Устройство для обучения регулировке привода управления преимущественно регулируемого соплового аппарата (рса)

 

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к устройствам для обучения регулировке привода управления. Сущность: устройство содержит указатель положения РСА, выполненный в виде поворотной стрелки, закрепленной на оси. Стрелка связана через рычажно-тяговый механизм, снабженный регулировочными элементами, с педалями управления. Кроме того, оно содержит вращающиеся диски, установленные на оси стрелки, и фиксатор диска. При этом диск снабжен двумя диаметрально противоположными шкалами с различными угловыми размерами делений при одинаковых числовых обозначениях. Технический результат: увеличение пропускной способности устройства при обучении и облегчение действия инструктора. 4 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к устройствам для обучения регулировке привода управления, например, регулируемого соплового аппарата (РСА) газотурбинного двигателя танка.

Известно устройство для обучения регулировке приводов управления (см. Техника и вооружение, 1980 г., №9, стр.15), содержащее корпус стенда, рычаги и педали управления, рычажно-тяговый механизм, связывающий рычаги и педали управления с исполнительными органами, регулировочные элементы.

Недостатком данного устройства является:

- низкая пропускная способность при обучении, так как разрегулировка приводов для последующего выполнения норматива регулировки следующим обучаемым производится теми же регулировочными элементами, что и регулировка;

- затруднена работа инструктора, так как ему необходимо добраться до всех мест регулировки, чтобы разрегулировать привод для следующего обучаемого;

- износ регулировочных элементов вследствие двойного цикла действия (регулировка, разрегулировка) этими элементами на каждого обучаемого.

Целью предлагаемого изобретения является увеличение пропускной способности устройства при обучении и облегчение действий инструктора.

Поставленная цель достигается тем, что на оси стрелки установлен вращающийся диск, снабженный фиксирующим в двух положениях элементом и двумя диаметрально противоположными шкалами с различными угловыми размерами делений при одинаковых числовых значениях, при этом различие угловых размеров шкал выполнено большим каждого из допусков на регулировку.

Выполнение двух шкал обусловлено тем, что простым разворотом (смещением) шкалы на определенный угол не достигнешь эффекта независимой разрегулировки сразу всех параметров, так как после регулировки одного из параметров, например "исходное положение педали тормоза", другой, например "положение педали тормоза до выбора легкого хода", изменится примерно на величину смещения и, таким образом, попадает в диапазон допустимых угловых размеров. Данное устройство может устанавливаться как на учебном стенде, так и на реальном танке. Причем одна шкала устройства соответствует шкале, применяемой в приводе РСА танка. После проведения обучения на реальном танке, оборудованном данным устройством, необходимо произвести контрольную регулировку по реальной (соответствующей приводу РСА танка) шкале, опломбировать диск и танк готов к боевому применению.

Данное устройство поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображен общий вид устройства;

на фиг.2 - вид А на фиг.1;

на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2;

на фиг.4 - диск со шкалами.

Устройство для обучения регулировке установлено в корпусе 1 (фиг.1) стенда или танка и состоит из педали 2 РСА с упорным видном 3, педали 4 тормоза, разделителя 5, кулачкового механизма 6, регулируемых по длине тяг 7, 8, 9, 10, 11, возвратной пружины 12, мостиков 13 и 14, указателя 15 (фиг.2) с рычагом 16, связанного посредством паза 17 и шарнира 18 с тягой 11.

В корпусе 1 на кронштейне 19 с помощью оси 20 установлен диск 21 (фиг.3). На диске 21 выполнены две диаметрально противоположные шкалы 22 и 23 (фиг.4) с различными угловыми размерами делений при одинаковых числовых обозначениях. Причем одна из шкал, например 22, выполнена в реальном масштабе (аналогично шкале танка), а другая шкала 23 - смещенной. Диск 21 снабжен фиксатором 24 с шариком 25 и пружиной 26, а кронштейн 19 - диаметрально противоположными проточками 27 и 28.

Устройство работает следующим образом. Проверка и регулировка привода РСА осуществляется при неработающем двигателе. При исходном положении педалей 2 и 4 указатель 15 на шкале 22 должен находиться между делениями 8 - 12°. Регулировку выполняют изменением длины тяги 11. При полностью выжатой педали 2 РСА указатель 15 на шкале 22 должен занимать положение 36 - 2°, а при отпущенной педали 2 РСА указатель 15 должен возвратиться в исходное положение.

Величина хода рычага 16 регулируется винтом 3.

При перемещении педали 4 тормоза до выбора легкого хода (до возрастания усилия) указатель 15 на шкале 22 должен занимать положение 62-66°. При отпущенной педали 4 тормоза указатель 15 должен возвратиться в исходное положение. Величина хода рычага 16 регулируется изменением длины плеча рычага 16 путем перемещения шарнира 18 в пазу 17. Очередной обучаемый выполняет вышеперечисленные регулировки и предъявляет правильность регулировки инструктору. Для выполнения нормативов регулировки следующим обучаемым необходимо разрегулировать привод (до применения данного устройства разрегулировка осуществлялась теми же элементами, что и регулировка). В данном случае разрегулировку (числовую) инструктор осуществляет поворотом диска 21 на половину оборота (180°). При этом шарик 25 выходит из проточки 27, сжимая пружину 26 фиксатора 24, и заходит в проточку 28, фиксируя диск 21 в данном положении, при котором указатель 15 сопряжен со смещенной шкалой 23, а шкала 22 закрыта кронштейном 19. Таким образом, все отрегулированные по шкале 22 положения привода окажутся на смещенной шкале 23 разрегулированными, так как различие угловых размеров шкал 22 и 23 "а" и "б" (см. фиг.4) больше допуска на регулировку. Обучаемый регулирует привод по смещенной шкале 23 и предъявляет инструктору. Затем инструктор вновь поворачивает диск на половину оборота, и очередной обучаемый регулирует привод по шкале 22 и т.д. Если устройство установлено на танке, то после окончания обучения привод регулируется по реальной шкале 22 и диск 21 опломбируется.

Данное устройство эффективно при использовании его в учебных подразделениях. Оно увеличивает пропускную способность при обучении, качество обучения, облегчает работу инструктора, уменьшает износ регулировочных элементов и, в целом, снижает затраты на обучение.

Формула изобретения

Устройство для обучения регулировке привода управления преимущественно регулируемого соплового аппарата (РСА), содержащее указатель положения РСА, выполненный в виде поворотной стрелки, закрепленной на оси и связанной через рычажно-тяговый механизм, снабженный регулировочными элементами, с педалями управления, отличающееся тем, что, с целью увеличения пропускной способности устройства при обучении и облегчения действия инструктора, оно снабжено вращающимся диском, установленным на оси стрелки, и фиксатором диска, причем диск снабжен двумя диаметрально противоположными шкалами с различными угловыми размерами делений при одинаковых числовых обозначениях.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для привития профессиональных навыков и может быть использовано в качестве тренажера

Изобретение относится к автомобильной технике, в частности к устройствам для управления сцепления и тормозом учебного автомобиля

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для применения при обучении водителей, в частности, вилочных погрузчиков

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к тренажерам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх