Стояночный тормоз транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 Т 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ. СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4757209/11 (22) 09.11,89 (46) 30,03.92.Бюл.¹ 12 (71) Карагандинский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и экспериментальный институт "Гипроуглегормаш" (72) К.Б,Хаиров, К.А.Джамбурбаев и 3.Т.Яичникова (53) 629.113-59(088.8) (56) Краткий автомобильный справочник. 9-е изд,перераб.идоп. М:Транспорт, 1982,464

С.

Патент США № 2 100 970, кл. 188-31, 1937, (54) СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к прицепным транспортным средствам, в частности к сто,,5U,, 1722914 А1 яночному тормозу прицепного бункер-перегружателя, и может найти применение в горнорудной и соледобывающей промышленности. Цель изобретения — повышение надежности эксплуатации путем достижения максимального момента на валу при включении и выключении стояночного тормоза, Стояночный тормоз содержит соединенные между собой вал 3, рычаг 4, стопор, кронштейн 2, шарнирную опору и венец. Рукоять 6 шарнирно закреплена на рычаге 4. Рукоять 6 и рычаг 4 снабжены упорными поверхностями а. б, в их взаимофиксации в рабочих положениях, а рычаг снабжен стопорным винтом 7 для фиксации

его положения относительно кронштейна 2.

1722914

Изобретение относится к прицепным транспортным средствам, в частности к стояночному тормозу прицепного бункер-перегружателя, Известен стояночный тормоз прице- 5 па, содержащий исполнительные механизмы на задних колесах и механический привод, Недостатком известной конструкции стояночного тормоза является наличие еди- 10 ного исполнительного механизма рабочего и стояночного тормоза и отсутствие раздельных механических приводов стояночного тормоза правого и левого колес, что повышает вероятность его отказа и снижает 1 надежность.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является стояночный тормоз транспортного средства, содержащий рычаги; стопор и пружину, 2

Недостатком является наличие сложной шарнирно-рычажной системы, отсутствие гарантии попадания стопора 11 в зубчатое колесо 8, отсутствие возможности его применения в бункер-перегружателе по причи- 2 не стесненности пространства для установки стояночного тормоза, Целью изобретения является повышение надежности эксплуатации путем достижения максимального момента на валу при 3 включении и выключении стояночного тормоза без изменения габаритных размеров транспортного средства. Для этого рукоять шарнирно закреплена на рычаге и посредством пружины связана с кронштейном, 3 причем рукоять и рычаг снабжены упорами их взаимофиксации в рабочих положениях, а рычаг снабжен стопором для фиксации его положения относительно кронштейна.

На фиг,1 изображен стояночный тор- 4 моз; на фиг.2 — вид А на фиг.1, на фиг.3 — вид

Б на фиг.2; на фиг.4 — рычаг; на фиг.5— рукоять.

Стояночный тормоз содержит корпус 1 транспортного средства, например, бунке- 4 ра-перегружателя, к которому приварен кронштейн 2, вал З,на концах которого закреплены рычаг 4 и стопор 5, рукоять 6, установленную с возможностью поворачио вается относительно рычага 4 на 40, стопорный винт 7 для стопорения рычага 4 относительно кронштейна 2, возвратную пружину 8, шарнирную опору 9 и тормозной венец 10, жестко закрепленный к колесу бункер-перегружателя (не показано), Рычаг 4 и рукоять 6 имеют упорные поверхности а, б, в.

При транспортировании бункер-перегружателя с помощью тягача или толкателя тормоз расторможен, рычаг 4 находится в горизонтальном застопоренном положении относительно кронштейна 2 стопорным винтом 7 и тормозной венец 10 свободно вращается с колесом. Причем рычаг 4 и рукоять 6 не выходят за габарит корпуса 1 бункер-перегружателя.

При прекращении транспортирования бункер-перегружателя освобождается стопорный винт 7 и под действием максимального момента, создаваемого весом рычага 4, рукоятки 6, стопора 5 и усилия пружины 8 вал 3 проворачивается на 40 и в паз венца

10 заходит стопор 5, который в случае скатывания бункер-перегружателя застопорит

5 колесо через тормозной венец 10.

Если при прекращении транспортирования стопор падает на зуб тормозного венца 10, то силовой момент сил все равно действует на вал и после проворачивания

0 тормозного венца 10 до попадания стопора

5 в его паз венец 10 застопорится.

Для прекращения торможения рука оператора поворачивает рукоять 6 относительно рычага 4 на 40 и далее продолжает

5 поворачивать рукоять 6, рычаг 4, вал 3 и стопор 5 относительно опоры 9 до горизонтального положения и стопорит винт 7. При этом стопор 5 выходит из паза венца 10.

Рукоять 6 опускается под действием соб0 ственного веса и усилий пружины 8 в вертикальное положение, создавая максимальный момент на валу 3 и не выходит за габарит бункер-перегружателя.

Шарнирное закрепление рукоятки 6 к

5 рычагу 4 и подпружинивание его к кронштейну 2 с неполным поворотом (на 40 ) по зволяет не выходя за габарит корпуса 1 бункер-перегружателя создавать максимальный момент на валу 3 при включении

0 стояночного тормоза, а также позволяет создавать максимальный момент на валу 3 от руки оператора при растормаживании, т.е, создается максимальное плечо от руки оператора до оси вала 3. Пружина помимо уси5 ления момента устраняет раскачку рукояти

6 относительно рычага 4. Все это позволяет повысить надежность устройства.

Надежность стояночного тормоза обеспечивается тем, что в нем создается гаран50 тированный момент поджатия стопора 5 к венцу 10, при необходимости торможения за счет того, что стопор 5 и рычаг 4, на конце которого шарнирно закреплена рукоять 6, создают максимально возможный момент, 55 дополняя (дублируя) усилие пружины 8 в пределах габарита бункер-перегружателя.

Кроме того, наличие упорных поверхностей а, б, в, на рычаге 4 и рукояти 6 позволяет увеличить плечо действия силы отключения стояночного тормоза операто1722914

Вид А

Фиг.3 ром и уменьшить плечо действия пружины

8 возврата. Это необходимо, так как уклоны стоянки бункер-перегружателя достигают

15 и его масса может достигать 25 т. Упоры позволяют рукояти поворачиваться относи- 5 тельно рычага 4 на угол до 40О.

Формула изобретения

Стояночный тормоз транспортного средства, содержащий связанный с колеса- 10 ми зубчатый венец, вал, размещенный в установленных на кузове кронштейнах, закрепленный на валу стопор, взаимодействующий с зубьями упомянутого вала венца, жестко соединенный с валом рычаг привода и рукоять, связанную с одним из концов вала, отл и чаю щийся тем, что,c целью повышения надежности эксплуатации путем достижения максимального момента на валу при включении м выключении стояночного тормоза без изменения габаритных размеров транспортного средства, рукоять шарнирно закреплена на рычаге и посредством пружины связана с кронштейном, причем рукоять и рычаг снабжены упорами их взаимофиксации в рабочих положениях, а рычаг снабжен стопором для фиксации его положения относительно кронштейна.

1722914

Составитель К,Хаиров

Редактор М.Недолуженко Техред М.Моргентал Корректор Н,Король

Заказ 1032 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Стояночный тормоз транспортного средства Стояночный тормоз транспортного средства Стояночный тормоз транспортного средства Стояночный тормоз транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспо^ тных средствах

Изобретение относится к транспорте му машиностроению и может Оыть использовано в колесных тормозах погрузчиков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям ручных стояночных тормозов

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных механизмах автопогрузчиков

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, имеющим ступицы колес со встроенными тормозными устройствами и редукторами

Изобретение относится к дисковым тормозам автомобилей и, в частности к узлу дисковых тормозов, который содержит фрикционный элемент и пружину

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к колесам с дисковым тормозом, и может найти применение в авиационной промышленности

Изобретение относится к транспортному машиностроению и конкретно касается сцепления транспортного средства

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к компоновке органов торможения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стояночных тормозах транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в области автомобилестроения и авиастроения

Изобретение относится к элементам колесных тормозов транспортных механизмов, преимущественно автомобилей, в частности суппортов тормозных колодок колесных тормозов, выполненных как раздельно, так и совместно с опорными и грязезащитными дисками, а также суппортов дисковых тормозов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к конструкции колесно-тормозного узла
Наверх