Система управления двигателем летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиации, в частности к системам управления двигателем самолета. Цель изобретения - повышение точности и надежности ручного и автоматического управления двигателем. Система управления двигателем летательного аппарата, содержащая рычаг 1 управления, кинематически связанный с установленным в пульте 3 управления вспомогательным механизмом 4 автомата тяги и тросовой проводкой 7 с навесом-регулятором двигателя 10, электронный регулятор двигателя 15, включенный в цепь обратной связи насоса-регулятора двигателя 10, снабжена электромеханическим командным устройством 14, содержащим бесконтактный синусно-косинусный трансформатор, включенный в цепь управления электронного регулятора двигателя 15 и шарнирно-рычажной передачей соединенный с рычагом 1 управления и исполнительным механизмом 4 тяги. 1 ил.

Изобретение относится к авиастроению, в частности к конструкциям систем управления двигателем самолета. Известна система управления двигателем летательного аппарата, содержащая рычаг управления с рукояткой, связанный посредством тяг и качалок с тросовым управлением, соединенным с исполнительным механизмом автомата тяги двигателя. Известное устройство обладает недостаточно высокой точностью и надежностью управления двигателем с помощью гидромеханического регулятора топливного насоса двигателя. Наиболее близкой к предлагаемой является система управления двигателем самолета Ил-86, содержащая рычаг управления (РУД), кинематически связанный с установленным внутри пульта управления исполнительным механизмом автомата тяги (ИМАТ), и тросовой проводкой соединенная с насосом-регулятором двигателя, а также электронный регулятор двигателя, включенный в цепь обратной связи насоса-регулятора. Недостатком этой системы управления является то, что как ручное (от РУД), так и автоматическое (от исполнительного механизма автомата тяги) управление тягой двигателя осуществляется от пульта до двигателя только с помощью гибкой тросовой проводки. При обрыве троса, поломках и разрегулировках в проводке нарушается связь пульта управления с насосом-регулятором двигателя, в связи с чем становится невозможным как гидромеханическое, так и электронное управление двигателем. Кроме того, даже при исправной системе управления из-за нежесткости и трения в тросовой проводке всегда возникает гистерезис органов управления на пульте относительно управляемых органов на двигателе как при ручном, так и автоматическом управлении двигателем особенно при значительной длине тросовой проводки. Этот недостаток особенно нежелателен при автоматическом управлении, так как из-за гистерезиса возникает раскачка в режиме стабилизации скорости и высоты полета летательного аппарата и в связи с этим - повышенный расход топлива. Целью изобретения является повышение надежности и точности работы системы управления как в ручном, так и в автоматическом режимах при одновременном снижении расхода топлива. Указанная цель достигается тем, что известная система управления двигателем летательного аппарата, содержащая рычаг управления, кинематически связанный с установленным в пульте управления исполнительным механизмом автомата тяги, и тросовой проводкой соединенный с насосом-регулятором двигателя, электронный регулятор двигателя, включенный в цепь обратной связи насоса-регулятора двигателя, снабжена электрическим командным устройством, содержащим бесконтактный синусно-косинусный трансформатор, включенный в цепь управления электронного регулятора двигателя, и шарнирно-рычажной передачей соединенный с рычагом управления двигателя и исполнительным механизмом автомата тяги. На чертеже изображена система управления. Система содержит рычаг 1 управления прямой и обратной тягой двигателя, соединенный тягами 2 с установленным внутри пульта 3 управления исполнительным механизмом 4 автомата тяги и соединенный тягой 5 с ведущим роликом 6 механической тросовой проводки 7 управления, ведомый ролик 8 которой соединен тягами 9 с насосом-регулятором 10 и агрегатом 11 управления реверсом двигателя. Исполнительный механизм 4 автомата тяги соединен через качалку 12 и тягу 13 с электромеханическим командным устройством 14, содержащим бесконтактный синусно-косинусный трансформатор, включенный в цепь управления электронного регулятора РЭД 15 двигателя. Электронный регулятор двигателя (РЭД) взаимодействует с насосом-регулятором и другими агрегатами двигателя с помощью исполнительных механизмов, датчиков и системы обратных связей. Система управления работает следующим образом. При подаче управляющего сигнала от вычислительной системы управления тягой (ВСУТ) исполнительный механизм 4 автомата тяги через систему тяг и качалок одновременно поворачивает РУД 1 и рычаг командного устройства 14 на пульте управления. Встроенный в устройство 14 бесконтактный синусно-косинусный трансформатор (например, типа ДБСКТ-250-1Ш), взаимодействует с РЭД 15, который выдает команды на изменение расхода топлива к форсункам двигателя. Аналогично работает система управления и в ручном режиме, когда исполнительный механизм 4 отключен, так как при повороте РУД 1 также происходит поворот рычага командного устройства 14, выдача команды в РЭД 15, а от него - исполнительным элементам насоса-регулятора 10. Тросовая проводка 7 работает в холостом режиме и является резервной как и гидромеханический регулятор 10 в насосе, который при работе РЭД 15 отключен (неисправности и гистерезис в тросовой проводке не оказывают влияния на точность работы системы управления). При отказе электронной части системы управления (от командного устройства 14 до РЭД 15 включительно) вступает в работу резервное гидромеханическое управление с помощью тросовой системы 7, которое может работать как при ручном управлении от РУД 1, так и при автоматическом - от исполнительного механизма 4 автомата тяги.

Формула изобретения

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая рычаг управления, кинематически связанный с установленным в пульте управления исполнительным механизмом автомата тяги и тросовой проводкой соединенный с насосом-регулятором двигателя, электронный регулятор двигателя, включенный в цепь обратной связи насоса-регулятора двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и надежности ручного и автоматического управления двигателем, она снабжена электромеханическим командным устройством, содержащим бесконтактный синусо-косинусный транформатор, включенный в цепь управления электронного регулятора двигателя и шарнирно-рычажной передачей соединенной с рычагом управления двигателя и исполнительным механизмом автомата тяги.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления силовыми установками летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в системах управления силовыми установками летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления силовыми установками

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам управления силовыми установками летательных аппаратов, где требуется автоматизированное коммутирование блокировочных электроцепей при ручном управлении двигателями

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к органам управления транспортными средствами

Изобретение относится к авиации, а именно к системам и устройствам управления самолетом и его агрегатами

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к ручному управлению силовыми установками летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления силовыми установками самолетов Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности устройства за счет самоуправляемое™ перехода с ручного управления на автоматическое и наоборот, повышение безопасности полетов за счет уменьшения объема действия в пороговых ситуациях и снижение материалоемкости и массы устройства Цель достигается тем

Изобретение относится к авиации, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов

Изобретение относится к авиастроению, в частности к устройствам для предотвращения несанкционированного запуска двигателя летательного аппарата
Наверх