Устройство для измерения угла отклонения стабилизатора летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиации, в частности к оборудованию системы бортовых измерений. Цель изобретения повышение точности контроля во всем эксплуатационном диапазоне измерений углов отклонения стабилизатора и повышение надежности работы. Чувствительный элемент 11 потенциометрического датчика 10 соединен со стабилизатором по крайней мере тремя шарнирно соединенными одними концами регулируемыми по длине тягами 13, 14, 15 и Z-образным рычагом 12, одним плечом установленным с возможностью его регулировочного перемещения в чувствительном элементе 1 потенциометрического датчика 10, а другим соединенным посредством тяги регулируемой длины 13 с общим шарниром 22 шарнирных тяг 14 и 15. Надежность работы устройства повышается за счет расположения потенциометрического датчика 10 под одной из полок 9 для его защиты от попадания осадков моющих веществ. Использование Z-образного рычага 12 исключает зацепление или заклинивание его с тягой при их взаимном повороте. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиации, в частности к области оборудования системы бортовых измерений, предназначенному для накопления статических данных о правильности действий экипажа и данных аэродинамических испытаний конструкции стабилизатора при различных углах отклонения его от нейтральной плоскости установки, что может оказаться необходимым, например, пpи различных вариантах загрузки летательного аппарата для обеспечения балансировки на различные углы атаки. Цель изобретения повышение точности контроля во всем эксплуатационном диапазоне измерения углов отклонения стабилизатора. На фиг. 1 изображен общий вид размещенного устройства на Л.А. на фиг.2 узел I на фиг.1; на фиг.3 вид А на фиг.2; на фиг.4 изображен узел II на фиг. 2. Устройство для измерения угла отклонения стабилизатора 1 (фиг.1), смонтированного на поворотной оси 2 основания 3 фюзеляжа Л.А. 4 с регистрирующей аппаратурой 5, хорда 6 крыла которого установлена с учетом аэродинамики, а управляемый стабилизатор 1 имеет хорду 7 и привод 8, содержит кронштейн 9 основания 3, смонтированный на нем потенциометрический датчик 10, в чувствительный элемент (головку) 11 которого установлен Z-образный рычаг 12, шарнирно закрепленный на одном конце тяги регулируемой длины 13, другой конец тяги 13 шарнирно соединен с одними концами шарнирных тяг 14 и 15, образуя веер на элементе 16. Свободный конец тяги 14 присоединен к узлу 17 стабилизатора 1, а свободный конец тяги 15 шарнирно закреплен на оси 18 основания 3. Высота Н стенки 19 рычага 12 с концами 20 и 21 превышает высоту Н1 (и.е. Н Н1) поперечного сечения тяги 14 (фиг.3). Конец 21 рычага 12 присоединен элементом 22 к тяге 13, причем элемент 16 имеет носик 23 для шарнирного крепления другого конца тяги 13 к тягам 14 и 15 (образуя веер). Кронштейн 9 имеет ребро 24, а также полки 25 и 26, электросоединитель 27 с кабелем 28 для связи датчика 10 с регистрирующей аппаратурой 7. Ребром 24 и полкой 25 кронштейн 9 соединен болтами 29 на основании 3, а под полкой 26 установлен потенциометрический датчик 10, причем верхний край этой полки 26 установлен с зазором Н3 (фиг.2) относительно стабилизатора 1 при его нижнем отклонении положении на угол (штрих-пунктирные линии) и повороте рычага 12 датчика 10 на угол В (фиг.2,4). Летательный аппарат 4 имеет продольную ось 30 установки стабилизатора 1 (линия горизонта, горизонталь). Работает устройство следующим образом. При необходимости обеспечения балансировки летательного аппарата 4 на различные углы атаки включают привод 8 на отклонение хорды 7 стабилизатора 1 относительно продольной оси 30 его установки, либо выше этой оси 30, либо ниже, причем полный диапазон отклонения составляет угол . На изделии предприятия =+=(+2o)+(-12o)=14o В процессе углового перемещения хорды 7 стабилизатора 1 на оси 2, происходит перемещение узла 17 с тягой 14, конец которой шарнирно закреплен на элементе 16 совместно с тягами 13 и 15, причем благодаря шарнирному закреплению тяги 15 на оси 18 основания ее конец с элементом 16 движется по траектории окружности увлекая за собой на носке 23 тягу 13 и присоединенный элементом 22 к этой тяге 13 рычаг 12 (его конец 21). Угловое перемещение рычага 12 (его конец 20) обеспечивает угловой поворот (угол , фиг.1, 4) чувствительного элемента 11 потенциометрического датчика 10, который вырабатывает пропорциональный электрический сигнал, передаваемый через электросоединитель 27 с кабелем 28 на регистрирующую аппаратуру 5 в фюзеляже летательного аппарата.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА ОТКЛОНЕНИЯ СТАБИЛИЗАТОРА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее смонтированный на кронштейне основания фюзеляжа и электрически связанный с регистрирующей аппаратурой потенциометрический датчик, чувствительный элемент которого присоединен к стабилизатору, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля во всем эксплуатационном диапазоне измерений углов отклонения ствбилизатора, оно снабжено Z-образным рычагом, тягой регулируемой длины и двумя соединенными одними концами между собой шарнирными тягами, свободный конец одной из которых шарнирно закреплен на основании фюзеляжа, а свободный конец другой шарнирно присоединен к стабилизатору, при этом Z-образный рычаг одним концом связан с чувствительным элементом потенциометрического датчика с возможностью регулировочного перемещения, а другим концом шарнирно соединен с тягой регулируемой длины, другой конец которой связан с общим шарниром шарнирных тяг. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, кронштейн основания снабжен ребром и двумя полками, под одной из которых закреплен потенциометрический датчик, а ребром и другой полкой кронштейн закреплен на основании фюзеляжа.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.03.1995

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2001

Извещение опубликовано: 20.10.2001        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в системе управления поворотом колес передней опоры шасси как устройство, исполняющее все ее гидромеханические функции управления и демпфирования колебаний

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам управляопор шасси летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиации, а более конкретно - к взлетно-посадочным устройствам и предназначено для обеспечения взлета, посадки, передвижения и стоянки легких самолетов на земле Известна передняя опора шасси самолета (см

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления рулежным устройством передней опоры шасси самолета

Изобретение относится к области самолетостроения, более конкретно к механизму поворота посадочного шасси летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, в частности к взлетно-посадочным устройствам, и предназначено для управления движением самолета на взлете, посадке и рулении по аэродрому

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к мотодельтапланам

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к органам приземления летательных аппаратов
Наверх