Способ диагностики желудочной гетеротопии и пилорического кампилобактериоза в двенадцатиперстной кишке у больных дуоденальной язвой

. Использование, в области медицины, а именно в гастроэнтерологии и хирургии. Сущность изобретения: больному проводят фиброгастродуоденоекопию , осуществляют забор биоптата слизистой луковицы двенадцатиперстной кишки, взятого в непосредственной близости от язвенного дефекта, готовят из него мазки-отпечатки, а окраску проводят последовательно раствором прочного зеленого с рН 8,1 в течение 20 мин и затем 0,02%-ным сафранином в трех порциях по 5 с в каждой и при наличие ярко-зеленой окраски цитоплазмы париентальных клеток и клеток спиралевидной формы, окрашенных в красный цвет, диагностируют желудочную гетеротопию в сочетании с камлилобактериозом. Способ позволяет повысить точность диагностики данной патологии.

ОПИСАЯИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (2Ц 5006337/34 (22) 22.10.91 (46) 30.11.93 Бюл. Ма 43-44 (75) Рубцов МА; Рубцова Н.И.; Перкин 3М (73) Рубцов Михаил Александрович (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЖЕЛУДОЧНОЙ

ГЕТЕРОТОПИИ И ПИЛОРИЧЕСКОГО КАМПИЯОБАКТЕРИОЗА В ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ

КИШКЕ У БОЛЬНЫХ ДУОДЕНАЛЬНОЙ ЯЗВОЙ (57). Использование: в области медицины, а именно в гастрознтерологии и хирургии. Сущность изобретения: больному проводят фиброгастродуоде(в) RU (») 2ОО3975 С3 (Я) 5 061ЯЗЗ 48 носкопию, осуществляют забор биоптата слизистой луковицы двенадцатиперстной кишки, взятого в непосредственной близости от язвенного дефекта, готовят из него мазки-отпечатки. а окраску проводят последовательно раствором прочного зеленого с рН 8,3 в течение 20 мин и затем 0,02%-ным сафранином в трех порциях по 5 с в каждой и при наличие ярко — зеленой окраски цитоплазмы париентальных клеток и клеток спиралевидной формы, ок— рашенных в красный цвет, диагностируют желудочную гетеротопию в сочетании с кампилобактериозом. Способ позволяет повысить точность диагностики данной патологии.

2003975

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, гастроэнтерологии.

Дуаденальная Сатру!ОЬастег. ру!ог1-инфекция (СР-инфекция) и эндогенная продукция НС! в двенадцатиперстной кишке игpBIGT важную роль в возникновении дуоленальной язвы. Причиной эндагенной кислотапрадукции в дуоденум является желудочная гетеротопия. Под гетеротопией понимают вариант желудочной метаплазии (париетальна-клеточная метаплаэия), когда в двенадцатиперстной кишке.обнаруживают элементы слизистой оболочки свода желудка, а именно главные и париетальные клетки, По данным разных авторов желудочная гетеротопия обнаруживается в 45 — 52)(, у больных с дуоденальнай язвой. Отмечают, чта необходимым условием существования

СР Вдуоденум является наличие желудочного типа клеток. Адекватная диагностика СРинфекции и желудочной гетеротопии в двенадцатиперстной кишке открывает широкие перспективы для понимания механизм Возникновения язвенной болезни и выбора методов лечения.

Известны способы гистологической идентификации железистого аппарата желудка, позволяющие дифференцировать типы секторных клеток, а именно метады

Гайденгана, Дамничи-Кедровского, Ludwig (1951 г.), ЫНе (1965 r,). Недостатком перечисленных методов являются: сложная гистологическая техника, занимающая много времени; невозможность в одном препарате одновременно провести гистологическую идентификацию и Выявить пипорический кампилобактер и определить степень бактериальной абсемененности.

Известен способ определения функционирующих париетальных клеток в двенадцатиперстной кишке, предложенный Феба в модификации Оопп Ме. Суть метода заклю-. чается s окрашивании луковицы двенадцатиперстной кишки в ходе фиброгастродуоденоскопии раствором конго красного после предварительной внутримышечной иньекции пентагастрита (за 30 мин до исследования). Наличие функционирующих париетальных клеток в двенадцатиперстной кишке оценивали по изменению окраски слизистой со светло-красной на темно-синюю. Методу присущи следующие недостатки.

Окрашенные конго красным участки слизистой оболочки невозможно исследовать гистологически для изучения морфологических особенностей ткани и наличия пилорического кампилобактера. Повторная прицельная биопсия из того же самого участка слизистой для проведения указанных исследований представляет большие сложности и не всегда возможна из-за гнезднаго расположения полей желудочной гетеротопии.

Наиболее близким к заявляемому является способ определения париетальных и добавочных клеток фундальных и пилориче10 Ских желез желудка, предложенный Пигаревским B.Å, Способ основан на применении спиртового раствора анионного красителя прочного зеленого, избирательно окрашивающего

15 при рН 8,1 катионные белки лиэосом париетальных и добавочных клеток. Данный способ не применялся при диагностике желудочной гетеротопии и СР-инфекции в дуоденум.

Сущность изобретения состоит в том, что в одном препарате наличие желудочной гетеротопии и пилорического кампилобактера, используя последовательно красители прочный зеленый и сафранин. При обнару25 жении в двенадцатиперстной кишке обкладочных клеток, цитоплазма которых окрашена в ярко-зеленый цвет прочным зеленым, и спиралевидных бактерий (СР), окрашенных. в красный цвет, устанавливали

3О наличие эндогенной кислотопродукции В

ДВенадцатиперстноЙ кишке, как одного из условий язвоабразования и присутствие связанной с париетально-клеточной метаплаэией СР-инфекцией, Вызывающей вос35 палительныЙ прОцесс В строме слизистаЙ двенадцатиперстной кишки и способствующей затяжному рецидивирующему течению заболевания, Сущность способа заключается В следующем. обьектом исследования являются больные с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, имеющие различную давность заболевания, степень Выраженности локальных морфологических изменений и

45 различную динамику течения язвенного процесса. Больным производится фиброгастродуоденоскопия. Забор биоптатов осуществляется путем трехкратной прицельной биопсии слизистой из луковицы

50 двенадцатиперстной кишки в непосредстВенной близости ат язвенного дефекта. Необходимость множественной биопсии обусловлена гнездным расположением полей желудочной гетеротопии и связанных с

55 ней колоний пилорического кампипобактера. Для определения катионных белков в цитоплаэме обкладочных клеток и наличия пиларическаго кампилобактера делали мазки-Отпечатки на предметном стекле и затем биоптаты помещали в среду Закса для определения уреазной активности бактерий, Ма2003975

10 числу бактерий в поле зрения (до 20 бактерий — слабая; до 50 бактерий — умеренная); 20

50 зок фиксировали в метиловом спирте в течение пяти минут, а затем окрашивали раствором прочного зеленого с рН 8,1 в течение двадцати минут. Без промывания мазки докрашивали в трех порциях 0,02 сафранина по 5 с в каждой. Окрашенные мазки высушивали и микроскопировали при увеличении

630. При положительной реакции на катионные белки цитоплазма обкладочных клеток в двенадцатиперстной кишке окрашивалась в ярко-зеленый цвет, клетки хорошо видны в препарате. Наличие пилорического кампилобактера определяли в тех же мазках по характерной спиралевидной форме и размерам. Дополнительным подтверждением присутствия бактерий в биоптате служил положительный уреазный тест. Степень бактериальной обсемененности определяли по более 50 бактерий —.выраженная) и изменении окраски среды при выполнении уреаэного теста с желтой на малиновую через 1, 3 и 24 ч. Выполнение методики занимает не более 2 ч.

Г1о итогам обследования судили о при инах, способствовавших возникновению язвы двенадцатиперстной кишки, определяли лечебную тактику, направленную на устранение бактериальной инвазии и ликвидацию условий возникновения желудочной гетеротопии в двенадцатиперстной кишке, в том случае если эти факторы язвообразования обнаружены.

Новизна способа заключается в следующем.

Способ расширяет воэмо>кности предложенного ранее метода диагностики, демонстрирует связь между желудочной париетально-клеточной метаплазией и дуо-. денальной СР-инфекцией, как факторов, играющих важную роль в возникновении хронической язвы двенадцатиперстной кишки. Способ не требует больших затрат времени и позволяет определить в одном препарате наличие пилорического кампилобактера, степень бактериальной обсемененности и наличие желудочной гетеротопии. Данный способ может быть использован в научных исследованиях, посвященных проблеме пилорического кампилобактериоза, для экспресс-диагностики желудочной гетеротопии и СР-инфекции в дуоденум, изучения связи микробной инвазии с желудочным типом секреторных клеток в дуоденум. изучения причин, способствующих миграции париетальных клеток в двенадцатиперстную кишку, Способ может быть также применен в практический гастроэнтерологии в совокуг30

40 ности с другими методами диагностики для уточнения причин, способствовавших возникновению язвы и выбора соответствующего метода лечения. Сравнение заявленного исследования с прототипом позволило установить соответствие критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области медицины признаки, отличающие изобретение от прототипа. не были выявлены и поэтому обеспечивают заявленному решению соответствие критерию "Существенные отличия".

Пример. Больной К., 42 года, история болезни М 1816. Диагноз; язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки в стадии обострения. Хроническая язва задне-медиальной стенки луковицы двенадцатиперстной кишки.

Язвенный анамнез 17 лет, Течение заболевания упорное со склонностью к частым обострениям. Курсы консервативной терапии приносили кратковременное улучшение.

Имеет место гиперпродукция HCi; БАΠ— 9,5 ммоль/; АΠ— 17,6 ммоль/ч. ОГДС

{биопсия): Гистология N 9436 — 9438 — атрофический антральный гастрит, прогрессирующая язва двенадцатиперстной кишки.

Выраженная полимарфно-клеточная инфильтрация стромы слизистой антрального отдела желудка. Обследован на наличие пилорического кампилобактера в желудке (бактериоскопия — окраска по Граму, уреазный тест).

Антральный отдел: +++ (выраженная степень), Свод желудка: +++ (слабая степ ен ь обсемененности), Используя предлагаемый способ диагностики на наличие СР и желудочной гетеротопии в двенадцатиперстной кишке, исследованы 3 биоптата, взятых в непосредственной близости от язвенного дефекта.

При последовательной окраске мазков-опечатков растворам прочного зеленого и сафранином обнару>кены в двух из трех препаратов одиночные паритальные клетки, цитоплазма которых окрашена в ярко-зеленый цвет, и скопление бактерий спиралевидной формы {CP), окрашенных в розовый цвет (po 50 бактерий в поле зрения). Отмечается полиморфно-клеточная инфилы ра ция стромы слизистой двенадцатиперстной кишки (дуоденит!.

Заключение. в данной клинической ситуации у больного имеет место желудочная гетеротопия в двенадцатиперстной кишке и связанная с гетеротопией дуоденальная СРинфекция, вызывающая воспалительный

2003975 на у 34 из 37 обследованных больных (88%).

Желудочная гетеротопия обнаружена у 12 из 37 (48%). Каждый из 12 пациентов с выявленной желудочной гетеротапией имел

5 СР-инфекцию.

Проведенное исследование демонстрирует высокую частоту обнаружения пиларического кампилобактера в двенадцатип рстной кишке у больных с ду10 оденальной язвой и связь бактериальной инвазии с желудочной метаплазией, Желу. дачная гетеротопия обнаоужена преимущественно у больных с упорным и затяжным течением заболевания, l5 Поскольку причиной приобретенной желудочной гетеротопии с дуоденум является гиперпродукция НС1 в желудке (закисление двенадцатиперстной кишки), для уточнения э гого фактора паказано примене20 ние антоцидных препаратов, а для подавления СР-инфекции соединений висмута (Ди-Нол). При упорном течении заболев". ния, неподда.ащемся консервативной терапии, целесообразно выполнять

25 хирургическое вмешательство на устранение избыточной кислотопродукции в желудке и условий существования СРдуоденум, Операцией выбора может быть экономная резекция желудка (антрум резек30 ция) в сочетании с проксимальной селективной ваготомией. (58) К.@егьа, Y.Sonnenohe е; а1, Endoscopy.

1982, voI; 14, р.168 — 170;

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЖЕЛУДОЧНОЙ ГЕТЕРОТОПИИ И ПИЛОРИЧЕСКОГО

КАМПИЛОБАКТЕРИОЗА В ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКЕ У БОЛЬНЫХ ДУОДЕНАЛЬНОЙ ЯЗВОЙ, вклгочающий фиброгастродуоденоскопию, окраску слизистой луковицы двенадцатиперстной кишки с последующей оценкой клеток по изменению их окраски, отличающийся тем, что в процессе проведения фиброгастродуоденаскопии осуществляют забор биоптата

Составитель M.Ðóáöîâ

Техред M.Moðãåíòâë

KoI7I7eI

Редактор Т,Пилипенко

Заказ 3323

Тираж Подписное

НПО " Поиск" Роспатента

113035, Москва. Ж-35. Раушская иаб. 1/57

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород. ул Гагарина, 101 процесс в строме слизистой двенадцатиперстной кишки, Данные факторы послужили одними из причин возникновения язвы.

Показано хирургическое вмешательство, направленное на устранение условий возникновения желудочной гетеротопии и искоренения бактериальной инвазии в двенадцатиперстной кишке, Больному выполнена селективная проксимальная вагатомил с последующим (в течении 1 месяца) курсом анти бакте риал ьной тера пии (ДиНол).

Приме ание: при нарушении эвакуации из желудка (стеноз пилородуоденальной зоны) показана экономная резекция желудка, уносящая антральный отдел желудка — основное место вегетации CP. выключающая двенадцатиперстную кишку из пассажа и надежно подавляющая гиперпродукцию

HCI в желудке.

Используя предлагаемый способ диагностики, обследовано 37 больных с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в стадии обострения, имеющих пилорический кампилобактериоз с локализацией бактерий в антральном отделе желудка, Давность язвенного анамнеза у этих пациентов составила не ленее 10 15 лет, заболевание носило упорный характер со склонностью к частым обострениям. При исследовании желудочной секреции имела место гиперпродукции HCI, заболевание носило упорный характер со склонностью к частым обострениям. Дуоденальная CP-инфекция выявлеслизистой луковицы двенадцатиперстной кишки, взятого в непосредственной близости от язвенного дефекта, готовят из него мазки-отпе ятки, а окраску проводят последовательно раствором прочного зеленого с рН 8,1 в течение 20 мин и затем

0,02%-ньпл сафранином в трех порциях по

5 с в каждом и при наличии ярко-зеленой окраски цитоплазмы париентальных клеток и клеток спиралевидной формы, акрашенных в красный цвет, диагностируют желудочную гетеротопию в сочетании с кампилобактериозом.

Изобретение относится к медицине, а именно к анатомии, топографической анатомии, патологической анатомии и может быть использовано для изучения лимфоидных узелков в тотальных анатомических препаратах макромикроскопическом поле видения в норме, в возрастном аспекте, в эксперименте и патологии