Приборный подшипниковый узел

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть применено в машиноо строении для малонагруженных узлов. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей при использовании в малонагруженных объектах. Подшипниковый узел содержит наружное кольцо 1 и внутреннее 3 с фланцами, промежуточное упругое кольцо 2 с фланцем и расположенные между ними сепараторы с шариками 4,5,6 на дорожках качения колец. Для упрощения сборки подшипникового узла промежуточное упругое кольцо имеет расположенные в основании фланца радиальные прорези 7 в количестве не менее количества шариков в сепараторах. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 С 19/54

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4657422/27 (22) 01.03.89 (46) 30.04.92. Бюл. М 16 (71) Научно-исследовательский институт измерительной техники (72) В.П.Бяков, С.В.Игнатов, Л.М.Казаков и

В.Я.Севрюк (53) 621.822.8 (088.8) (56) "Приборные шариковые подшипники", под ред. К.Н.Явленского, М., Маш, 1981, стр. 18. (54) ПРИБОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ

УЗЕЛ (57) Изобретение относится к приборостроению и может быть применено в машиноо

„, Ы„„1730484 А1 строении для малонагруженных узлов.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей при использовании в малонагруженных объектах.

Подшипниковый узел содержит наружное кольцо 1 и внутреннее 3 с фланцами. промежуточное упругое кольцо 2 с фланцем и расположенные между ними сепараторы с шариками 4, 5, 6 на дорожках качения колец.

Для упрощения сборки подшипникового узла промежуточное упругое кольцо имеет расположенные в основании фланца радиальные прорези 7.в количестве не менее количества. шариков в сепараторах. 3 ил.

1730484

Изобретение относится к приборостроению и может быть применено в машиностроении в малонагружениых объектах.

Известны многоярусные соосные подшипниковые узлы, в которых междудеталями в конструкции расположены подшипники один под другим для вращения этих деталей относительно друг друга, Недостатками этих подшипниковых узлов являются сложность регулировки радиальных зазоров в подшипниках.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является конструкция подшипникового узла, который состоит из четырех колец (наружных, внутреннего и промежуточного) с дорожками качения для шариков.,Достоинством данного технического решения является меньшие габариты, отсутствие буртиков для установки узла s конструкцию, уменьшенное количество элементов для регулировки радиальных зазоров, Недостатками данного подшипникового узла является наличие элементов для регулировки радиального зазора.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей подшипникового узла при использовании его в малонагружен ных объектах.

Поставленная цель достигается тем, что в приборном подшипниковом узле, содержащем наружное и внутреннее кольца с фланцами, промежуточное кольцо и расположенные между ними сепараторы с шариками в дорожках качения, промежуточное кольцо выполнено упругим с фланцем и радиальными прорезями, расположенными в основании фланца, а их количество не менее количества шариков в сепараторах.

Возможно выполнение наружного кольца роликового подшипника упругим для уменьшения радиального зазора в подшипнике и соединено с корпусом через дополнительную упругую промежуточную деталь или дополнительный упругий элемент наружного кольца, В данных устройствах на ружное упругое кольцо или не может самостоятельно выполнять свои функции без промежуточной упругой детали, или, имея упругие элементы, не позволяет,компенсировать погрешности изготовления.

В предложенном устройстве промежуточное упругое кольцо выполняет самостоятельно свои функции в подшипниковом узле без дополнительных элементов конструкции, выполнено упругим, может иметь размеры дорожек качения, которые обеспечивают

° зазор или частичное беззазорное соединение его по шарикам нижнего и верхнего яруса сепараторов и приводит к компенсации погрешности изготовления. Частичное беззазорное соединение в подшипниковом узле имеет место при уменьшенном радиальном зазоре и неточности геометрии при

5 изготовлении деталей подшипникового узла. Для присоединения упругого кольца к собственному приводу вращения образован фланец, например, с отверстиями, что расширяет эксплуатационные возможности

10 подшипникового узла и увеличивает жесткость кольца в присоединительном сечении.

Для сохранения упругости промежуточного кольца в сечениях, близких к основанию фланца и монтажа сепараторов с

15 шариками в подшипник, в основании фланца выполнены радиальные прорези. Количество прорезей .должно быть не менее количества шариков в сепараторе и необходимое для создания упругости промежуточ20 наго кольца в сечениях, близких к основанию фланца, так как шарики при монтаже, проходя через эти сечения, деформируют названные сечения, в пределах упругости материала кольца. В противном

25 случае (без прорезей) шарики либо не прошли через жесткое сечение фланца, либо деформировали бы эти сечения (остаточная деформация).

На фиг. 1 и 2 показан подшипниковый

30 узел, разрез(варианты выполнения гибкого кольца); на фиг. 3. — расположение шариков и пазов при сборке.

Подшипниковый узел состоит из наружного 1, промежуточного 2, внутреннего 3

35 колец и сепараторов с шариками 4-6. Промежуточное кольцо имеет прорези 7.

Сборка подшипникового узла производится следующим образом.

В наружное кольцо 1 вставляются сепа40 раторы с шариками 4 и 5 в дорожки качения, причем шарики вставляются в один ряд в осевом направлении. Затем на них устанавливают путем перемещения вдоль оси промежуточное кольцо 2, при этом его

45 цилиндрическая упругая часть принимает форму, показанную на фиг. За, а после совмещения сепараторов с дорожками качения на промежуточном кольце 2 вновь принимает цилиндрическую форму. Проме50 жуточное кольцо 2 устанавливается в такое положение, при котором прорези 7 находились бы между шариками сепараторов 4 и 5.

На внутреннее кольцо 3 устанавливается сепаратор 6. Внутреннее кольцо 3 устанавли55 вается шариками сепаратора 6 в прорези 7 и перемещается вдоль оси, при этом цилиндрическая упругая часть промежуточного кольца 2 принимает форму, показанную на фиг. 36, и после достижения сепаратором 6 дорожки качения вновь принимает цилинд-

1730484 рическую фврму. Прорези 7 в основании фланца обеспечивают монтаж шариков сепаратора 6 нижнего яруса и придают упругость сечениям, близким к плоскости между кольцами, что уменьшает радиальный зазор между кольцами и шариками, а это приводит к уменьшению биения при вращении или наружного, или внутреннего кольца, уменьшению осевых перемещений

15 колец относительно друг друга.

Фланец промежуточного кольца увеличивает жесткость промежуточного кольца в

20 присоединительном сечении и обеспечивает соединение с собственным приводом вращения.

Промежуточное кольцо имеет тонкую по сравнению с известным стенку и может быть изготовлено различными методами (резанием, штамповкой, вальцовкой и т.д,) из метериалов, применяющихся для изго30 товления упругих элементов. типа пружин, цанг и т.д, Некоторые варианты исполнения показаны на фиг. 1, 2.

При частичном беззазорном соединении повышаются требования к изготовле35 нию всех колец подшипникового узла, причем во избежание зажимов шариков увеличивается (по сравнению с соединением с зазором) расстояния между дорожками качения для исключения (уменьшения) де40 формаций между ними, и предпочтительным является выполнение промежуточного кольца по варианту, показанному на фиг. 1.

Для того чтобы сепараторы с шариками не сходили с дорожек качения внутреннего и наружного колец при сборке, глубина их 45 выполнена больше чем в промежуточном кольце.

Количество шариков в сепараторах зависит от толщины (упругости) промежуточного кольца, т.е. чтобы прогиб (расстояние между соседними шариками в сепараторах) стенки промежуточного кольца был доста50 фланца. Промежуточное кольцо, выполнен- 5 ное упругим с прорезями в основании фланца, является компенсатором погрешности изготовления наружного и внутреннего колец и собственно промежуточного кольца в сборе, Промежуточное кольцо может 10 иметь как зазор, так и частичное беззазорное соединение по шарикам обоих ярусов сепараторов. обеспечивая качение шариков точен для прохода шариков к дорожкам качения.

Предлагаемый подшипниковый узел может иметь любое количество сепараторов между наружными и промежуточными кольцами, а также между внутренними и проме жуточными кольцами,, причем отсутствует подгонка между кольцами подшипников распорных элементов.

8 сравнении с известным при введении упругого промежуточного кольца оно может иметь размеры дорожек качения, которые обеспечивают или зазор. или частичное беззазорное соединение между промежуточным кольцом и шариками нижнего и верхнего ярусов сепараторов, что приводит к уменьшению радиального зазора, при изготовлении деталей более низкого класса точности. За счет упругости промежуточного кольца упрощается техйология монтажа-демонтажа подшипникового узла, так как не требуется специального оборудования, применения компенсационных элементов для установки радиальных зазоров.

Фланец промежуточного кольца допускает возможность применения дополнительного привода этого кольца и увеличивает жесткость в присоединительном сечении промежуточного кольца.

Перечисленные отличительные признаки предлагаемого устройства расширяют эксплуатационные возможности в условиях использования в мало нагруженных узлах путем обеспечения компенсации погрешности изготовления, обеспечивая упруго-деформирующих свойств и обеспечения дополнительного привода промежуточного кольца.

Формула изобретения

Приборный подшипниковый узел, содержащий наружное и внутреннее кольца с фланцами и промежуточное кольцо, а также расположенные между ними ряды шариков в сепараторах, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей при использовании в малонагруженных объектах, промежуточное кольцо выполнено упругим с фланцем и расположенными в основании последнего прорезями в количестве не менее количества шариков в сепараторе.

1730484

Фиг 2

Составитель В.Бяков

Редактер М.Недолуженко Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Заказ 1505 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская.наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Приборный подшипниковый узел Приборный подшипниковый узел Приборный подшипниковый узел Приборный подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Опора // 1702002
Изобретение относится к машиностроению , а именно, к опорам, в которых вал опирается на несколько подшипников

Опора // 1523765
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к многорядным подшипниковым опорам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в центробежных литейных машинах

Изобретение относится к оЬласти машиностроения, а именно к подшипниковым опорам

Изобретение относится к области .машиностроения , а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к подилипниковой промышленности, а именно к подшипникам качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству буровых долот для бурения скважин в нефте- и газопромыслах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах, в которых подшипники качения работают на высоких скоростях

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к оборудованию агломерационных и обжиговых машин, а именно к конвейерным тележкам, и касается конструкции подшипниковых узлов

Изобретение относится к герметизированному подшипнику качения, в частности четырехрядному коническому роликоподшипнику для установки опорных и рабочих валков в прокатных клетях

Изобретение относится к конструкции радиальных подшипников

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорным узлам, в которых использованы подшипники качения, в частности в редукторах планетарного типа, планетарных коробках передач, планетарно центробежных мельницах, где действуют мощные искусственные поля тяжести
Наверх