Способ диагностирования цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания
Сущность изобретения: способ диагностирования цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что в двигателе перекрывают впускные и выпускные каналы каждого цилиндра, перемещают путем поворота коленчатого вала с заданной скоростью его поршень от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки на такте впуска, определяют расход воздуха, поступающего в цилиндр, затем перекрывают выход воздуха из цилиндра/перемещают поршень с заданной скоростью от нижней мертвой точки до верхней мертвой точки, через заданный промежуток времени после этого открывают выход воздуха из цилиндра, определяют расход его через неплотности цилиндропоршневой группы и сравнивают с эталоном . 1 ил.
ÄÄ5iJ ÄÄ 1820274 А1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
{зц5 G 01 М 15/00
ГОСУДАРСТВЕНЮЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 цилиндра, перемещают путем поворота ко(21) 4932737/06 (22) 25.03.91 (46) 07.06;93, Bion. N. 21 (75) Л Y.Фомин (56) Авторское свидетельство СССР:
М 1467423, кл. G 01 М 15/00, 1987. лвнчатого вала с заданной скоростью его поршень от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки на такте юуска. определяют расход воздуха, поступающего в цилиндр, затем перекрывают выход воздуха (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЙ ЦИ- из цилиндра, перемещают поршень с эаданЛИНДРО-ПОРШНЕ8ОЙ ГРУППЫ ДЗИГА- ной скоростью от нижней мертвой точки до
ГЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ:- верхней мертвой точки, через заданный (57) Сущность изобретения: способ диагно- .. промежуток времени после этого открывастирования цилиндро-поршневой группы: ют выход воздуха:иэ цилиндра, определяют двигателявнутреннегосгоранйяэаключает- ра©ад em через неплотности цилиндрося в.том, что в двигателе перекрывают впу- поршневой группы и сравнивают с эталоскные и выпускные каналы каждого ном. t un. коромысла и приступают. к диагностирование другого цилиндра, который, а также все остальные проверяют аналогично.
Й р им в р. Требуется определить техническое cocroàíèå цилиндро-гюршневой группы
Изобретевиеотносится кабластитехниче.скогодиагностироввнияи может найти приме; нение для определения износа сопрягаемых поверхностей цилиндро-поршневой группы.
Цевью изобретения является повышение точности диагностирования.
На чертеже представлена схема устройства для реализации предлагаемого способа.
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что у двигателя снимают клепанные крышки, из отверстий головки цилиндр{ в выкручивают форсунки (свечи), поочередно устанавливая в них прибор для измерения проходящего в цилиндр и выходящего из него воздуха, выкручивают регулировочные винты коромысел газораспределительвого механизма на величину, превышающую зазор между стержнем клапана и бойком коромысла. освобождая коромысла от усилий газорасаределителькото механизма и перекрывая клапанами проход воздуха в цилиндры через каналы коллекторов и головки, потом устанавливают поршень одного из гЮ, цилиндров на начало такта впуска. перемещают поршень с заданной скоростью от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки на такте «а, определяют по шкале измерительного прибора расход.воздуха. Б поступающего в цилиндр, замам перекрывают выход воздухаиз цилиндра, перемещают поршень с заданной скоростью от. нижней мертвой точки до верхней мертвой точки,. сжимая в цилвщдре воздух. и выдерживая заданный промежуток времени, открывают 0 выход воздуха иэ цилиндра, определяя рэс-, Я . ход его по шкале прибора. Разность расхо- с дов поступившего в цилиндр воздуха и фь выходящего иэ него сравнивают с эталонной. Восле этого регулировочные винты закручивают в коромысла до эталонного зазора между стержнем клапана и бойком
1820274 двигателя СМД-60,установленного натракто- большим. При перемещении поршня 29 ре Т-150, работающего на полевых работах; вниз в рабочем пространстве 30 цилиндра . Трактор останавливают, открывают ка- создается раэряжение и в результате перепот, очищаютдвигатель 1 от пыли, с головки пара давления в него иэ атмосферы через
2.двигателяснимаютклапанныекрышки3. 5 патрубок 23 будет поступать воздух, котоОслабив гаечным ключом(на чертеже не рый, проходя через расположенный в корпупоказан} контргайку 4, отверткой (на черте- се 20 прибора 19 механизм (на чертеже не же не показана) выкручивают регулировоч- показан) будет вращать его и через переданые винты 5 на величину, превышающую точный механизм (на чертеже не показан) зазор S между бойком 6 коромысла 7 и стер- 10 будет поворачивать стрелку указателя 25 по ..жнем 8 клапана 9, от чего пружина 10 при- шкале 24, далее воздух пойдет по.трубопрожмет клапан 9 к гнезду 11; перекрывая воду 21 в пространСтво 30 цилиндра 12.и" цилиндр 12 от каналов 13 в головке 2, сое- заполнит его. При достижении поршня 29 диненных с каналами коллектор 14. Таким н.м т. стрелка указателя 25 отклонится на же образом выкручивают регулировочные 15 наибольший. угол ипоказательна шкале24, винты других клапанов двигателя. 8 реэуль- против которого остановится стрелка укаэатате выкручивания регулировочных винтов 5 теля 24, будет означать количество вошедвзаимодействие их через штанги 15 с кулач- шего в цилиндр воздуха при такте впуска. ками 16 вала 17 газораспределительного ме- Зафиксируем этот показатель, например,: ханизма.прекращается и пружина 10 будет 20 1,52 л(рабочий объем всех шести цилиндров держать клапаны 9 прижатыми к гнездам 11..двигателя 9, 15 n (cM. И.А;Коваль и др. ДиИз отверстий 18 головки 2 двигателя 1 зель СМД-60. Колос, 1979.с.7, табл.1, следо-выкручивают форсунки (свечи) и в эти отвер- вательно, одного цилиндра 9,15: 6=1,52 л), стия 18 поочередно устанавливают прибор Трубопровод 21 перекрывают. путем по19 для измерения проходящего через него 25 воров вентиля 22 и поюрачивает колею воздуха, который состоит из корпуса 20, тру- . тый вал 26 на полоборота.при такте сжатия;. боп ровода 21 с резьбовым концом для вввр- отчего кривошип 27 его. воздействуя через шатывания в резьбовое отверстие 18 на тун28напоршень29,переместитегоизнмт., головке и с запорным вентилем 22 для пере- который сожмет воздух врабочем пространсткрытия прохода воздуха, а также из впуск- ЗО ве.ЗО цилиндра 12. Скорость поворота коленного т1атрубка 23. шкалы 24, чатого вала такэя же. как при первом разградуированной на объем воздуха(литр, полуобороте, отчего подсос воздуха через не- дмз), стрелки указателя 25, связанной через . плотноствпри первом полуоборотекомпенсипередаточный механизм с рабочимилопастя- руютсяутечкойвоздухачерезэтинвплотности ми, получающими крутящий момент от дви- 35 при втором полуобороте:коленчатого вала. жения воздуха (лопасти на чертеже не При окончанииполуоборота коленчатопоказаны), Такой прибор называется счетчи- го.вала включают секундомер и запертый в ком газа и выпускается промышленностью. . цилиндр сжатМй воздух выдерживают в теПриоткрытомзапорномвентиле22про- чение определенного, необходимого для .. кручивают вручную коленчатый вал 26; кото- 40 утечки воздуха через зазоры в сопрягаемой рый через кривошип 27 двигает шатун 28 и поверхности поршня с цилиндром времени, через него па цилиндру 12 поршень 29, ус- . например,втечение1минуты,поистечении: танавливая в. начале такта впуска (это поло-. которой поворачиваютвентиль22. открывая жение определяется llo состоянию проход воздуха иэ рабочего пространства клапанов 9 — выпускной клапан закрывает- 45 30цилиндра12 ватмосферучерезмеханиам ся, а впускной открывается,атакже пошты- прибора 19 и когда давление воздуха в ра- . рю на корпусе маховика, который при этом бочем пространстве 30 цилиндра12 сравня-. положении входит в отверстие íà MSxoBNKe). ется с атмосферным, стрелка указателя 25
После установки поршня 29 в в;и т. (eep- покажет на шкале 24 количество вышедшего хнюю мертвую точку) на начале такта впуска 50 через измерительный прибор воздуха изци-. коленчатый вал 26 поворачивают вручную линдра, например, стрелка указателя. покана полоборота с довольно большой для руч-, зала на-шкале 1 45 литра ного исполнения скоростью для предотвра- Определим утечкуаоздуха проаеряемого щения подсоса воздуха в цилиндр через цилиндрачереззазорысопрягаемыхаовврхзазор между поршнем и цилиндром, напри- 55 ностей поршня с цилиндром путемвычитания мер, 1 оборот. в секунду. В результате такого иэ первого показателя, снятого со шкалы приповорота коленчатого вала 26 поршень.29 бора второй показатель, и разность делят на из верхней мертвой точки переместится в ..продолжительность выдержки: н.м.т. (Нижнюю мертвую точку) и рабочее . 152 -1,45 л 0 пространство 30 в цилиндре 12 будет наи- 1 мин
Уфжт.-0.07 л мин.
1820274
Уфект.
Уфакт < Уэтак.
0,06 л/мин
3 мин
0,07 + 0,08+0,05 где Уфакт; утечка воздуха фактическая.. Уфщ(т < Ya,an
Сравним фактическую утечку воздуха с этзлоннойутечкой, принятойэмперическим то есть фактическая утечка воздуха иэ ципутем на основании опытных данных, Для линдра меньше эталонной, поэтому износ всех двигателей эталонная (допустимая) 5 сопряжения поршень-цилиндр находится в утечка воздуха составляет 6- 7 . Таким об-. допустимых пределах. разом для двигателя СМД-60 утечка из од- После этого восстанавливаем зазор ного цилиндра будет равной: .: между бойками 6 коромысел 7 и стержнями
8 клапаном 9, который у двигателя СМД-60 . 1,52х6, 0 1„./ „„- 10 установлен в пределах 0,48...0,50 мм, для ™. 100 ®" : чего установив в зазоре щуп (на чертеже не показан} вышеуказанной толщиной, эакругде Унтк . эталонная (допустимая) утечка .:, чивают при помощи отверстие (на чертеже впщуха через зазор сопрягаемых поверхно- не показана) регулировочный винт 5 до уноотей поршня с цилиндромдвигателя СМД-60.. 15 .ра.его о штангу. 15, после чего закручивают
Сравним фактичеекую утечку воздуха с, контргайку 4. Отрегулировав зазоры обоих эталонной утечкой:: клапанов 9 впускного и выпускного, определяют техническое состояние следующих циУ акт. Уетал. - .лищцэов.двигателя аналогичным способом, с
20 последующим рваулироваиием зазора между то есть фактическая утечка воздуха меньше стержнем клапана и бойком коромысла. эталонной. ::: Формула изобретения
Проверку технического состояния ци- Способ диагностирования цилиндролиндра повторяем, но выдержку запертого . поршневой группы Внутреннего сгорания, в цилиндре с катом воздуха производим а 25 при котором устанавливают поршень цитечение другого промежутка-:времени, на-: линдра в верхнюю мертвую точку, изолиру-пример,2 мин. При повторной проверкесе . ют надпоршневое пространство от шкалы прибора сняты следу оное покавате-: атмосферы нв такте расширения, переме-. ли:- .. . . щают поршень в нижнюю мертвую точку впущено воздуха s цилиндр — . 1,51 л. 30 путем проворота коленчатого вала, иэолирувыпущвно-воздухаизцилиндре-.1,35л . ют йздпоршневое пространство на такте выдержкапосекундомеру-: 2 мин .. сжатия и перемецзют поршень в верхнюю ме нвую точку,. причем изоляцию надпорш1,51 — 1,35 л, . невого пространства от атмосферы осущемин фэ - 35 ствляют стопорением клапана в ззкрытом - .. положении, о т л и ч s ю шийся тем, что, 0,8 л/мин Уфккт < Утткл.. с целью повышения точности на такте расширения, определяют количество воздуха, При третьей повторной проверкезапер поступающего в ирюлиндр через отверстие,тый в цилиндр сжатый воздух выдерживаем. 40 сообщающее полость цилиндра через крипо секундомеру в течение 3 мйнут. При про- бор g атмосферой, после перемещения порверке со шкалы прибора сняты следующие шня $ верхнюю мертвую точку показатели: ...: еыдерживаютего в.этом положении заданвпущено воздуха в цилиндр 1:30 л . ный промежуток времени, открывают выход выпущено воздуха из цилиндра 1,32 л 45 воздуха из цилиндра и измеряют количество выдержка .. 3 мин выходящего аз цилинира юэдуха, определяют расход юздуха через неплотности ци1,50 — 1,32 л линдро-поршневой группы и сравнивают с эталоном; и. по результатам сравнения оце50 нивают техническое состояние цилиндро- . .поршневой группы. а стопорение клапана в
Находим среднее арифметическое: . закрытом положении осуществляют выкру-
Чиванием регулировочных винтов короыысел газараспределительного механизма на
55 величину, превышающую ход клапана.
1820274
Составитель Л. Фомин
Твхред М,Моргентал .. Корректор Н; Кевеля
Редактор С. Кулакова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2026 . Тираж: .: Подписное
ВНИИПИ Государственйого комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-36, Раушская наб.. 4!6