Вибразащитное сиденье транспортного средства

 

Изобретение относится к вибрационной технике в транспортном машиностроении и может быть исдользовано для виброзащиты водителей транспортных средств. Цель изобретения - повышение комфортабельности за счет улучшения виброизолирующих свойств при несимметричном нагружении. Между верхним 1 и нижним 2 основаниями^ виброзащитного сиденья на разных уровняхразмещены виброизоляторы 3 и 4 в виде полых оболочек, разделенные распределителем 5 нагрузок, шарнирно соединенным одним концом с передней стороной верхнего основания, а другим - с задней стороной нижнего основания. Основания дополнительно соединены между собой упругими элементами 1. Верхний^виброизолятор 3 может иметь меньшую, чем нижний 4, жесткость. Основания 1 и 2 могут быть соединены с распределителем 5 нагрузок с возможностью осевого перемещения в шарнирах, 6. Верхний виброизолятор 3 может быть прикреплен к верхнему основанию 1 с возможностью взаимодействия с нижним основанием 2. Виброзащитное сиденье обеспечивает надежную виброизоляцию во всех направлениях при несимметричной нагрузке на него, повышая тем самым комфортабельность сиденья. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.>&«>&'ЁОсо00^

СОЮЗ CQBETCKNX

ОЭ.И П

РЕСПУБЛИК (sx)s В 60 N 2/50

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕН-ЬЙ KOIVMTET

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4772840/11 (22) 22.12.89 (46) 07.02.92. Бюл. М 5 (71) Институт горного дела СО АН СССР (72) Ю.Г.Мурзин и Г.С.Мурзин (53) 629.113,042,2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1369942, кл. В 60 N 1/02, 1986. (54) ВИБРОЗАЩИТНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к вибрационной технике в транспортном машиностроении и может быть использовано для виброзащиты водителей транспортных средств. Цель изобретения — повышение комфортабельности за счет улучшения виброизолирующих свойств при несимметричном нагружении.

Между верхним 1.и нижним 2 основаниями виброзащитного сиденья на разных уровнях

„„5U 1710387 А1 размещены виброизоляторы 3 и 4 в виде полых оболочек, разделенные распределителем 5 нагрузок, шарнирно соединенным одним концом с передней стороной верхнего основания, а другим — с задней стороной нижнего основания. Основания дополнительно соединены между собой упругими элементами 7. Верхний виброизолятор 3 может иметь меньшую, чем нижний 4, жесткость. Основания 1 и 2 могут быть соединены с распределителем 5 нагрузок с возможностью осевого перемещения в шарнирах, 6. Верхний виброизолятор 3 может быть прикреплен к верхнему основанию 1 с возможностью взаимодействия с нижним основанием 2. Виброзащитное сиденье обеспечивает надежную виброизоляцию во всех направлениях при несимметричной нагрузке на него, повышая тем самым комфортабельность сиденья. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1710387

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для виброзащиты водителей транспортных средств.

Известно виброзащитное сиденье, содержащее верхнюю деформируемую камеру, нижнюю недеформируемую камеру и распределитель нагрузок между камерами.

Верхняя камера выполнена в виде гофрированной трубы, а распределитель — в виде выпуклой диафрагмы из воздухонепроницаемой ткани.

Недостатком такого сиденья является то, что оно не обеспечивает надежной виброизоляции при несимметричном нагружении (при наклонении водителя вперед или в стороны для выполнения технологических операций, резких торможений и т.д,), что обусловлено конструкцией верхней камеры, теряющей устойчивость при несимметричном нагружении.

Наиболее близким к предлагаемому является сиденье транспортной машины, которое содержит подвижное и неподвижное основания с пневмокамерой, установленной между ними, Между неподвижной и шарнирно закрепленной на каркасе подвижной спинками размещены пневмокамеры. На поверхностях подвижного основания и подвижной стенки закреплены дополнительные пневмокамеры, соединенные с источником сжатого воздуха.

Регулировкой давления воздуха во всех пневмокамерах обеспечивается регулировка жесткости сиденья и спинки, высоты сиденья, наклона спинки. При симметричном нагружении подвижного основания и подушки сиденья обеспечивается виброизоляция водителя, Однако при несимметричном нагружении не обеспечиваются комфортные условия работы водителя. Например, при резком торможении, когда тело водителя смещается вперед,,происходит нагружение только передней части подвижного основания и, поскольку пневмокамера выполнена цельной (под основанием), а давление воздуха в ней одинаковое, передняя часть основания смещается вниз,. а задняя — вверх, способствуя выпаданию водителя из сиденья. Аналогичные последствия наблюдаются и при нагружении боковых частей подвижного основания. Перемещения подушки сиденья в горизонтальной плоскости (продольные и поперечные) ограничиваются только жесткостью дополнительных пневмокамер, т.е., применение цельных пневмокамер под подушкой сиденья и между подвижным и неподвижным основаниями приводит к ухудшению комфорта5

35 бельности сиденья при его несимметричном нагружении.

Целью изобретения является повышение комфортабельности путем улучшения виброизоляции при несимметричном нагружении.

Поставленная цель достигается тем, что конструкция этого сиденья включает верхнее основание с закрепленной на нем подушкой, нижнее основание коробчатого профиля, размещенные между основаниями верхний и нижний виброизоляторы, выполненные в виде пневмокамер, и распределитель нагрузки, выполненной в виде конструкции, установленный между виброизоляторами, один конец которой шарнирно соединен с передней стороной верхнего основания, а другой конец — с задней стороной нижнего основания, при этом основании передними и задними сторонами дополнительно соединены между собой упругими элементами. Распределитель нагрузок на виброизоляторы выполнен в виде плиты. Кроме того, верхний виброизолятор может иметь жесткость меньшую, чем нижний, а распределитель нагрузок на виброизоляторы соединен с основаниями с возможностью осевого перемещения и прикреплен к верхнему основанию с возможностью взаимодействия с нижним основанием.

На фиг.1 приведено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг.2 — то же, с жестко закрепленным верхним виброизолятором; на фиг.3 — шарнир с перемещающимися петлями одна относительно другой по оси.

Предлагаемое сиденье содержит верхнее основание 1, выполненное в виде плиты с закрепленной на нем подушкой сиденья, нижнее основание 2, выполненное в виде короба, виброизоляторы 3 и 4, выполненные в виде полых оболочек или в виде герметичных цилиндров с одинаковой жесткостью, и распределитель нагрузок на виброизоляторы, выполненный в виде жесткой плиты 5 или в виде фермы, трубы прямоугольного сечения и др.), один конец которой соединен с передней стороной верхнего основания 1, а другой — с задней стороной нижнего основания 2 с помощью шарниров 6. Виброизолятор 3 размещен между основанием 1 и плитой 5, а виброизолятор 4 — между плитой 5 и основанием 2, Основания 1 и 2 дополнительно соединены между собой упругими элементами 7, например резиновыми лентами. Верхний виброизолятор 3 может иметь жесткость меньшую, чем нижний виброизолятор 4, за счет меньшего внутреннего давления рабо1710387

15

30

55 чего тела или большего диаметра цилиндрической части виброизолятора при одинаковых внутренних давлениях рабочего тела для обеспечения наклонения верхнего основания относительно жесткой плиты в первую очередь.

Плита 5 соединена с основаниями 1 и 2 с возможностью осевого перемещения путем перемещения петель 8 и 9 шарнира одна относительно другой по оси 10. Верхний виброизолятор 3 жестко прикреплен к верхнему основанию с помощью хомута 11 и винтов 12.

Вибрационное сиденье работает следующим образом.

От веса водителя через верхнее основание 1 передается нагрузка на верхней виброизолятор 3, который сплющивается между верхним основанием 1 и жесткой плитой 5, передавая на последнюю нагрузку, в свою очередь сплющиваемую нижний виброизолятор 4 между жесткой плитой 5 и нижней гранью нижнего основания 2. При одинаковой жесткости виброизоляторов 3 и 4 верхнее основание 1 занимает под нагрузкой от веса водителя положение параллельное положению без нагрузки. Для предлагаемого сиденья не имеет значения симметричные или несимметричные нагрузки действуют на него, которые воспринимаются одинаково виброизоляторами 3 и 4.

Вибрации передаются через нижнее основание 2 на нижний виброизолятор 4, который гасит колебания. Если амплитуда колебаний велика, то нижний виброизолятор 4.уменьшает ее, передавая нагрузку через жесткую плиту 5 на верхний виброизолятор 3, который окончательно гасит колебания. При этом верхнее основание 1 все время занимает горизонтальное положение.

При симметричных и несимметричных вибрационных нагрузках в вертикальном направлении вибрации гасятся виброизоляторами 3 и 4, так как через шарнирные соединения они не передаются. Виброизоляторы 3 и 4 сплющиваются под максимальной нагрузкой, давление рабочего тела внутри их возрастает, а когда внешняя нагрузка становится минимальной, под действием внутреннего давления виброизоляторы 3 и 4, стремясь принять первоначальную цилиндрическую форму, разжимаются, увеличивая угол между плитой 5 и основаниями 1 и 2. Упругие элементы 7 ограничивают максимальное удаление верхнего основания 1 от нижнего основания 2.

Продольные симметричные и несимметричные вибрационные нагрузки в горизонтальной плоскости воспринимаются так же, как в вертикальном направлении, благодаря тому, что верхнее 1 и нижнее 2 основания соединены жесткой плитой 5 с помощью шарниров 6 противоположными концами (по диагонали), Виброизоляторы 3 и 4 работают в тех же условиях, что и в вертикальном направлении, обеспечивая надежную виброизоляцию в продольном направлении в горизонтальной плоскости и улучшая виброзащитные свойства сиденья по сравнению с известным.

При поперечных вибрационных нагрузках в горизонтальной плоскости виброизоляторы 3 и 4 работают не на сжатие, а на сдвиг вдоль оси цилиндрической поверхности. Так как виброизоляторы 3 и 4 находятся под нагрузкой от веса водителя, давление рабочего тела внутри их обеспечивает жесткость формы виброизоляторов, необходимую для надежной виброизоляции. При выполнении верхнего виброизолятора 3 с меньшей жесткостью нижнего виброизолятора 4 при резком ускорении и торможении верхний виброизолятор 3 сплющивается больше, чем нижний виброизолятор 4, и угол между верхним основанием 1 и плитой

5 уменьшается быстрее, чем угол между нижним основанием 2 и плитой 5, обеспечивая невыпадание водителя из сиденья при резком торможении.

Соединение плиты 5 с основаниями 1 и

2 с возможностью осевого перемещения путем перемещения петель 8 и 9 шарнира 6 одна относительно другой вдоль оси 10 увеличивает виброзащитные свойства сиденья при поперечных вибрационных нагрузках в горизонтальной плоскости, так как путем свободного перемещения оснований 1 и 2 относительно плиты 5 вдоль оси 10 шарнира

6 виброизоляторы 3 и 4 гасят колебания с большей,змплитудой. При креплении верхнего яиброизолятора 3 с помощью хомутов

11 и винта.12 к верхнему основанию 1 и контактирующего торцами цилиндрической оболочки с боковыми стенками нижнего основания 2 поперечные колебания в горизонтальной плоскости гасятся в основном верхним виброизолятором 3 более эффективно. Нагрузка передается на верхний виброизолятор 3 через боковые стенки нижнего основания 2. Крепление хомутами 11 исключает возможное проскальзывание верхнего виброизолятора 3 по верхнему основанию 1. Это улучшает виброзащитные свойства сиденья в поперечном направлении в горизонтальной плоскости, так как виброизоляторы 3 и 4, работая на сдвиг вдоль оси цилиндрической оболочки, не сплющиваются противополож1710387

50

Составитель Ю. Мурзин

Редактор И. Ванюшкина Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор С. Черни

Заказ 302 Тираж Подписное

BÍÈÈÏÈ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ными торцами в разной степени, а только в одинаковой, и сиденье не наклоняется в сторону, а остается параллельным первоначальному положению.

Таким образом, предлагаемое сиден,е транспортного средства по сравнению с известным позволяет улучшить виброизолирующие свойства сиденья при несимметричном нагружении и повысить комфортабельНОСТЬ.

Формула изобретения

1. Виброэащитное сиденье транспортного средства, содержащее верхнее основание с закрепленной на нем подушкой сиденья, нижнее основание коробчатого профиля, установленные между основаниями виброизоляторы в виде пневмокамер, разделенные распределителем нагрузки, выполненным в виде плиты и установленным с возможностью перемещения, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения комфортабельности путем улучшения виб5 роизоляции при несимметричном нагружении, оно снабжено упругими элементами, соединяющими соответственно передние и задние части оснований, а плита расположена наклонно, при этом передний ко10 нец плиты шарнирно связан с передней частью верхнего основания, а задний — так- . же шарнирно с задней частью нижнего основания.

2. Сиденьепоп.1,отличающееся

15 тем, что верхний виброизолятор прикреплен к верхнему основанию с возможностью взаимодействия с задней частью нижнего основания.

Вибразащитное сиденье транспортного средства Вибразащитное сиденье транспортного средства Вибразащитное сиденье транспортного средства Вибразащитное сиденье транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам подрессоривания сидений i транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в подвесках кабины, сиденья и неподрессоренных масс автомобильного транспорта

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к виброзащитным устройствам сидений транспортных средств, и может быть использовано на транспортных средствах, работающих в условиях широкого спектра вибровозмущений

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в сиденьях, устанавливаемых на транспортных средствах, подверженных воздействию пространственной вибрации и влиянию коррозионно-активчой среды

Изобретение относится к устройствам для виброизоляции объектов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств

Изобретение относится к способам виброизоляции и может быть использовано при оборудовании рабочих мест операторов (водителей) транспортно-технологических машин различного назначения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к сиденьям тракторов, сельскохозяйственных машин и других транспортных средств

Изобретение относится к подъемно-транспортному и строительному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах башенных кранов

Изобретение относится к средствам виброзащиты и может быть использовано на установках и транспортных средствах, где требуется защита оператора от вибрации, вызванной работой механизмов или неровностями дорог

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств, в частности к их подвескам

Изобретение относится к виброзащитной технике в области защиты человека-оператора от действия пространственной вибрации и предназначено преимущественно для транспортных средств

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств, а именно к подвескам кресел машиниста локомотивов, работающих в условиях повышенного воздействия вибраций

Изобретение относится к способом регулирования жесткости виброизолирующих устройств в системах вибрационной защиты человека-оператора наземных транспортных и самоходных технологических машин, а также пилотов вертолетов

Изобретение относится к устройствам регулирования жесткости упругих подвесок сидений для операторов транспортных и самоходных технологических машин

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств, а именно к подвескам кресел машинистов локомотивов, работающих в условиях повышенного воздействия вибраций
Наверх