Волновой движитель транспортного средства

 

Использование: изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и может быть использовано на вездеходах большой грузоподьемности, передвигающихся по труднодоступным местам . Сущность изобретения: волновой движитель включает в себя механизм газораспределения, состоящий из двух карданных передач, установленных внутри оболочки, соединенных одним концом с спорно-контактирующей частью (ОКЧ) оболочки движителя, а другим - с приводным редуктором. Между оболочкой и корпусом образуется замкнутая герметичная полость, заполненная сжатым воздухом или иным газом с таким давлением, которое достаточно для удержания корпуса с находящимся на нем полезным грузом. Приводной редуктор кинематически через звездочки, цепные передачи , приводные звездочки соединен с правым и левым распредвалами. Приводной редуктор предназначен для преобразования колебательного движения ОКЧ оболочки в непрерывное вращательное движение распредвалоа. Механизм образования бегущей волны выполнен в виде линейных силовых элементов, установленных внутри оболочки вдоль всей ее длины и прикрепленных одним концом к ОКЧ оболочки а другим к корпусу. 15 ил. СО С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

П 9) (I I ) 1761591 А1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ

2 (21) 4713647/11 (22) 03.07.91 (46) 15.09,92. Бюл. М 34 (72) Г.С.Бобов (56) Авторское свидетельство СССР

N 874443, кл, В 62 D 57/00, 1981. (54) ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и может быть использовано на вездеходах большой грузоподъемности, передвигающихся по труднодоступным местам, Сущность изобретения, волновой движитель включает в себя механизм газораспределения, состоящий из двух карданных передач, установленных внутри оболочки, соединенных одним концом с опорно-контактирующей частью (ОКЧ) обоИзобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и может быть использовано на вездеходах большой грузоподъемности. передвигаюГцихся по песку. болоту и другим слабонесущим грунтам, Известен волновой движитель, состоящий из опорно-несущей гибкой оболочки, прикрепленной к корпусу транспортного средства с образованием под ним замкнутой герметичной полости, заполненной сжатым газом, механизм образования бегущей волны на опорной части оболочки, выполненный в виде расположенных внутри указанной полости линейных силовых элементов, содержащих винтовые пары с телескопическими штоками, каждый из коTopblx своими концами прикреплен к корпу

Недостатками известного движителя является отсутствие какой-либо обратной связи между опорно-контактирующей частью (ОКЧ) движителя и механизмом газораспределения, в результате чего синхронность работы ОКЧ и распределительных устройств нарушается, это в свою очередь приводит к неравномерному переформированию самой оболочки и движению движителя, увеличению затратэнергии, идущей на формообразование, а следовательно, и эксплуатационных затрат

1761591

LIenL изобретенля — повышение надежностл образования бегущей волны:на оболочке и снижеHие эксплуатаци0нных затрат, Поставленная цель достигается тем, что каждый ллнейный силовой элемент соединен с корпусом посредством карданной передачи, кинематически соединенной с приBQöíым редуктором посредством обгонной муфтьь

На фиг,1 изображен участок формообразования волнового движителя с приводом механизма газораспределения, вид сбоку; на фиг.2 изображен поперечный разрез движ1лтеля, вид А на фиг,1; на фиг.3 изображен приводной редуктор; на фиг.4 изображен телескопический карданный привод; на фиг.5 изображено сечение ь-Б на фиг,3; на фиг,6 изображено сечение В-В на фиг.З; на фиг.7 изображен узел на фиг,4; на фи|-,8 изображено сечение Г-Г на фиг.4; на фиг.9 изображено сечение Д-Д на фиг.4; на фиг,10 изображено сечение E-E на фиг,4, на фиг.11 изображено сечение Ж-Ж на фиг.4; на фиг.12 изображено сечение 3-3 на фиг,4; на фиг.13 изображено сечение И-И на фиг,4; на фиг.14 изображен узел li на фиг,8, на фиг.15 изображен узел Ill на фиг.10.

Волновой движитель включает в себя механизм газораспределения, состоящий из двух карданных передач 1, установленных внутри оболочки 2 относительно друг друга на расстоянии 0,3 — 0,7 длины волны и соединенных одним концом с ОКЧ оболочки

2 движителя, а другим — с установленным на корпусе 3 приводным редуктором 4. Между оболочкой 2 и корпусом 3 образуется замкнутая герметичная полость, которая заполнена сжатым воздухом или иным газом с таким давлением, которое достаточно для удержания корпуса вместе с находящимся на. нем полезным грузом, На выходном валу приводного редуктора 4 крепятся две звездочки 5 и 6, соединенные посредством цепей 7 и 8 с приводными звездочками 9 и 10 правого и левого распредвалов 11 и 12, Приводной редуктор 4 предназначен для преобразования колебательного движения ОКЧ оболочки 2 в непрерывное вращательное движение распредвалов 11 и 12, состоит из корпуса 13, в упорных конических подшипниках 14 и 15 которого свободно на валу 16 установлена ведомая коническая шестерня 17, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 18 хвостовика, который может свободно вращаться в упорных конических подшипниках 19 и 20 под воздействием карданной передачи 1. Заодно со ступицей ведомой

",5

55 конической шестерни 17 выполнен храповлк 21 обгонной муфты переднего хода, Храповлк 21 закрывается обоймой 22, которая посредством шлицевого соединения жестко крепится к валу 16, Между корпусом обоймы

22 и храповиком 21 свободно по периметру устанавливаются тела качения 23, которые прижимаются к корпусу обоймы 22 пружинами 24. Для поддержания вращения правого 11 и левого 12 распредвалов в одном направлении на вал 16 дополнительно свободно устанавливается ведомая коническая шестерня 25, которая постоянно находится в зацеплснии с шестерней 18 хвостовика, но с обратной стороны. Заодно со ступицей ведомой конической шестерни 25 также выполнен храповик 26 обгонной муфты обратного хода, Храповик 26 закрывается обоймой 27, которая посредством шлицевого соединения жестко крепится к валу 16, Между корпусом обоймы 27 и храповиком

26 устанавливаются свободно по периметру тела качения 28, которые также прижимаются к обойме посредством пружин 29. Подшипниковые узлы для предотвращения выливания масла наружу закрываются крышками 30,31,32 с сальниковыми уплотнениямл 33,34. Сверху на корпус 13 устанавливается крышка 35.

Карданная передача 1 представляет собой набор телескопических элементов

36,37,38 и штока 39, вставленных друг в друга. На наружной поверхности телескопических элементов 37,38 и штока 39 выполнена многозаходная винтовая канавка 40 с шагом, равным рабочей длине самих элементов, В нижней части в районе буртика каждого телескопического элемента

36,37,38 имеются сквозные отверстия 41, в которые вставляются тела качения 42, Отверстия 41 -ориентированы по окружности так, чтобы они совпали с винтовыми канавками 40 каждого последующего телескопического элемента, а для поддержания зазора между двумя работающими элементами в отверстия 41 ввинчиваются регулировочные винты 43. Для уменьшения трения между работающими телескопическими элементами в верхней части также в районе буртиков, элементов 37,38 и штока 39 равномерно по окружности выполнены сверления 44, в которые вставляются тела качения

45, выполняющие роль подшипников качения, В верхнюю часть телескопического элемента 36 ввинчивается вилка 46, которая пс периметру фикслруется стопорными винтами 47, и посредством карданного шарнира

48 соединена с вилкой 49 хвостовика, чере:выходной фланец 50. Шток 39 в нижней ча

1761591 сти имеет вилку, которая с помощью карданного шарнира 51 соединена с вилкой 52

ОКЧ оболочки 2 движителя, Механизм образования бегущей волны выполнен в виде линейных силовых элементов 53, установленных внутри оболочки 2 вдоль всей ее длины и шарнирно прикрепленных одним концом к ОКЧ оболочки 2, а другим к корпусу движителя 3, причем гибкая оболочка 2 вдоль всей опорной части изнутри снабжена примыкающим друг к другу пневмокамерами, соединенными с распределителем сжатого газа. Линейные силовые элементы 53 могут быть выполнены в виде телескопических пневмо-гидроприводов, винтовых пар, зубчатых реек и других известных устройств.

Волновой движитель работает следующим образом.

При сокращении линейных силовых элементов 53 в процессе переформировании ОКЧ оболочки 2 движителя при его движении по опорной поверхности телескопические элементы 37,38 и шток 39 поочередно начинают вдвигаться один в другой. Так как шток 39 крепится к ОКЧ оболочки 2 движителя, то при подъеме ее вверх многозаходная винтовая канавка 40 штока 39 будет взаимодействовать с телами качения 42, установленными по периферии в нижней части телескопического элемента

38, и разворачивать последний по ходу винтовой канавки до тех пор, пока шток 39 полностью не вдвинется, в результате чего телескопический элемент 38 совершит полный оборот вокруг собственной оси, Остальные элементы 37 и 36 ввиду значительных сил трения по сравнению с трением в штоке

39, разворачивают вместе с элементом 38, приводя во вращение коническую шестерню 18 хвостовика приводного редуктора 4.

Дальнейший подъем ОКЧ оболочки 2 вверх сопровождается вдвижением телескопического элемента 38 в элемент 37 и одновременным разворотом последнего по ходу винтовой канавки 40 телескопического элемента 38, продолжая тем самым вращение конической шестерни 18 хвостовика в том же направлении, что и в предыдущем случае. Вращаясь, коническая шестерня 18 хвостовика приводит во вращение свободно посаженную на валу 16 ведомую коническую шестерню 17, в ступице которой выполнен храповик 21. Под действием центробежных сил и усилия пружин 4 тела качения 23 начинают перемещаться по храповику 21 и прижиматься к обойме 22, в результате чего происходит заклинивание обгонной муфты переднего хода. В этот момент шестерня 17 и вал 16 начинают рабо5

55 тать как единое целое, приводя во вращение посредством цепей 7 и 8 правый 11 и левый

12 распредвалы. Одновременно дополнительная ведомая коническая шестерня 25 свободно вращается на валу 16, но и противоположную сторону, ибо тела качения 28 находятся в расклиненном состоянии, и этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока участок оболочки 2, к которому крепится карданная передача 1, не дойдет до своего верхнего мертвого положения и телескопические элементы 36,37,38 и шток 39 полностью не вдвинутся один в другой. После перехода верхней мертвой точки телескопические элементы 36,37,38 и шток 39 начинают поочередно раздвигаться и одновременно поворачиваться по винтовой канавке, но в противоположную сторону, приводя во вращение коническую шестерню 18 хвостовика. В результате этого тела качения 23 ведомой конической шестерни

17 выходят из зацепления и последняя начинает свободно вращаться на валу 16, но в противоположную сторону относительно первоначального своего вращения. В это же самое время дополнительная ведомая коническая шестерня 25 также начинает вращаться в противоположную сторону, в результате чего тела качения 28 под действием центробежных сил и усилия пружин 29 прижимаются к обойме 27, что приводит их к заклиниванию и шестерня 25 и вал 16 начинают работать как единое целое, продолжая вращать распредвалы 11 и 12 в том же направлении. В результате таких периодических циклов осуществляется непрерывное синхронное по отношению к ОКЧ вращение распредвалов 11 и 12. Передаточное отношение между конической шестерней 18 хвостовика и ведомыми коническими шестернями 17 и 25 подбирается таким, чтобы при полном цикле сокращения и расширения карданной передачи 1 осуществлялся полный оборот распредвалов 11 и 12.

Использование таких приводов позволяет более надежно согласовать работу ОКЧ с газораспределительным механизмом, обеспечить правильность фаз газораспределения, что в свою очередь приводит к уменьшению затрат энергии, идущей на формообразование ОКЧ, а следовательно, и эксплуатационных затрат.

Формула изобретения

Волновой движитель транспортного средства, содержащий опорную оболочку, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним замкнутой герметичной полости. заполненной газом под давлением, устройство для образования бегущей волны на опорной части

1761591 оболочки, включающее в себя расположенные внутри указанной полости линейные сил о выя меха н измы, каждый из KoTQpblx своими концами соединен с корпусом и оболочкой, и распределитель газа с приводным редуктором, пневматически сообщенный с пневмокамерами, установленными на опорной части оболочки, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств движителя, каждый линейный силовой механизм соединен с корпусом

5 посредством карданной передачи, кинематически соединенной с приводным редуктором посредством обгонной муфты.

1761591 i 761591

1761591

1761591

1761591 моиг, gg

Корректор Е,Папп

Редактор 8,Фельдман

Заказ 3225 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Составитель Г,Бобов

Техред M.Ìîðãåíòàë

///

Волновой движитель транспортного средства Волновой движитель транспортного средства Волновой движитель транспортного средства Волновой движитель транспортного средства Волновой движитель транспортного средства Волновой движитель транспортного средства Волновой движитель транспортного средства Волновой движитель транспортного средства Волновой движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , к конструкциям плавниковых движителей

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судовым движителям Цель изобретения - упрощение конструкции привода колебания пластин и уменьшение габаритов устройства

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в качестве движителя на речных и морских судах

Изобретение относится к созданию шагающих механизмов и может быть использовано в работах, перемещающихся по вертикальным поверхностям

Изобретение относится к колесным движителям для амфибийных транспортных средств

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к транспортным роботам, к способам и устройствам управления тяговым приводом полноприводного колесного транспортного средства высокой проходимости, в частности управление при преодолении препятствий

Изобретение относится к транспортным средствам для перемещения и установки грузов или монтируемых ,с транспортного средства конструкций

Изобретение относится к мобильным буровым комплексам и позволяет повысить надежность в работе за счет равномерного распределения нагрузки на блоки, увеличить длину шага и повысить унификацию и удобство обслуживания

Изобретение относится к внутритрубным устройствам и может быть использовано для автоматизации работ в трубах

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в медицинской технике

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано в многоопорных самоходных дождевальных и поливных машинах, работающих как позиционно так и в непрерывном движении
Наверх