Способ притирки зубчатых колес

 

Использование: в машиностроении на отделочных операциях при обработке зубчатых колес. Сущность изобретения: притирку выполняют в корпусе, выполненном с возможностью регулирования положения осей валов, несущих притираемую зубчатую пару, параметры регулирования положения этих осей задают в соответствии с законом распределения плотности вероятности появления ошибок монтажа в рабочем корпусе рассеянных в пределах допусков, регламентированных стандартами на точность зубчатых передач. 2 з.п.ф-лы, 6 ил., 2 табл. ;

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 23 F 19/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4696994/08 (22) 19.04.89 (46) 23.05.92. Бюл. N 19 (71) Одесский институт инженеров морского флота (72) В,M.Áåññàðàá, Н.В.Олейник и В,B.Èâàнов (53) 621,833,6 (088,8) (56) Кокичев В.Н. Зубоотделочные станки.

Л.: Судпромгиз, 1960, с.30 — 32. (54) СПОСОБ ПРИТИРКИ ЗУБЧАТЫХ KQЛЕС

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при отделочных операциях зубчатых колес.

Известен способ притирки зубчатых колес, включающий взаимный обкат зубчатой пары под нагрузкой в корпусе, выполненном с возможностью регулирования положения осей валов, несущих притираемую пару, Недостатком указанного способа является его неэффективность, связанная с тем, что при снятии припуска не учитывают закон распределения плотности вероятности появления ошибок монтажа в рабочем корпусе, рассеянных в пределах допусков, регламентированных стандартами на точность зубчатых передач.

Целью изобретения является повышение эффективности процесса притирки за счет снятия припуска в соответствии с зако„„!Ж„„1734966 А1 (57) Использование: в машиностроении на отделочных операциях при обработке зубчатых колес. Сущность изобретения: притирку выполняют в корпусе, выполненном с возможностью регулирования положения осей валов, несущих притираемую зубчатую пару, параметры регулирования положения этих осей задают в соответствии с законом распределения плотности вероятности появления ошибок монтажа в рабочем корпусе, рассеянных в пределах допусков, регламентированных стандартами на точность зчбчатых передач, 2 з.п.ф-лы, 6 ил„2 табл. ном распределения плотности вероятности появления ошибок монтажа в рабочем корпусе. С указанной целью оси валов, несущих притираемую пару, устанавливают в положение, обеспечивающее непараллельность и перекос осей, равные нулю, и осуществляют притирку до снятия в средней части зубьев припуска, величина которого превышает шероховатость поверхности зубчатых профилей до притирки, затем процесс притирки осуществляют при чередующихся в последовательности случайных чисел п и; сочетаниях значений непараллельности и перекоса, при каждом из сочетаний выполняют регулирование положений осей, обеспечивающее i-ю непараллельность и jй перекос, а время протекания процесса притирки (,j) задают пропорционально вероятности Р(ц) появления в рабочем корпусе сочетания непараллельности и перекоса в соответствии с зависимостью

1734966

10

55 т(,j) = с(0, 0) Р(Ц)/Р(0;0), где P(0;0) — вероятность появления сочетания равных нулю непараллельности и перекоса; с(0;О) — продолжительность процесса притирки в условиях равенства нулю непараллельности и перекоса осей.

При притирке цилиндрической зубчатой пары числа п и и; значений непараллельности и перекоса осей валов притираемой пары задают из условия п =Ь/4, где Ь вЂ” рабочая ширина зубьев колес указанной пары, мм, п1=п,, При притирке конической зубчатой пары число п1 значений осевого смещения большего колеса притираемой конической пары задают из условия и =и /2, где п — число значений отклонения межосевого расстояния указанной пары.

На фиг. 1 показана схема регулирования положения оси одного из зубчатых колес притираемсй пары, обеспечивающего

j-й перекос; на фиг, 2 — схема регулирования положения оси одного из зубчатых колес притираемой пары, обеспечивающего

i-ю непараллельность; на фиг. 3 — двойные эксцентриковые кольца, размещенные B опорах вала одного из зубчатых колес притираемой пары, в положении соответствующем равным нулю непараллельности и перекосу; на фиг, 4 — схема вращения колец в опоое вала одного из зубчатых колес пригираеь ой пары, на фиг. 5 — закон (график) плотности вероятности появления в рабочем корпусе непараллельности осей валов; на фиг, 6 — закон (график) плотности вероятности появления в рабочем корпусе перекоса осей валов.

Способ реализован при притирке прямозубой зубчатой пары с.модулем зубьев 2,5 мм и числами зубьев 22 и 78, нормальным исходным контуром по СТ СЗВ 308 — 76, коэффициентами смещения исходного контура, равными нулю, и рабочей шириной зубьев, равной Ь=-40 мм, Зубчатые колеса пары были изготовлены из стали 40х ГОСТ

4543 — 71, улучшенной до твердости 195 HB (среднее значение), Зубчатую пару притирали в корпусе 1, выполненном с возможностью смещения оси вала меньшего зубчатого колеса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной, содержащей оси обоих валов, несущих притираемую пару, и вертикальной, перпендикулярной указанной и содержащей ось меньшего зубчатого колеса (фиг. 1 и 2). Для смещения оси вала меньшего зубчатого колеса в его опорах установили двойные коаксиальные эксцентриковые кольца с эксцентриситетом наружного и внутреннего колец е1=ег=50 мкм (фиг.3), Расстояние между опорами составляло 96 мм.

Перед притиркой измерили шероховатость поверхности зубчатых профилей, Ее среднее значение составило 4 мкм, В начале притирки зубчатую пару обкатали под нагрузкой при смещении оси вала меньшего колеса, обеспечивающем непараллельность и перекос осей, равные нулю.

Это соответствовало нулевому смещению вала, т,е. такому положению колец, при котором в одной из опор, например опоре А (фиг,1 и 2) вектор эксцентриситета е наружного кольца 1 направлен вертикально вверх, а вектор е эксцентриситета внутреннего кольца 2 этой же опоры направлен в противоположную сторону (фиг.3), а в парной опоре Б — картина обратная. При обкатке частота вращения вала большего зубчатого колеса составляла 146 мин, на валу меньшего зубчатого колеса действовал вращающий момент 554 Н м, а удельная окружная сила в контакте зубьев составляла

563 Н/мм.

Притирку осуществляли до снятия в средней части зубьев припуска, величина которого превысила шероховатость поверхности зубчатых профилей до притирки, Время с(0;О) до достижения указанного момента составило 9,44 мин.

При проведении дальнейшей притирки учли, что s рабочем корпусе зубчатая пара будет собрана по 9-й степени точности по нормам контакта зубьев, Принятые по ГОСТ

1643 — 81 поля допусков на непараллельность и перекос, в которых рассеяны соответствующие ошибки монтажа, равные соответственно 40 и 20 мкм, поделили на п =Ь/4=1 1 и ni= ni = 11 частей (отложены на осях абсцисс на фиг, 5 и 6). Получили по 11 значений непараллельности и перекоса, которые могут появиться в рабочем корпусе зубчатой пары (фиг. 5 и 6), Из организации станочного парка, в котором были изготовлены колеса зубчатой пары и другие элементы зубчатой передачи (например, ее корпус) установили, что плотности вероятности появления в рабочем корпусе непараллельности и перекоса распределены по треугольному закону (закону

Симпсона) (фиг, 5 и 6). По этому закону определили вероятности появления указанных выше значений непараллельности и перекоса (х+а) à,à (<ха <0, P(x) = (а — х) а, О (x < а, 1734966 где х — непараллельность (-18,1, -14,5,10,9...) или перекос (-9,1, -7,3, -5,5...) (-а,а)— область рассеяния х, принимаемая равной полю допуска, для непараллельности а = 20, для перекоса а = 10 мкм, В рабочем корпусе могут появиться п .п> сочетаний непараллельности и перекоса. Для данного конкретного случая

nl ni = 121 сочетание, Значения непараллельности и перекоса для сочетаний ¹ 1 — 121 приведены в табл. 1.

Вероятность появления Р(Ц) сочетания

i-й непараллельности и j-ro перекоса равна произведению вероятности появления каждой из этих ошибок. Для сочетания непараллельности и перекоса, равных нулю, P(0;0)=P(fx=0 fy=0)=P(fx=0) х х P(fy=0)=0,0488.

Для продолжения притирки на ЭВМ с помощью генератора случайных чисел установили последовательность чередования указанных выше сочетаний при притирке.

Из полученной последовательности исключили сочетание ¹ 61, поскольку с него начинали притирку, При притирке при каждом из сочетаний повторяли следующие операции.

Первым на ЭВМ получили сочетание

N 17. Ему соответствует непараллельность 0 мкм и перекос -7,3 мкм. Вероятности появления этих непараллельности и перекоса равны соответственно 0,2283 и

0,0583 (фиг. 5 и 6 и табл,1), а их сочетания—

Р (0; -7,3) = 0,0133. Для того, чтобы внести эти непараллельность и перекос во взаимное положение зубчатых профилей, рассчитывали задаваемые в опорах А и Б смещения Гх и Гу оси вала меньшего колеса (фиг. 1 и 2).

1 А, Б = f 1/b = 2,4f, где f — вносимая во взаимное положение зубчатых профилей ошибка монтажа,1 — расстояние между опорами вала меньшего зубчатого колеса.

Для сочетания ¹ 17 задаваемые в опорах ошибки составили

f x = 2,4 fx = 0 мкм, - Гу = 2,4.fy = 17,5 мкм.

Затем рассчитали углы, на которые нужно было повернуть кольца опор вала меньшего колеса, с тем, чтобы внести во взаимное положение зубчатых профилей указанные ошибки монтажа. Углы составили (фиг.4)

P= агссоз (1 — ((f x) +(f у) )/2 e ) =20 10 ; а=arctg(f" /f ) =90 ;

Q = (л — P )/2 = 79 50 ; у = Зи/2 — а — Я= 100 10 .

Далее в каждой из опор вала меньшего

5 колеса кольцо 2 (фиг. 4) провернули относительно кольца 1 на угол Р зафиксировав кольца одно относительно другого установленными в наружном кольце штифтами, провернули кольцо 1 (вместе с зафиксиро10 ванным на нем кольцом 2) на угол у и зафиксировали его в корпусе устройства для притирки.

Притирку при данном сочетании непараллельности и перекоса вели пропорцио15 нально вероятности появления в рабочем корпусе этого сочетания непараллельности и перекоса".

t =(О; -7,3) =t(0;0) Р(0; -7,3)/Р(0;0) = 2,58 мин, То же проделали и при притирке при

20 остальных 119 сочетаниях непараллельности и перекоса.

Общее время протекания процесса притирки, равное сумме времени протекания притирок при всех 121 сочетайиях непарал25 лельности и перекоса составило

tg = t(0;0) Р /P(0;0)=t(0;0) 1/Р(0;О) =

193,6 мин, n ni где Р = g Р (fxj; fyj) = 1 — сумма вероятно30 стей появления в рабочем корпусе всех сочетаний непараллельности и перекоса.

Толщины изношенного слоя зуба большего зубчатого колеса притертой зубчатой пары в сечениях по длине зуба на начальной окружности приведены в табл. 2.

В табл. 2 сечение 1 соответствует торцу зубчатого колеса, сечение 9 — его оси симметрии, Толщины изношенного слоя на вто40 рой части зуба — в сечениях 9 — 17 равны таковым в сечениях 9 — 1.

При притирке, когда число п значений осевого смещения большего колеса притираемой конической пары задают из условия

45 nj=n)/2, где ni — число значений отклонения межосевого расстояния указанной пары, регламентированные ГОСТ 1758 — 81 допуски на отклонение межосевого расстояние и на осевое смещение большего колеса притираемой пары делят соответственно на п; и

ni=ni/2 частей, поскольку допуск на последнюю из указанных ошибок монтажа задают отнулевым, Формула изобретения

1, Способ притирки зубчатых колес, включающий взаимный обкат зубчатой пары под нагрузкой в корпусе, выполненном с возможностью регулирования положения осей валов, несущих притираемую пару, отличающийся тем, что, с целью

1734966

Таблица 1

Таблица 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Номе а сечений

Толщина изношенного слоя, мкм 41 29 23 18 14 11 8 7 6 повышения эффективности процесса притирки за счет снятия припуска в соответствии с законом распределения плотности вероятности появления ошибок монтажа в рабочем корпусе, рассеянных в пределах допусков, регламентированных стандартами на точность зубчатых передач, вначале оси валов, несущих притираемую пару, устанавливают в положение, обеспечивающее непараллельность и перекос осей, равные нулю, и осуществляют притирку до снятия в средней части зубьев припуска, величина которого превышает шероховатость поверхности зубчатых профилей до притирки, затем процесс притирки осуществляют при чередующихся в последовател ьности случайных чисел ni ni сочетаниях значений непараллельности и перекоса, причем при каждом из сочетаний выполняют регулирование положений осей, обеспечивающее i-ю непараллельность и j-й перекос, а время протекания процесса притирки с(Ц) задают пропорционально вероятности Р(Ц) появления в рабочем корпусе сочетания непараллельности и перекоса в соответствии с зависимостью

t(i,j)=t(0;0) Р(Ц)/Р(0;О), 5 где Р(0;О) — вероятность появления сочетания равных нулю непараллельности и перекоса;

t(0;0) — продолжительность процесса притирки в условиях равенства нулю непа10 раллельности и перекоса осей.

2. Способ по п,1, отличающийся тем, что числа n,ni значений непараллельности и перекоса притираемой цилиндрической пары задают из условия n;=b/4, где Ь

15 — рабочая ширина зубьев колес указанной пары, мм nj-"÷ i.

3. Способ по и 1, отличающийся тем, что число nj значений осевого смещения большего колеса притираемой кониче20 ской пары задают из условия ni=n /2, где

ni — число значений отклонения межосевого расстояния указанной пары.

1734966

Фиг.

Фиг.

1734966

% уч

Фиг. 5

0,0I

Фиг. б

Редактор О, Хрипта

Заказ 1773 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

¹ участка

Составитель И, Кузнецова

Техред М,Моргентал Корректор Т. Малец

Способ притирки зубчатых колес Способ притирки зубчатых колес Способ притирки зубчатых колес Способ притирки зубчатых колес Способ притирки зубчатых колес Способ притирки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механосборочным работам, в частности к сбор-: ке с помощью пайки

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке (притирке) зубчатых колес многопоточных редукторов в собственном корпусе

Изобретение относится к механосборочному производству, к устройствам для сборки изделий типа жеребеек, включающих пластины и валики (В)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству зубчатых передач малой мощности

Изобретение относится к металлообработке и может применяться при производстве зубчатых колес, а также в стендах для обмотки зубчатых механизмов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к области изготовления зубчатых колес средней и высокой твердости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при чистовой обработке зубчатых колес, к качеству изготовления которых предъявляются повьш1енные требования

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к технологии упрочняющей обработки и нанесения покрытий на зубчатую поверхность цилиндрических деталей машин

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к инструментам для обработки зубьев зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению зубчатых передач

Изобретение относится к области обработки конических зубчатых колес резанием и тонким пластическим деформированием

Изобретение относится к области финишной обработки деталей, а именно к приработке зубчатых пар на установках по схеме замкнутого контура, составленного из элементов зубчатой с инструментами , с использованием электроммпупьскых, электроэрозионных и подобных методов обработки
Наверх