Одновинтовое судно

 

Использование: в судостроении. Сущность изобретения: одновинтовое судно оборудуется рулевым устройством, на поворотной части пера руля 3 которого устанавливается кольцевая насадка. Ось 6 насадки совпадает с осью 7 гребного винта 1, а передняя и задняя кромки 9, 11 насадки 5 находятся на одном уровне соответственно с передней и задней кромками 10, 12 пера руля 1. Насадка 5 в продольном сечении выполнена в виде крыльевого профиля. 4 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительно-рулевому комплексу одновинтового судна с малым отношением длины L к ширине В и большим коэффициентом общей полноты Св.

Увеличение полноты судна обусловлено стремлением повысить его рентабельность. Однако при увеличении полноты корпуса и уменьшении L/В может оказаться необеспеченной устойчивость прямолинейного движения. В ряде случаев для обеспечения устойчивости уменьшали полноту обводов в кормовой оконечности. Ожидаемый уровень рентабельности при этом снизился на величину 0,5-1,5% Одновинтовое судно, принятое в качестве прототипа, имеет коэффициент общей полноты 0,783, отношение длины к ширине судна 5,0. Судно содержит корпус, гребной винт и расположенный в кормовом подзоре корпуса за гребным винтом полубалансирный руль, включающий перо симметричного профиля.

Однако судно с указанным рулевым устройством не обладает устойчивостью прямолинейного движения. При непереложенном руле оно входит в самопроизвольную циркуляцию правого или левого борта диаметром 6 длин корпуса. Для неустойчивого судна существенно возрастает вероятность аварии, особенно в условиях стесненной акватории порта, на мелководье и т. п. и снижаются экономические показатели (вследствие чрезмерной рыскливости даже на слабом волнении возрастает сопротивление движению, увеличивается расход топлива). Для обеспечения удовлетворительной управляемости этого судна потребовалось бы уменьшить коэффициент общей полноты до 0,76 за счет уменьшения полноты кормовой оконечности, что неизбежно привело бы к снижению грузовместимости, либо установить в кормовом подзоре стабилизаторы площадью, равной 1,5-2,0 площади руля, что связано с существенными конструктивными трудностями и заметно отразилось бы на ходкости судна.

Изобретение направлено на решение задачи по улучшению управляемости судна с большим коэффициентом общей полноты при сохранении максимально возможной грузовместимости.

Для этого на пере руля установлена осесимметричная кольцевая насадка, ось которой совпадает с осью гребного винта, а ее передняя и задняя кромки находятся на одном уровне соответственно с передней и задней кромками пера руля, при этом в продольном сечении насадка выполнена в виде крылового профиля, а внутренний диаметр насадки составляет 0,5-1,1 диаметра гребного винта.

На фиг. 1 изображен винторулевой комплекс судна, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид с кормы судна; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 относительный диаметр установившейся циркуляции при различных углах перекладки руля.

В кормовом участке судна в диаметральной плоскости размещен гребной винт 1, установленный на гребном валу. К корпусу судна кормовее гребного винта жестко прикреплен кронштейн 2 полубалансирного руля 3. На поворотной части руля 3 симметричного профиля 4 установлена кольцевая насадка 5, ось 6 которой совпадает c оcью 7 винта 1. Hаcадка в продольном cечении выполнена в виде крыльевого профиля 8. Передняя кромка 9 насадки 5 находится на одном уровне с передней кромкой 10 руля 3. Задняя кромка 11 насадки 5 находится на одном уровне с задней кромкой 12 руля 3.

При использовании изобретения вследствие влияния кольцевой насадки увеличивается боковая сила на корпусе судна, что приводит к возникновению стабилизирующего момента в горизонтальной плоскости и обеспечивает устойчивость прямолинейного движения. При значениях внутреннего диаметра насадки 5, больших 1,1 диаметра гребного винта 1, кольцо насадки 5 оказывается расположенным вне струи гребного винта 1. Эффективность руля 3 уменьшается и стабилизирующий эффект исчезает.

При значениях внутреннего диаметра насадки 5, меньших 0,5 диаметра гребного винта 1, наблюдается резкое увеличение силы сопротивления рулевого устройства, что приводит к потери скорости хода.

Формула изобретения

ОДНОВИНТОВОЕ СУДНО, содержащее корпус, гребной винт и расположенный в кормовом подзоре корпуса за гребным винтом полубалансирный руль, включающий в себя перо симметричного профиля, отличающееся тем, что на пере руля установлена осесимметричная кольцевая насадка, ось которой совпадает с осью гребного винта, а ее передняя и задняя кромки находятся на одном уровне соответственно с передней и задней кромками пера руля, при этом насадка в продольном сечении выполнена в виде кольцевого профиля, а внутренний диаметр насадки составляет 0,5 - 1,1 диаметра гребного винта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается выбора движительно-рулевого комплекса одновинтового полнокороткого судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам управления судами

Изобретение относится к управлению плавающумии средствами, а конкретнёё-к ру- • .левым устройствам для изменения их направления движения при маневрировании.Цель изобретения - улучшение гидродинамических характеристик и упрощение конструкции

Изобретение относится к управлению .гудами, а именно к рулевым устройствам многовинтовых судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам судов

Изобретение относится к устройствам управления объектом при движении его в аморфной среде, в частности к рулевым устройствам

Изобретение относится к средствам для управления транспортом в водной и воздушной средах

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам активного управления судами - активным рулям

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции рулевых устройств с подъемными перьями рулей для малогабаритных судов различного назначения

Изобретение относится к движительно-рулевым судовым устройствам

Изобретение относится к судостроению и касается вопроса проектирования и создания судовых рулей

Изобретение относится к рулю для маневрирования судном. Судно имеет узел из гребного винта и руля. Руль для маневрирования судном содержит главное перо руля, имеющее верхний по потоку конец и нижний по потоку конец и два в основном вертикально проходящих дополнительных рулевых пера, соединенных с главным рулевым пером, по меньшей мере, двумя поперечными пластинами. Две поперечные пластины присоединены к верхнему и нижнему концу соответствующих дополнительных перьев и/или главного рулевого пера. Верхняя поперечная пластина расположена над нижней поперечной пластиной и проходит более наклонно вверх в направлении нижнего по потоку конца, чем нижняя поперечная пластина. Достигается улучшение свойств руля для маневренности на мелководье. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции кормовой оконечности судна ледового плавания. Предложено рулевое устройство судна ледового плавания c защитной рамой вокруг винто-рулевого комплекса, образованной ахтерштевнем с ледорезным выступом позади пера руля, связанным вертикальной стойкой с соответствующим концом пятки, скрепленной с килем. Ось поворота пера руля размещена со стороны ледорезного выступа. Перо руля дополнительно содержит поворотную носовую часть, расположенную впереди основной части по ходу судна. Вертикальная стойка сообщена с основной частью пера руля посредством шарнира, вертикальная ось поворота которого совмещена с осью поворота основной части пера руля. Привод поворота носовой части состоит из горизонтальных элементов частей пера руля и вертикальной стойки. Элементы частей пера руля выполнены с возможностью совместного поворота относительно соответствующих вертикальных осей. Технический результат заключается в повышении управляемости судна ледового плавания при обеспечении надежной защиты винто-рулевого комплекса при движении во льдах. 3 ил.
Наверх