий две колодки с продольным ручьем под канат, крепежные элементы в виде болтов и сигнальное устройство для контроля проскальзывания каната.

Недостатком устройства является то, что удерживающая способность зажима определяется усилием затяжки болтов, при этом кулоновские силы трения между колодкой и канатом реализуется лишь от лобового воздействия на канат внешних сил, что снижает надежность зажима.

Прототипом предлагаемому устройству служит зажим для каната, состоящий из колодок, опорных пластин и крепежных элементов, с помощью которых канат зажимается между колодок, при этом статическая нагрузка от веса каната воспринимается колодками или опорной плитой.

„„5U „„1698528 А1 жимам для канатов в качестве технологической оснастки при навеске и замене. Цель изобретения — повышение надежности. 3ажим содержит опорные пластины, закрепленные на них колодки с ручьями для каната. Каждая колодка имеет отверстия для крепежных элементов и дополнительные круглые отверсти для размещения в них клиньев, взаимодействующих скошенными гранями с канатом. Дополнительные отверстия могут быть расположены между отверстиями под крепежные элементы. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Недостатком прототипа является низкая надежность, вследствие того, что ручей колодки, охватывающий канат по дуге, передает нормальную нагрузку на канат неравномерно, так что удерживающее усилие на одну колодку определяется произведением суммарного усилия затяжки крепежных болтов и коэффициента трения между колодкой и проводами каната.

Цель изобретения — повышение надежности зажима.

Цель достигается тем, что колодки снабжены дополнительными сквозными отверстиями с возможностью размещения в них поперечных клиньев, каждый из которых взаимодействует скошенной гранью с канатом, при этом отверстия выполнены круглыми по обе стороны от каната между крепежными элементами.

На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3— разрез А-А на фиг. 1.

Устройство выполнено следующим образом.

1698528

Колодка 1, снабженная ребром жесткости 2, закреплена на опорной пластине 2. В продольном ручье 4 колодки размещается канат 5, удерживаемый в статике без проскальзывания относительно охватывающих его с обоих сторон колодок 1, за счет кулоновских сил трения, возникающих из-за их прижатия к канату усилием затяжки крепеж. ных элементов 6, включающих болт 7, шайбу

8 и гайку 9. В опорных пластинах 3 выполнены отверстия 10 для крепления к балкам перекрытия 11 либо для присоединения рычажной системы подвески одного или двух грузов (не показаны). В колодках в промежутках между крепежными элементами по обе стороны от каната ступенчато выполнены сквозные отверстия 12, в которых размещается клин 13, взаимодействующий скошенной гранью 14 с канатом 5. Отверстия могут быть не круглой и круглой формы.

Некруглые отверстия могут быть выполнены в случае изготовления колодок методом литья, круглые — в случае механической обработки на сверлильном стане, Соответственно профилю отверстий подбираются клинья. Существенно, что отверстия под клинья перекрывают канат в интервале четверти и половины его диаметра, а отверстия не меньше половины диаметра крепежного болта, но не больше диаметра каната. Угол заострения клина — в интервале 4-6, что определяется коэффициентом трения между клином и канатом, соответствующим углу самозаклинивания.

Устройство работает следующим образом.

B случае использования зажима в качестве верхнего прицепного устройства для проводниковых канатов, что расширяет область применения зажима, опорные пластины размещаются на балках 11. Канат заводится между колодок, либо охватывается ими. С помощью крепежных элементов 6 обе колодки стягиваются расчетным усилием. В отверстия 12 заводятся клинья 13, обращенные скошенными гранями 14 к канату 5, и забиваются в гнезда до упора, По сравнению с прототипом прибавка удерживающего усилия в предлагаемом устройстве определяется вторым слагаемым. Дополнительный вклад клиновых элементов в тяговое усилие зажима обусловлен искусственно волнообразным профилем изза ступенчатого размещения клиньев, вследствие чего проявляются Эйлеровские силы трения (в формуле не учтены) между канатом колодками и клиньями.

Клиновые элементы, обеспечивая увеличение удерживающего усилия, выполняют роль стопоров, препятствующих проскальзыванию каната. Механизм стопорения основан на том, что клинья, обладающие одной степенью свободы, при элементарных продольных перемещениях каната проворачиваются в цилиндрических гнездах, в результате чего скошенная грань клина образует угол относительно осевой линии каната, обеспечивая заклинивающий эффект, что является основным отличительным признаком устройства от работы известных зажимов.

В случае использования зажима в качестве нижнего прицепного устройства для проводниковых,прядевых либо спиральных (закрытой конструкции) канатов в отверстиях 10 опорных пластин 3 размещаются тяги рычажной системы (не показаны) для закрепления грузов, предназначенных для создания требуемого напряжения канатных проводников.

При использовании зажима в процессе навески и замены канатов устройство работает, как правило, с опиранием на балки перекрытий ствола, аналогично верхнему прицепному устройству для канатных проводников.

Формула изобретения

1. Зажим для каната, содержащий опорные пластины, закрепленные на них зажимные колодки, каждая из которых выполнена с ручьем для каната и отверстиями для крепежных элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен клиньями, а колодки выполнены с дополнительными отверстиями, при этом клинья расположены в дополнительных отверстиях с возможностью взаимодействия своими скошенными гранями с канатом.

2. Зажим по и. 1, отличающийся тем, что дополнительные отверстия выполнены круглой формы, 3. Зажим по и и. 1 и 2, отличающийся тем, что дополнительные отверстия в эажимных колодках расположены между отверстиями для крепежных элементов.

1698528 фия2

Коррекгор Т."олб

Редактор М.Товтин

Заказ 4379 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Составитель В. Грицей

Техред М.Моргентал

73

Зажим для каната Зажим для каната Зажим для каната 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к грузоподъемным устройствам , используемым для образования разъемных соединений стальных канатов Цель изобретения - повышение надежности за счет равномерного распределения усилий на ветви каната Вкладыш выполнен с профильными поверхностями на концах клиновых участков его хвостовиков Вкладыш может быть выполнен, например керзмичрским

Изобретение относится к водному транспорту леса, в частности для Формирования плотов, и может найти применение на лесосплаве, а также в других областях промышленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для многократного закрепления конца каната в любом натяжном устройстве

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям стальных канатов, захватным приспособлениям и к монтажной оснастке

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при такелажных работах для крепления концов канатов

Изобретение относится к грузоподъемным средствам для разъемного соединения стальных канатов с деформируемыми зажимными элементами

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к канатным устройствам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для соединения канатов

Зажим // 1626022
Изобретение относится к средствам для крепления объектов на тросе
Наверх