Опорно-поворотное устройство транспортного средства

 

Использование: транспортное машиностроейие . ходовые части вагонов метро и трамвёя. Сущность изобретения: опорные участки балки, сопряженные с упорным подшипником и расположенные поперек ее продольной плоскости симметрии, выполнены с разрядкой, обеспечивающей податливость под нагрузкой прилегающего участка нижнего кольца упорного подшипника , причем упомянутая разрядка может быть выполнена в виде арки, образующей над собой мембрану или путем разрыва опорной поверхности в виде перевернутой арки, или исключения части опорного участка . 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s В 61 F 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЯ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4796426/11 (22) 28.02.90 (46) Зд.01.93, Бюл, N 4 (71) Организация Гермес" (72) А.А.Благинин и Б.П,Дюжаков (56) Авторское свидетельство СССР

hL 1654077, кл. В 61 F 5/16, 1989. (54) ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ YCTPONCTBO

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) ИСпользование: транспортное машиностроение, ходовые части вагонов метро и трамвая. Сущность изобретения: опорные

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использованО в ходовых частях вагонов метро и трамвая.

Известно опорно-поворотное устройство (ОПУ) тележки транспортного средства, содержащее балку коробчатого сечения с чашеобразными окончаниями под комплекты рессорного подвешивания, с элементами под опорно-поворотное устройство из двух незамкнутых в кольцо секторов, опирающихся средними частями на балку, и упорного подшипника.

ПОдобная конструкция ОПУ используется в тяговых тележках с одномоторным продольно расположенным приводом.

Поперечная балка ОПУ в средней части выполнена выпуклой для огибания тягового электродвигателя в:тележке с зазором, исключающим соударения при прогибе рессорного подвешивания. С этой же целью между секторами выполнен разрыв.

Поперечная балка служит опорой для упорного подшипника и кузова, при этом упорный подшипник накладывается на сек„„. Ы„„1791226 А1 участки балки, сопряженные с упорным подшипником и расположенные поперек ее продольной плоскости симметрии, выполнены с разрядкой, обеспечивающей податливость под нагрузкой прилегающего участка нижнего кольца упорного подшипника, причем упомянутая разрядка может быть выполнена в виде арки, образующей над собой мембрану, или путем разрыва опорной поверхности в виде перевернутой арки, или исключения части опорного участка. 2 з.п. ф-лы, 8 ил, ° » тора балки и служит для связи кузова с тележкой. Так как упорный подшипник опирается на балку в зоне рессорного подвешивания, то это позволяет разгрузить центральную часть балки, уменьшить ее сечение, массу и обеспечивзет на достаточно низком уровне высоту пола вагона.

Однако подобная схема опирания предопределяет неравномерность нагружения тел качения в упорном подшипнике, при О этом повышенные нагрузки приходятся на — а тела качения, находящиеся над коробчатым с ) сечением балки. M

Это объясняется двумя причинами:

1. Поперечная балка, нагруженная весом кузова, имеет по своей длине прогиб, освобождающий тела качения в средней части (фиг.1). й

2, Даже при недеформируемой поперечной балке нагрузка на тела качения. расположенные над балкой, значительно выше, так как свисающие части секторов имеют возможность деформироваться под нагрузкой (отклоняться от нагрузки).

1791226

Очевидно, что наиболее нагруженные тела качения расположены над средней частью сечения поперечной балки, а свисающие части секторов скорее всего служат не для опоры, а лишь для более равномерного размещения болтового крепления опорного кольца подшипника.

Ма фиг,2 изображена эпюра распределения нагрузки по телам качения упорного . подшипника расположенного на поперечной балке йзвестной конструкции ОПУ.

Эпюра нагрузок говорит о неэффективном . использовании упорного подшипника при подобйой схеме опирания на балку, так как подвижное верхнее кольцо совершает лишь угловые колебания в пределах + 15, определяемые радиусом поворота рельсовых путей (по ГОСТ 8802-78 не менее 16 м), то ресурс работоспособности упорного подшипника будет ограничиваться лишь той его частью, которая находится над балкой.

Увеличение изгибной жесткости поперечной балкй OllY приводит к снижению пиковой нагрузки Р»«(фиг,2), однако это приводит к увеличению поперечного сечения, особенно высоты этой балки, Увеличение размеров балки ограничено необходимостью иметь запас пространства между балкой и тяговым электродвигателем, расположенным под ней, для исключения соударений при прогибе рессорного подвешивания и возможно только в случае подъема уровня полз в салоне и введения дополнительной входной ступеньки, но это снижает скорость пассажирообмена на остановках.

Кроме того, возрастает металлоемкость самой балки, Цель изобретения — повышение ресурса работоспособности ОПУ путем перераспределения действующих на тела качения нагрузок;

Поставленная цель достигается тем, что в опорно.-поворотном устройстве транспортного средства, содержащем упорный подшипник, расположенный между кузовом и поперечной балкой тележки, участок поперечной балки в зоне опирания на нее нижнего кольца "подшипника выполнен с вырезом, который может быть выполнен аркообраэным, или вырез может быть образован разрывом в балке.

Положительный эффект от применения предложенной конструкции ОПУ вЂ” повышение ресурса работоспособности — возникает за счет выполнения опорных участков балки, сопряженных с упорным подшипником и расположейных поперек ее продольной плоскости симметрии, с разрядкой, обеспечивающей податливость под нагрузкой прилегающего участка нижнего кольца упорного подшипника, что приводит к перераспределению и снижению нагрузок, действующих на тела качения ОПУ, .

На фиг,3 и 4 изображена конструкция

ОПУ; на фиг.5 — сечение поперечной балки, опорная поверхность которой под упорный подшипник выполнена с разрядкой в аиде арки, образующей над собой мембрану; на

10 фиг.6 — сечение балки, в котором разрядка выполнена путем разрыва опорной поверхности в виде перевернутой арки; на фиг.7— сечение балки, в котором разрыв опорной поверхности выполнен путем исключения части опорного участка; на фиг,8 — эпюры распределения нагрузок на тела качения

ОПУ.

ОПУ содержит поперечную балку 1 (фиг.3, 4) коробчатого сечения с выгнутой

55 средней частью для огибания тягового привода в тележке с чашеобразными окончаниями 2 и упорный подшипник4, расположенный между кузовом и поперечной балкой 1.

На поперечной балке 1 расположены два незамкнутых в кольцо сектора 3, на которые опирается упорный подшипник 4

Опорные участки балки 5 (фиг.4), сопряженные с упорным подшипником 4 и расположенные поперек ее продольной плоскости симметрии 1 — 1, выполнены с разрядкой (вырезом): на фиг.5 — в виде арки 6,. образующей над собой мембрану; на фиг,6 — разрыв опорной поверхности в виде перевернутой арки 7; на фиг.7 — разрыв выполнен путем исключения части опорного участка 8

Подобное использование поперечной балки обеспечивает податливость под нагрузкой прилегающего к разрядке участка опорного кольца упорного подшипника, приводящую к раздвоению пиковой нагрузки на телах качения в подшипнике и снижение ее уровня с одновременным уширением эпюры в 1,8 раза.

Для сравнения на фиг.8 приведены эпюры распределения нагрузок на тела качения упорного подшипника, опирающегося на известную балку (эпюра 9) и на предлагаемую поперечную балку ОПУ (эпюра 10).

При использовании предложенной конструкции ОПУ достигается снижение максимальных нагрузок на тела качения упорного подшипника примерно на 33 $, при этом ресурс долговечности ОПУ увеличивается более чем в 3 раза, Формула изобретения

1, Опорно-поворотное устройство транспортного средства, содержащее упорный подшипник, расположенный между кузовом и поперечной балкой тележки. о т л и1791226 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения ресурса работы, участок поперечной балки в зоне опирания на нее нижнего кольца подшипника выполнен с вырезом.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что вырез выполнен аркообразным.

3.Устройство поп.1, отл ича ю щеес я тем, что вырез образован разрывом в балке, 1791226

179122б

Редактор

Заказ 123 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям ври ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35. Раувская наб., 4I5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составитель А. Благинин

Техред М,Моргентал

Корректор M,Ïeòðîââ

Опорно-поворотное устройство транспортного средства Опорно-поворотное устройство транспортного средства Опорно-поворотное устройство транспортного средства Опорно-поворотное устройство транспортного средства Опорно-поворотное устройство транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к связи кузова транспортного средства с тележкой

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции пятникового узла грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к узлам крепления гасителей колебаний

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области транспортного ма1ниностроения и предназначено д.чя грузовых вагонов

Изобретение относится к конструкциям опор кузова на тележку грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции надрессорных балок тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции надрессорных балок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным клиньям гасителей колебаний в буксовом подвешивании тележек железнодорожного транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к изготовлению и ремонту надрессорных балок тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам опирания кузова рельсовых транспортных средств на тележки

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к изготовлению и ремонту надрессорных балок тележек грузовых и пассажирских вагонов

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к изготовлению и ремонту надрессорных балок тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к центральным опорам кузова на тележку
Наверх