Днище кузова грузового самосвального транспортного средства

 

Использование: в горном машиностроении , а именно в устройствах для защиты рабочих поверхностей транспортных средств и оборудования (кузова автомобилей-самосвалов , вагонов думпкаров, бункеров, течек и т.п.), подверженных абразивному износу при ударном характере нагрузок, и может найти применение на предприятиях промышленного транспорта в металлургии, промышленности строительных материалов и других отраслях Сущность изобретенияднище кузова содержит каркас, литой эластичный облицовочный лист, закрепленный на каркасе, и гибкие связи 3 и 4, выполненные в виде канатов, подвешенных на боковых сторонах каркаса с возможностью опирания на них облицовочного листа Продольные канаты подвешены на передней и задней сторонах каркаса и расположены выше поперечных канатов, а облицовочный лист оборудован опорными элементами 5, прикрепленными к нему посредством узлов крепления, расположенных в местах пересечения продольных и поперечных канатов и скрепленных с последними 1 з п.ф-лы, 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 62 0 25 /20 33 /02

ГОСУ цАР СТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ КНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (л

О

С> (21) 4835540/11 (22) 05.06.90 (46) 30.07.92, Бюл. М 28 .(71) Специальное конструкторское бюро по конструированию технологического оборудования для обогащения руд (72) M.Ê, Шолин, Е.Ф. Чижик и Е;Д. Горбунов .(56) Авторское свидетельство СССР

М 932975, кл. В 62 D 33/023, 1976, (54) ДНИЩЕ КУЗОВА ГРУЗОВОГО САМОСВАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в горном машиностроении, а именно в устройствах для защиты рабочих поверхностей транспортных средств и оборудования (кузова автомобилей-самосвалов, вагонов думпкаров, бункеров, течек и т.п,), подверженных абразивному износу при ударном характере нагрузок, и может найти

5U«1751030 А1

2 применение на предприятиях промышленного транспорта в металлургии, промышленности строительных материалов и других отраслях, Сущность изобретения: днище кузова содержит каркас, литой эластичный облицовочный лист, закрепленный на каркасе, и гибкие связи 3 и 4, выполненные в виде канатов, подвешенных на боковых сторонах каркаса с возможностью опирания на них облицовочного листа, Продольные канаты подвешены на передней и задней сторонах каркаса и расположены выше поперечных канатов, а облицовочный лист оборудован опорйыми элементами 5, прикрепленными к нему посредством узлов крепления, расположенных в местах пересечения продольных и поперечных канатов и скрепленйых с последнйми, 1 з,п.ф-лы, 3 ил. !

1751030 петель троса, Облицовочный лист на продольных кромках имеет выступы, охватывающие указанные кронштейны, На кронштейнах установлены прижимные накладки дпя фиксации кромок облицовочного листа;

В известной конструкции за счет демпфирования дйнамических нагрузок эластичным литым корпусом и гибким поперечными связями снижаются напряжения в элементах конструкции, а следовательно и связанные с ними износы. Увеличивается срок службы.

Кроме того, снижается масса кузова при одновременном увеличении обьема кузова, что ведет к увелияению грузоподъемности автосамосвала, а следовательно и к повышению

его технико-экономических показателей.

Однако рассматриваемая конструкция кузова имеет недостаточную надежность и ограниченные возмо>кности расширения эксплуатационных возможностей.

Недостаточная надежность конструкции кузова обу "ловлена неравномерностью распределения нагрузок на днище литого корпуса и ограничень ыми возможностями гибких связей демпфировать динамические нагрузки.

Действительно, поперечные гибкие связи (канаты), контактирующие с днищем корпуса через прорези B его приливах на нерабочей поверхности, вызывают на Iloверхности контакта высоку1о концентрацию напряжений в материале корпуса как при загрузке горно массы движении автосамосвала, так и нри разгрузке. При этом концентрация напряжений сопровождается взаимным перемещением поверхности корпуса и канатов, чем интенсифицируются износы, так как в этом случае выполняет роль своеобразной пилы. Следует также отметить, что у большегрузных автосамосвалов в момент разгрузки возникают значительные силы сдвига, вызванные взаимодействием горной массы с материалом днища, Последние исчйсляются десятками тонн.

Кроме того упомянутые силы сдвига, а также динамические нагрузки вызывают неравномерную деформацию поперечных канатов, При этом больше нагружаются, а следОвательно и деформируются, канаты, расположенные у выгрузочной кромки кузова. Воспринимая нагрузки, поперечные канаты работают только на растяжение, чем ограничиваются их демпфирующие возмож5 ности.

Днища литого корпуса при опоре на поперечные канаты под влиянием нагрузок деформируется и приобретает волнистый профиль. Это вызывает неравномерный износ, чем также снижается надежность конИзобретение относится к горному машиностроению, а именно к устройствам для защиты рабочих поверхностей оборудования и транспортных средств (бункера, течки, кузова автомобилей-самосвалов вагоны-думпкары), подверженных абразивному износу при ударном характере нагрузок, и может найти, применение на предприятиях промышленного транспорта в металлургии, промышленности строительных материалов и других отраслях народноГо хозяйства, Известно использование набора отдельных резиновых плит для футирования

10 кузова автомобиля-самосвала. Крепление каждой плиты к кузову осуществляется болтами.

Известная конструкция обладает недостаточной надежностью и низкими эксплуатационными качествами, Во-первых, 20 значительное количество защитных плит и элементов их крепления усложняет работы по их монтажу — демон а>ку в процессе эксплуатации. особенно при перефутировке. Во-вторых, в cTbfK между резиновыми плитами проникают мелкие частицы транспортируемОго материала и влаги, накапливаются там и уплотняются. Это ведет к деформации плит и их отрыву от защищаемой поверхности, 8третьих, плиты, смонтированные на существующее днище кузова, боковинь1 значительно уменьшают его объем и увеличи30 вают массу последнего. В результате этого снижаются технико-экономические показателии эксплуатации транспортных средств и оборудования, Наиболее близким к предлагаемому обьекту по технической сущности и достигаемому реЗультату является кузов грузового го материала, закрепленнь1й своими кромками на противоположных сторонах каркаса посредством элементов крепления, и гибкие связи, выполненные в виде вана45 тов, подвешенных поперечно продольной оси кузова íà боковых сторонах каркаса с возможностью опирания на них облйцовоч ного листа, Канат BblfloJIHGH B виде замкнутой петли с образованием ею двух ветвеи. 50

Каждый канат выполнен из материала, обладающего более высоким пределом прочности при растяжении, но более низкой . ппас ичностью, чем матерйал облицовочноro листа. Облицовочный лист выполнен с утолщенными участками, расположенными вдоль кузова перед выступающими элементами каркаса.

Утолщенные участки облицовочного листа выполнены с вырезами дпя размещения транспортного средства, содер>кащий кар- 40 кас, литой облицовочный лист из эластично1751030

20

35

50 струкции. Кроме того, волнистый профиль днище кузова снижает эксплуатационные воэможности, так как способствует налипанию (намерзанию) транспортируемого материала, а это ухудшает условия разгрузки, 5

Даже без налипания наличие поперечной волнистости днища вынуждает производить разгрузку кузова под большим углом наклона последнего, Этим увеличивается время данной операции, а следовательно снижается такой технико-экономический показатель, как производительность, Ограниченные возможности демпфирования динамических нагрузок гибкими связями также снижают эксплуатационные возможности, так как вызывают ограничения в использовании погрузочных средств, обслуживающих автосамосвалы, например экскаваторов, и ограничивают скорости транспортирования из-за ограничений по динамическим нагрузкам как на элементы подвести автомобиля, так и на ходовую часть последнего.

Цель изобретения — повышение надежности и расширение эксплуатационных возможностей.

Указанная цель достигается тем, что в днище кузова грузового cGMOGBBflbHol.o транспортного средства, содержащего каркас, литой облицовочный лист из эластичного материала, закрепленный своими кромками на противоположных сторонах каркаса посредством элементов крепления, и гибкие связи, выполненные в виде канатов, подвешенных поперечно продольной оси кузова на боковых сторонах каркаса с воэможностью опирания на них облицовочного листа, гибкие связи снабжены продольными канатами, подвешенными на передней и задней сторонах каркаса и расположенными. выше поперечных канатов облицовочный лист оборудован опорными элементами, прикрепленными к нему посредством узлов крепления, расположенными в местах пересечения продольнь1х и. поперечных канатов и скрепленными с последними. . Каждый из опорных элементов выполнен в виде плоского основания, прилегающего к облицовочному листу с консольным пластинчатым выступом, расположенным перпендикулярно основанию на одном его краю со стороны, противоположной облицовочному листу и с выступом на другом краю основания, причем в каждом из выступов выполнены пазы для крепления в них соот- 55 ветственно поперечных и продольных канатов, э каждый из узлов крепления опорных элементов выполнен B виде пластины, заде-. ланной в облицовочный лист с шипом, вы.ступающим в сторону основания опорного элемента и установленным в отверстии, вьгполненном в средней части последнего, Оснащение гибких связей продольными канатами, подвешенными на передней и задней сторонах каркаса, и расположение их выше поперечных канатов в сочетании с оборудованием облйцовочного листа опорными элементами,.расположеннйми в местах пересечения продольных-и поперечных канатов, обеспечивает повышение эффектйвности демпфирования динамических нагрузок в момент загрузки кузова и при движении транспортного средства. а также перераспределение нагрузки нэ попереч. ные и продольные канаты в момент наклона кузова при его разгрузке. На этой основе снижаются напряжения в элементах конст рукции и их износы, а следовательно flosbIшается надежность и расширяются эксплуатационные возможности транспортного средства.

Действительно, наличие продольной связи в дополнение к поперечной расширяет диапазон демпфирования динамических нагрузок. При восприягии нагрузки сначала работают на растяжение продольные связи, а затем поперечные, Это позволяет. в зависимости от характеристики кэнатови степени их предварительного и относительного натяжения, получать требуемую характеристику жесткости системы гибких связей, а следовательно и диапазон демпфирования нагрузок.

Расположение продольных канатов выше поперечных не исключает появления волнистости днища кузова, но изменяет направление ее профиля Направление волнистости будет совпадать с осью кузова и с направлением перемещения груза при разгрузке. Следовательно угол наклона кузова при разгрузке будет оптимальным для данного груза, а время разгрузки минимальным, Все это повышает эксплуатационные возможности. Кроме того, крепление опорного элемента к продольному канату и опора его на поперечный канал обеспечивают более равномерное распределение нагрузок от сил сдвига в момент наклона-кузова при выгрузке. Это положительно влияет на износы элементов конструкции, а следовательно и нэ их надежность;

Оборудование облицовочного листа опорными элементами, прикрепленными к нему посредством узлов крепления, расположенными в местах пересечения продольных и поперечных канатов и скрепленными с последними. обеспечивает надежную связь между элементами конструкции в момент восприятия нагрузок и равномерное ее

1751030 распределение между ними, Этим снижает- кузова (не показано) посредством гибких ся концентрация напряжений в местах кон- продольных связей 3 и размещенных под такта, а следовательно снижаются и износы, ними поперечных связей 4 в виде канатов. как усталостные, так и абразивные. Кроме В узлах пересечения канатов 3 и 4 располотого, опорный:элемент как промежуточное 5 жены опорные элементы 5 в виде основания звено между облицовочным листом и гибки- 6 и плоской консольной пластины 7 с отверми связями не только передает нагрузку от стием 8 в ее средней части, Пластина 7 расодном элемента к другим, но и обеспечива- положена перпендикулярно основанию 6 и ет получение изменяемой (нелинейной) ха- . соединена с ним, Свободный конец пластирактерйстики жесткости системы, 10 ны 7 ймеет паз 9 для размещения и крепле:

Достигается это, с одной стороны, за счет ния в нем продольного каната 3. Основание ступенчатого характера восприятия нагруз- 6 также имеет паз 10, которым опирается на ки канатами, а с другой — сопротивлением канат 4, Шип 2 узла крепления размещен в канатов при восприятии нагрузки не только отверстии 8 плоской консольной пластины на растяжение, на и на кручение. 15 7, Комплекс перечисленных мер обеспе- Днище кузова работает следующим обчивает повышение надежности элементов разом, конструкции кузова, а также расширение При загрузке кузова крупнокусковой

его эксплуатационных воэможностей. горной массой возникающие динамические

Выполнение каждого из опорных эле- 20 нагрузки погашаются за счет податливости ментов в виде плоского основания, прилега- {осевой упорной деформации) гибких связей ющего к облицовочному листу с консольным — канатов 3 и 4, закрепленных на раме кузопластинчатым выступом; расположенным ва, а также эа счет упругой деформации маперпендикулярно основанию на одном его териала литого корпуса 1. При ударе краюсостороны,противоположнойоблицо- 25 крупных кусков материала по одному из вочному листу, и с выступом на другом краю концов плоской консольной пластины 7, эаоснования; причем. в каждом из вь|ступов крепленной на продольном канате 3, вознивьгполнены пазй для крепления в них соот- кает крутящий момент, который ветственно поперечных и продольных кана- воспринимается и гасится за счет сопротивтов, а каждый из узлов крепления опорных 30 ления скручиванию последнего, Этим обесзлементов выполнен в виде пластины, заде- печивается повышение эффективности ланной в облицовочный лист с шипом, вы- демпфирования динамических нагрузок, а ступающим в сторойу основания опорного следовательно сниж ние нагрузок и изнозлймента и установленным в отверстии, вы- сов элементов констр акции, Нагрузки, восполненном в средней части последнего. 35 принимаемые корпусом 1, передаются на обеспечивает повышение надежности эле- канаты 3 и 4 через узел крепления — площадментов конструкции и расширение эксплуа- ку с шипом 2 - отверстие 8 в пластине 7, тационнь1х возможностей. которая пазом 9 закреплена на канате 3 и

Действительно, рассматриваемые зле- через паэ 10 опирается на канат 4. При этом менты обеспечивают надежную связь меж- 40 распределение нагрузки осуществляется дуоблицовочнымлистоми гибкими связями более равномерно как по массе корпуса 1, продольным и поперечным канатами в чро- так и между канатами 3 и 4, как в момент цессе восприятия и передачи нагрузок в загрузки, так и выгрузки массы из кузова. процессе эксплуатации при равномерном Кроме того, трущиеся пары узел крепления ее распределении, и изменяют характери- 45 -шип2-отверстие8пластины7равнопрочстику жесткости системы гибких связей по ны, так как выполнены из одного материала мере увеличения нагрузки на днище кузова, — металла. Последнее способствует повыПри этом канаты при восприятии нагрузки шейию надежности конструкции футеровки. работают не только на растяжение, но и на Деформация днища корпуса 1 на гибких свя- . кручение. 50 зях 3 под действием нагрузки вызывает поНа фиг.1 изображено днище кузова гру- явление волнистости последнего, При этом зового самосвального транспортного сред- профиль волн будет свпадать с осью кузоства, вид сверху; на фиг.2 — разрез А-А на ва, т.е. с направлением движения массы при фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1. разгрузке, Следовательно, угол наклона куДййща кузова содержйт выполненный 55 зова для данного материала будет иметь из эластичного материала литой корпус 1 с оптимальные значения. узлами крепления на его нерабочей поверх- По сравнеьию с прототипом конструкности, выполненными в виде пластины с ция днища кузова по-воляет повысить нашипом 2, завулканиэированными в матери- дежность конструкции и расширить ал корпуса 1. Корпус 1 соединен с рамой эксплуатационные возможности ээ счет

1751030 расширения демпфирующих возможностей гибких связей, снижения и более равномерного распределения нагрузок и на этой основе снижения удельных нагрузок на элементй конструкций и их износ.

Формула изобретения .. 1. Днище кузова грузового самосвального транспортного средства, содержащее каркас, литой облицовочный лист из эластичного материала, закрепленный своими кромками на противоположных сторонах каркаса посредством элементов крепления, и гибкие связи, выполнейные в виде канатов, подвешенных поперечно продольной оси кузова на боковых сторонах каркаса с возможностью опирания на них облицовочноголиста, отличающееся тем,что, с целью повышения надежности и расширения эксплуатационных возможностей, гибкие связи снабжены продольными канатами, подвешенными на передней и задней сторонах каркаса и расположеннымй выше поперечных канатов. а облицовочный лист оборудован опорными элементами, прикрепленными к нему посредством узлов крепления. расположенными s местах пересечения продольных и поперечных канатов

5 и скрепленными с последними.

2. Днище по и 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждый йз опорных элементов вы- полнен в виде плоского Основания, прилега10 ющего к облицовочному месту, с консольным пластинчатым вйступом-, расположенным перпендикулярно к основанию на одном его краю со стороны, противоположной облицовочному месту, и с выступом на другом краю

15 основания, причем в к ждом из выступов выполнены пазы для крепления в них соответственно поперечных и продольных канатов, а каждый из узлов крепления опорных элементов выполнен в виде:пластины, заделанной в

20 облицовочный лист, с шийом, выступающим в сторону основания опорного элемента и установленным в отверстии, выполйенном в средней части последнего, 1751030

ФАЗ

Составитеп ь Л.А,Медьников

Редактор М,Кобылянская Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Заказ 2656 Тираж Подпи(ное .

ВНИИПИ Государственного кпмитега по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат" Патент".г.ужгород,уд. Гагарина,101

Днище кузова грузового самосвального транспортного средства Днище кузова грузового самосвального транспортного средства Днище кузова грузового самосвального транспортного средства Днище кузова грузового самосвального транспортного средства Днище кузова грузового самосвального транспортного средства Днище кузова грузового самосвального транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях грузовых и специализированных автомобилей, прицепов, полуприцепов и других транспортных средств

Изобретение относится к кузовам грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки горной масы, а именно к футеровочным элементам днища кузова

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях-самосвалах большой грузоподъемности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к кузовам автомобилей-самосвалов большой и особо большой грузоподъемности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к самосвальным кузовам грузовых транспортных средств, в которых предусмотрен обогрев груза, перевозимого в кузове

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции кузовов транспортных средств для перевозки различных грузов - от сельскохозяйственных до строительных

Изобретение относится к транспортном ) машиностроению и может быть использовано в конструкциях кузовов автомобилей , железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки сыпучих и кусковых грузов

Изобретение относится к автомобильному оборудованию, а конкретно - к защитным поддонам для автомобилей, предохраняющим силовой агрегат от удара в случае наезда на препятствие и уменьшающим попадание дорожной пыли И грязи в двигательный отсек

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к кузовам легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортном ) машиностроению и может быть использовано в конструкциях кузовов автомобилей , железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки сыпучих и кусковых грузов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции элементов кузовов грузовых транспортных средств

Изобретение относится к устройствам крепления монтажного люка в пассажирском салоне автобуса Цель повышение надежности, снижение шума в салоне и предотвращение попадания пыли в салон

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх