Узел фиксации

 

Использование: в машиностроении при стопорении гаек на высокооборотных валах. Сущность изобретения: стопорная шайба выполнена разрезной с лепестком расположенным симметрично относительно ее концов . Длина лепестка больше внутреннего диаметра шайбы. Шайба установлена в кольцевой канавке гайки со стороны опорного торца. Лепесток размещен в продольном пазу резьбового хвостовика зала и пазу коронки гайки. При вращении вала под действием центробежных сил концы шайбы стремятся разогнуться и упираются в цилиндрическую поверхность канавки гайки, я.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю F 16 В 39/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ о

С)

О

ОО (21) 4893742/27 (22) 25,12.90 (46) 07.09,92. Бюл. М 33 (72) A,К,Васильев, А.А.Кохан, Н.Н.Гордеев и

Л.В.Меркурьева (56) Орлов П.И. Основы конструирования.

M. Машиностроение, 1977, кл. 3, стр. 317, рис. 658 I1, (54) УЗЕЛ ФИКСАЦИИ (57) Использование: в машиностроении при стопорении гаек на высокооборотных валах.

Сущность изобретения: стопорная шайба

Изобретение относится к машиностроению, в частности к узлам фиксации гаек на вращающихся валах механизмов.

Известны узлы фиксации корончатых гаек на высокооборотных валах механизмов, содержащие шайбу с отгибаемыми лепестками, один из которых отогнут к грани гайки, а другой закреплен на неподвижном корпусе винтом.

Известен узел фиксации гайки, содержащий шайбу с тремя связанными между собой лепестками. расположенными друг под другом (заявка ФРГ N 3637705).

Указанные аналоги недостаточно надежны при их установке на высокооборотных валах механизмов с частотой вращения вала 50 — 100 тыс. об/мин.

Прототипом изобретения является узел фиксации, содержащий установленную на резьбовом хвостовике вала корончатую гайку, размещенную со стороны ее опорного торца, и кольцевую шайбу, выполненную заодно с лепестком, средняя часть которого размещена в продольном пазу резьбового,,. Ы „, 1760198 А1 выполнена разрезной с лепестко:-, расп -.ложенным симметрично относительно ее К0Нцов. Длина лепестка больше внутреннего диаметра шайбы. Шайба установлена в кольцевой канавке гайки со стороны опорного торца. Лепесток размещен в продольном пазу резьбового хвостовика вала и пазу коронки гайки. При вращении вала под действием центробежных сил концы шайбы стремятся разогнуться и упираются в цилиндрическую поверхность канавки гайки.. .п. ф-лы, 4 ил. хвостовика, а конец — в пазу коронки гайки. (Орлов П.И., "Основы конструирования", М., Машиностроение, 1977, кн. 3, стр. 317, рис.

658 11).

Недостатком прототипа является низкая надежность стопорения гайки высотой, большей внутреннего диаметра шайбы, при установке узла фиксации на высокооборотном валу, Целью изобретения является повышение надежности стопорения при использовании высокооборотных валов и гаек высотой, большей внутреннего диаметра шайбы.

Для этого шайба выполнена в виде разрезного кольца с концами, расстояние между которыми не менее ширины лепестка, расположенного симметрично относительно торцовых поверхностей концов шайбы и выполненного с длиной, большей внутреннего диаметра шайбы, при этом в гайке со стороны опорного конца выполнена кольцевая канавка, в которой размещена упомянутая шайба с возможностью контакта ее

1760198 боковой поверхности с цилиндрической поверхностью канавки гайки. Кроме того, для повышения долговечности путем обеспечения балансировки, узел фиксации снабжен вставкой, установленной в кольцевой канавке гайки между торцовыми поверхностями концов шайбы.

На фиг.1 изображен узел фиксации на фиг.2 и 3 — две проекции общего вида шайбы; на фиг.4 — сечение по общему виду.

Узел фиксации установлен на валу 1, хвостовик которого снабжен резьбой 2, продольным пазом 3 и буртом 4. На резьбовом хвостовике вала 1 установлены обойма 5 подшипника (не показан) и корончатая гайка 6, снабженная кольцевой канавкой 7 со стороны опорного орца и пазами 8 со стороны коронки 9. Кроме того, на вал 1 надета кольцевая шайба 10, выполненная заодно с лепестком 11 и с возможностью контакта ее боковой поверхности с цилиндрической поверхностью канавки гайки. Лепесток 11 включает участок 12, расположенный в продольном пазу 3 резьбового хвостовика, а конец 13 лепестка отогнут в паз 8 корончатой гайки 6. Шайба 10 на своем кольцевом участке 14 выполнена с двумя сквозными прорезями 15, образующими участок 16 лепестка, выходящий за пределы шайбы 10, т.е,шайба 10 выполнена в виде разрезного кольца с концами, расстояние между которыми не менее ширины лепестка 11, расположенного симметрично относительно торцовых поверхностей концов шайбы, причем длина лепестка 11 превышает диаметр шайбы 10.

Узел фиксации снабжен также вставкой

17, установленной в кольцевой канавке 7 гайки между торцовыми поверхностями концов шайбы 6.

Узел фиксации работает следующим образом.

Основную удерживающую силу создает конец 13 лепестка, вложенный в паз корончатой гайки. При увеличении частоты вращения вала центробежная сила, воздействующая на конец 13 лепестка, стремится отогнуть весь лепесток в радиальном направлении по отношению к оси вращения вала и прижимает его участок 12 к резьбовой поверхности гайки. что увеличивает силу трения, препятствующую откручиваник гайки. Свободные концы разорванноп кольца также стремятся разогнуться и упи раются в цилиндрическую стенку кольцево

5 канавки 7. Вставка 17 обеспечивает сбалан сированность узла фиксации.

Преимущество узла фиксации состоит том, что конструкция шайбы позволяет вы полнить длину ее лепестка любой величинь

10 и тем самым использовать шайбу стопоре ния гаек с высотой, большей внутреннег< .диаметра шайбы, С увеличением частоть вращения вала в узле фиксации увеличива ются силы трения между отдельными ег(15 элементами, Указанные особенности в целом повы шают надежность узла фиксации при ис пользовании высокооборотных механизмо и высоких гаек. Кроме того, сбалансирован

20 ность узла фиксации повышает его долго вечность, Формула изобретения

1. Узел фиксации, содержащий установ. ленную на резьбовом хвостовике вала ко25 рончатую гайку, размещенную со сторонь ее опорного торца, и кольцевую шайбу, вы. полненную заодно с лепестком, средня» часть которого размещена в продольном па. зу резьбового хвостовика, а конец — в паз

30 коронки гайки, отличающийся тем что, с целью повышения надежности стопорения при использовании высокооборотны> валов и гаек высотой, большей внутреннегс диаметра шайбы, последняя выполнена с

35 виде разрезного кольца с концами, расстояние между которыми не менее ширины лепестка, расположенного симметричнс относительно торцевых поверхностей концов шайбы и выполненного длиной, боль40 шей внутреннего диаметра шайбы, при атом в гайке со стороны опорного торца выполнена кольцевая канавка, в которой размещена упомянутая шайба с возможностью контакта ее боковой поверхности с цилиндриче45 ской поверхностью канавки гайки.

2, Узел по п.1, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения балансировки, он снабжен вставкой, установленной в кольцевой канав50 ке гайки между торцевыми поверхностями концов шайбы.

1760198

8 б 7 (Ц 4

Фы2.

Составитель А,Васильев

Техред М.Моргентал Корректор Н.Слободяник

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3171 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Узел фиксации Узел фиксации Узел фиксации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для стопорения гаек и болтов с шестигранной головкой, установленных на фланцах и других деталях, имеющих упор в виде стенки или выступа различной конфигурации

Изобретение относится к машиностроению , в частности к резьбовым соединениям со средствами стопорения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения гаек на крепежных деталях преимущественно с тарированной затяжкой

Изобретение относится к машиностроению , к резьбовым соединениям со средствами стопорения

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при сварке агрегатов в помещении, к которым предъявляется требование к чистоте и в котором запрещены все виды механической обработки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для надежного стопорения подшипникового узла с заданным преднатягом в условиях, ограничивающих осевые габариты

Изобретение относится к машиностроению, к стопорению резьбовых соединений

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоресурсных резьбовых соединениях, работающих в условиях вибраций

Изобретение относится к машиностроению, точнее - к способам и устройствам для стопорения резьбовых соединений при воздействии вибраций и ударных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области народного хозяйства и предназначено для стопорения ответственных резьбовых соединений тонкостенных деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, использующих резьбовые соединения

Изобретение относится к стопорению резьбовых соединений и использованию таких резьбовых соединений в системах управления поверхностями управления самолетов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Изобретение относится к устройствам для стопорения крепежных элементов
Наверх