Клиноременный шкив

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в клиноре-\менных передачах. Цель изобретения - уменьшение габаритов шкива. Для этого У- образный шкив состоит из вала и установленных на нем при помощи шлицевого соединения двух конических подпружиненных один к другому дисков со ступицами. Количество шлицевых выступов на валу в два раза больше, чем на ступице каждого диска. На ступице каждого диска между шлицевыми выступами выполнены продольные пазы с наружным диаметром больше наружного диаметра ступицы, в которых расположены шлицевые выступы другой ступицы. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (й) F 16 Н 9/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ОРИ ГКНТ СССР

- (21) 4750325/28 (22) 04.09,89 (46) 23;02.92. Бюл. М 7 (71) Заволжский моторный завод . (72) Э.M.Ðóáèí и Т,И,Малышева (53) 621.851 4 (088,8) (56) t. Пронин Б.А., Ревков Г,А. Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи (вариаторы). - М.: Машиностроение, 1980, с. 134, рис. 66 а-г.

2. Там же, стр. 1М, рис. 66 е. (54) КЛИНОРЕМЕННЫИ ШКИН (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в клинореИзобретение относится к клиноременным шкивам, позволяющим производить автоматическое натяжение ремня по мере его вытягивания при эксплуатации.

Известны клиноременные шкивы, позволяющие регулировать (поддерживать). натяжение ремня, падающее в связи с его вытяжкой а процессе работы, за счет пере мещения дисков, образующих V-образный шкив, по оси друг к другу, При этом подвижным может быть один диск или.оба диска, образующих шкив Щ

Эти шкиВы имекл витые пружины1 силы упругости которых стремятся подвинуть диски, образующие шкив, друг к другу и при этом вытеснить клиновый ремень на больший диаметр, увеличив таким образом его натяжение.

Но такие пружины требуют для своего размещения ступицу шкива большой длины, Кроме того, ступица каждого из дисков, образующих шкив, должна иметь достаточную длину из соображений избеганий перекоса (19) (11)

1 менных передачах. Цель изобретения— уменьшение габаритов шкива. Для этого Уобразный шкив состоит из вала и установленных на нем при помощи шлицевого соединения двух конических подпружиненных один к другому дисков со ступицами.

Количество шлицеаых выступов на валу в два раза больше, чем на ступице каждого диска. На ступице каждого диска между шлицевыми выступами выполнены продольные пазы с наружным диаметром больше наружного диаметра ступицы, в которых расположены шлицевые выступы другой ступицы, 5 ил. и соблюдения геометрии канавки шкива, что также приводит к увеличению длины ступицы шкива, B конструкции шкива, наиболее близкого к предлагаемому, для перемещения дисков, образующих шкив, применены тарельчатые пружины, не требующие для своего размещения большой длины ступицы шкива P).

Однако длийа ступицы шкива не может быть сокращена, так как требования к длине ступицы каждого диска для избегания перекоса и соблюдения геометрии канавки шкива сохраняются, что приводит к большюм габаритам шкива и является существенным недостатком, особенно для шкивов автомобильных двигателей, работающих в условиях ограниченного подкапотного пространства.

Целью изобретения является уменьшение габаритов ступицы клиноременного шкива с автоматическим натяжением ремня.

1714256

Поставленная цель достигается тем, что в клиноременным шкиве, содержащем вал, установленные на нем при помощи шлицевого соединения два конических подпружиненных друг к другу диска со ступицами, число шлицевых выступов на ступице каждого диска равно половине числа шлицевых выступов на валу, причем между соседними шлицевыми выступами каждой ступицы выполнены продольные пазы с наружным диаметром, большим наружного диаметра ступицы, в которых расположены шлицевые выступы другой ступицы. Таким образом в продольных пазах каждой ступицы расположено по два шлицевых выступа вала, между которыми находится по одному шлицевому выступу. другой ступицы. Каждый из подвижных дисков состоит из двух соединенных точечной сварной деталей, одна из которых имеет длинные шлицевые выступы и край, наклоненный в сторону другой, имеющей короткие шлицевые выступы детали.

Края двух дисков образуют V-образный шкив, а тарельчатые пружины по две с каждой стороны шкива обращены друг к другу большими диаметрами тарелок.

Предлагаемая конструкция обеспечивает сокращение длины ступицы шкива, так как вал и ступицы обоих подвижных дисков расположены на одной длине.

То, что наружный. диаметр пазов ступиц больше наружного диаметра ступиц дисков, обеспечивает свободу сборки шкива. Длина шлицевых выступов ступиц, равная длине вала шкива, обеспечивает правильную геометрию канавки шкива, надежность и долговечность шкива за счет сборки и работы без перекосов.

На фиг. 1 изображен клиноременный шкив; на фиг, 2 и 3 — вал шкива; на фиг. 4 и

5 — конический подвижный диск.

Шкив имеет вал 1 с четным числом шлицевых пазов 2, равномерно расположенных по окружности. Шкив имеет также два конических диска 3, подпруженных друг к другу тарельчатыми пружинами 4. Конические диски 3 имеют ступицы со шлицевыми выступами 5. Число шлицевых выступов 5 на ступице каждого диска 3 равно половине числа шлицевых пазов 2 на валу 1.

Между соседними шлицевыми выступами 5 каждой ступицы дисков 3 выполнены продольные пазы 6, Наружный диаметр D> продольных пазов б больше наружного диаметра Dz вала 1 и наружного диаметра Оз ступиц дисков 3.

В собранном виде в шкиве в каждом пазе 6 ступицы диска 3 располагается по два шлицевых выступа 7 вала 1, между которыми находится по одному шлицевому вы10 ступу 5 ступицы другого диска Э. Каждый конический подвижный диск 3 состоит из двух деталей 8 и 9, соед: ненных точечной сваркой.

Одна деталь 8 имеет длинные шлицевые выступы 10, другая деталь 9 — короткие шлицевые выступы 11, Деталь 10 имеет отогнутый край 12, наклоненный в сторону детали

9 этого же диска, составляющий коническую часть диска 3, Край 12 образует одну сторону V-образного шкива. Угол наклона конического края 12 диска Э равен половине угла конуса шкива.

По две тарельчатые пружины 4 с обоих

15 концов шкива, подпружиненные диски 3, обращены друг к другу большими диаметрами тарелок и зафиксированы в определенном положении и с определенным предварительным натягом упорными кольцами 13, 20 входящими в канавки 14 вала 1. Между подвижными дисками 3 и тарельчатыми пружинами 4 устанавливаются дистанционные, кольца 15, обеспечивающие зазор 16 между

V-образными сторонами шкива и тарельча25 тыми пружинами 4 в месте их наиболее близкого подхода друг к другу.

Клиноременный шкив работает следующим образом.

Силы предварительного натяга пружин

30 4 стремятся приблизить друг к другу подвижные диски 3, отогнутые края 12 которых образуют стороны V-образного шкива, и уравновешиваются силами натяжения ремня, стремящимися раздвинуть стороны 12

35 V-образного шкива, При удлинении ремня в процессе его эксплуатации натяжение его падает и под воздействием пружин 4 подвижные диски 3 сближаются, выталкивая клиновой ремень

40 на больший диаметр. Одновременно восстанавливается натяжение ремня и вновь устанавливается равновесие между натяжением ремня и силами упругости пружин 4, Таким образом происходит регулирование натя.45 жения ремня в процессе эксплуатации.

Предлагаемый V-образный шкив для клиноременной передачи с автоматическим регулированием натяжения ремня имеет простую, надежную конструкцию и умень50 шенные габариты по длине ступицы. Так как ступица каждого подвижного диска имеет достаточную длину шпик, равную длине вала, уменьшается вероятность перекосов и сохраняется геометрия канавки шкива.

55 Формула изобретения

Клиноременный шкив, содержащий вал, установленные на нем при помощи шлицевого соединения два конических подпружиненных друг к другу диска со ступицами, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью умень1714256

Put 5

Составитель Э. Рубин

Редактор M.ßíêîâè÷ Техред М.Моргентал Корректор Н,Король

Заказ 677 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 шения габаритов, число шлицевых выступов на ступице каждого диска равно половине .числа шлицевых выступов на валу, между соседними шлицевыми выступами каждой ступицы выполнены продольные пазы с наружным диаметром, большим наружного диаметра ступицы, в которых расположены шлицевые выступы другой ступицы.

Клиноременный шкив Клиноременный шкив Клиноременный шкив 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к клиноременным передачам с изменяемым передаточным отношением, и может найти применение в машинах, рабочий орган которых совершает возвратно-поступательное движение, например, в поршневых нагнетателях теста

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента приводов различных машин и механизмов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано для изготовления простых, скоростных, полноприводных автомобилей-вездеходов с автоматической бесступенчатой передачей, с высокими динамическими характеристиками

Изобретение относится к области общего машиностроения, в частности к ремням для вариаторов, содержащих ремень, натянутый на приводных кольцах, которые взаимодействуют с ведущим и ведомым шкивами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для бесступенчатого изменения частоты вращения ведомого вала

Изобретение относится к мехатронным приводам с регулируемой скоростью. Система трансмиссии с синхронизированной перестановкой сегментов шкива содержит центральный шкив, ключевой сегмент шкива, опорную поверхность на ключевом сегменте шкива, объединенную группу в системе трансмиссии с синхронизированной перестановкой сегментов шкива, кулачки для перемещения сегмента шкива, массив электромагнитов для перестановки сегментов шкива. Центральный шкив выполнен с рельсовыми направляющими, которые сопрягаются с сопрягаемыми элементами, в состав которых входят несколько расположенных ступенчатым образом сегментов шкива, объединенных по вертикали, выполненных с возможностью скользящего перемещения. Рельсовые направляющие центрального шкива могут выполнять функцию зубьев. Ключевой сегмент шкива содержит смежный сегмент шкива с удлиненными или консольными элементами зубьев и с вытянутой частью, обеспечивая плавное сопряжение с опорной поверхностью ключевого сегмента шкива. Объединенная группа содержит несколько расположенных ступенчатым образом сегментов шкива, объединенных по вертикали или созданных на одном или нескольких компонентах, выполненных с возможностью скользящего перемещения. На внутренних и наружных поверхностях сегментов выполнены сопрягаемые элементы и рельсовые направляющие. Кулачки для перемещения сегмента шкива выполнены с возможностью прикрепления в каркасе или кожухе. К каждому ролику прикреплен рычаг. Ролик и его рычаг установлены с возможностью скольжения или вращения в объединенных группах сегментов шкива. Система кулачков для перемещения сегмента шкива выполнена с обеспечением возможности дискретного последовательного взаимодействия роликов или неподвижных элементов. Достигается повышение надежности устройства. 12 н. и 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение может быть использовано в сельскохозяйственных рабочих машинах. Сельскохозяйственная рабочая машина (1) содержит приводной двигатель (5) и радиатор охлаждения (9). Радиатор охлаждения (9) содержит вентилятор (10) с изменяемым числом (n4) оборотов. Рабочая машина имеет трансмиссию (11) для вентилятора (10), содержащую входной вал (12), выходной вал (14) и вариатор (15). Выходной вал (14) приводит в действие вентилятор (10). Входной вал (12) расположен поперечно выходному валу (14) и соединен с приводным двигателем (5). Вариатор (15) расположен между входным валом (12) и выходным валом (14). Технический результат заключается в повышении удобства монтажа привода для вентилятора, пригодного для поперечно расположенного приводного двигателя. 14 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх