Подвижной пункт управления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ в качестве подвижного пункта управления. Подвижной пункт управления выполнен на базе грузового автомобиля, несущего кузов-фургон, включающий металлический каркас и имеющий отсеки. Металлический каркас кузова-фургона служит основой для пятислойных сэндвич-панелей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем. Внутреннее пространство кузова-фургона разделено на три равных по объему отсека, последовательно расположенных по ходу движения: оперативный, отсек руководителя и вспомогательный. Общая входная дверь установлена на оперативном отсеке. Перегородки между отсеками снабжены раздвижными дверями. Изобретение позволяет обеспечить эффективность работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 1 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к аварийно-спасательным машинам (АСМ), используемым при проведении аварийно-спасательных работ (АСР), к транспортным средствам доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), и может быть использовано для оперативной работы комиссии по ЧС в полевых условиях при возникновении аварий и катастроф, для обеспечения выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим, связи и оповещения в ходе ликвидации последствий ЧС, наращивания усилий по ликвидации ЧС (во втором эшелоне сил и средств), а также для работы комиссии в тяжелых природно-климатических условиях.

Известны машины для перевозки оснащения и оборудования в зону ЧС с дополнительными элементами фиксации и элементами крепления перевозимого оборудования и устройств (патенты 2006392 С1, В60R 7/00, 1994 г.; А.С.625955, В60R 7/12, 1978 г. и др.). Однако кузова этих машин и характер распределения оснащения внутри кузова не обеспечивают их использование как подвижной пункт управления.

Известны автобусы, оборудование как подвижной пункт управления для ликвидации ЧС. Однако они также не обеспечивают требований, предъявляемых к подобным объектам.

Ближайшим прототипом предлагаемого изобретения «Подвижной путь управления» является полезная модель «Аварийно-спасательная машина» по патенту РФ от 4.12.2003 г. №36316, 003 B60R 27/00, которая имеет металлический кузов-фургон, разделенный на грузовой и обитаемый отсеки. АСМ по этому патенту служит для перевозки аварийно-спасательных средств (АСС) и персонала в зону ЧС, но не может быть использована как подвижной пункт управления (ППУ) из-за недостаточных размеров отсеков неоптимального соотношения их объемов, из-за отсутствия надежной термоизоляции фургона и по ряду других причин.

Целью предлагаемого изобретения «Подвижной пункт управления» является обеспечение эффективной работы комиссии по ЧС, осложненной различными факторами (бездорожье, удаленность от мест дислокации, погодные и климатические условия и т.д.).

Эта цель достигается за счет того, что металлический каркас кузова служит основой для пятислойных сэндвич-панелей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем, а внутреннее пространство фургона разделено на три равных по объему отсека, последовательно расположенных по ходу движения (оперативный, отсек руководителя и вспомогательный), при этом общая входная дверь установлена на оперативном отсеке, перегородки между отсеками снабжены раздвижными дверями, а также за счет того, что отсеки оборудованы и оснащены в соответствии с их предназначением для оперативной работы комиссии по чрезвычайным ситуациям устройствами связи, питания, отдыха, оповещения, освещения, организации аварийно-спасательных работ.

Далее рассматривается вариант исполнения подвижного пункта управления.

На фиг.1 показана планировка подвижного пункта управления, на фиг.2 изображен общий вид на ППУ с правого борта, на фиг.3 - вид сверху, на фиг.4 - вид сзади.

Монтажная база ППУ - шасси 1 КАМА3-43118 с кабиной 2, имеющей одно спальное место.

Специализированный кузов-фургон (далее по тексту фургон) оснащен необходимым оборудованием для оперативной работы комиссии по ЧС: связь, организация аварийно-спасательных работ, питание и отдых. Фургон 3 разделен на три отсека: оперативный - 4, отсек руководителя - 5 и отсек вспомогательный - 6. Оборудование размещается внутри и на внешней стороне фургона, в металлических ящиках под фургоном, а также внутри кабины водителя.

Основание фургона состоит из металлического каркаса лестничного типа и несущего пола. Пол фургона представляет собой сэндвич-панель, выполненную из склеенных между собой фанерных обкладок, фанерного каркаса и утеплителя из экструдированного пенополистирола. Наружная поверхность пола ламинирована. Изнутри пол фургона покрыт линолеумом.

Фургон изготавливается из пятислойных сэндвич-панелей общей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем. Цвет фургона и кабины - белый.

Такое исполнение фургона обеспечивает его надежную термоизоляцию. За счет эластичного наполнителя создается «мягкая» подушка, воспринимающая и нейтрализующая температурные деформации, что в свою очередь исключает коробление стенок кузова.

Экспериментально установлено, что пять слоев сэндвич-панелей необходимо и достаточно для достижения указанных характеристик фургона, при этом толщина стенки фургона должна составить 65÷75 мм. В результате создаются благоприятные условия для работы комиссии по ЧС при температуре окружающего воздуха от -40° до +40°С и относительной влажности воздуха до 96% при температуре +25°С.

Оперативный отсек 4 предназначен для посменной работы оперативной группы и отдыха двух человек, размещения средств связи и оповещения, оргтехники и другого оборудования.

Вход в отсек и фургон - через дверь 7 на правой стене фургона. В двери установлено окно 8. Входная дверь укомплектована датчиком сигнализации открытой двери. Дверь закрывается замком на ключ и фиксируется в открытом положении. Под дверью находится раскладная лестница 9 для входа в отсек. Слева от входа установлен поручень.

Вдоль левой стены располагается мягкий двухъярусный лежак (диван) 10. Верхний лежак 11 откидывается вниз и является спинкой для нижнего лежака. Размеры лежаков 1980×600 мм. Под диваном располагается вещевой ящик. К потолку прикреплена штора для изолирования отдыхающей смены от отсека.

Под диваном устанавливается автономный дизельный отопитель 12. Подача воздуха от отопителя в отсеки - по воздуховоду, расположенному вдоль левой стены фургона. Пульт управления отопителем находится на боковой стенке вещевого ящика.

В перегородке между отсеками установлены раздвижные двери 13 (845×735 мм), в которые вставлены зеркала.

На левой стене фургона предусмотрено окно с открывающейся створкой (состоит из пластиковых рам и стеклопакета из «каленых» стекол). Створка окна открывается вдоль вертикальной и горизонтальной осей.

Слева от входной двери располагается шкаф 14 для одежды. Шкаф имеет три отдела. Верхний отдел - для головных уборов, средний отдел - для верхней одежды, нижний отдел - для обуви.

По передней стенке установлены две стойки 15 и 16 для размещения средств связи, документации и оргтехники с индивидуальной подсветкой.

В правой стойке внизу установлен сейф для документов. Доступ к сейфу осуществляется через дверцу с торца стойки. Дверца закрывается ключом на замок.

На передней стенке в проеме между стойками размещаются антенны моноблока, переговорное устройство кабина-фургон, вентилятор 12 В и стенд для оформления доски документации.

В середине отсека располагается рабочий стол 17 операторов, который одной стороной примыкает к большой стойке для размещения средств связи. Крышка стола состоит из неподвижной и дополнительной откидывающейся части. Размер стола 900х500, а в разложенном положении 900×1000 мм. На полу между стойками устанавливается поворотное кресло 18 оператора. На стойке справа от входа размещается электрошкаф и вешалка для одежды, на полу закреплен огнетушитель.

Отсек руководителя 5 предназначен для проведения заседаний комиссии по ЧС и отдыха 1 человека, для размещения специального бытового оборудования и документации.

Отсек размещен в средней части фургона и отделен от других отсеков перегородками с раздвижными дверями, с врезными замками и двусторонними ручками.

На левой и правой стене установлены окна с открывающейся створкой (состоит из пластиковых рам и стеклопакета из «каленых» стекол). Створки окон открываются вдоль вертикальной и горизонтальной оси петель.

По левому борту вдоль перегородок установлены развернутые друг к другу мягкие сиденья 19 со спинкой и подголовниками, а под ними оборудованы рундуки для оборудования.

Между сиденьями установлен стол 20 с металлическим сейфом для документов. Крышка стола состоит из неподвижной и дополнительной откидывающейся частей 21. Размер стола 1000×700, а в разложенном положении 1600×700 мм. Доступ к сейфу осуществляется через дверцу с правой стороны стола. Дверца закрывается ключом на замок.

Вдоль правой стены располагается мягкий диван со спинкой 22. Размер сиденья дивана 1915×650 мм. В рундуке под диваном установлен бак 23 для воды, выполненный из нержавеющей стали, емкостью 210 л, с запорной арматурой.

Над диваном выше окна предусматривается антресоль с четырьмя отсеками для документов, посуды и постельного белья. В углу на специальной подставке установлен стационарно телевизор 24. Туда же выведен штекер телевизионной антенны, установленной на крыше фургона.

На перегородках выше подголовников установлены стенды для оформления досок документации.

На потолке отсека монтируется кондиционер, на левой стене - вентилятор.

Вспомогательный отсек 6 предназначен для размещения специального оборудования, а также кухонного, технического и сантехнического модулей.

В правой стене установлено окно 25 (оно же аварийный выход) с открывающейся створкой (состоит из пластиковых рам и стеклопакета из «каленых» стекол). Створка окна открывается вдоль вертикальной и горизонтальной осей.

На потолке отсека смонтирован вентиляционный люк 26 (он же аварийный выход).

Вдоль правой стенки установлен шкаф 27 для одежды и кухонный модуль, который представляет собой комбинированный стол, а над ним навесной шкаф для посуды и продуктов.

Размеры кухонного стола 1550×620 мм, он состоит из трех отсеков - слева мойка, под ней установлена канистра для питьевой воды на 20 л и ведро для мусора, в центре - холодильник, справа - шкаф с двумя выдвижными ящиками для посуды и нижний отсек, в котором закреплены два термоса (3 л).

На кухонном столе закреплена микроволновая печь 28. Над печью установлен вытяжной зонт.

Над мойкой установлен проточный водонагреватель. Мойка оборудована насосом для подачи воды (24 В) На дверце мойки расположен выключатель насоса. Слив воды из мойки через пол на грунт.

Вдоль левой стены установлен сантехнический модуль и шкаф для белья, одежды и средств личной защиты.

Сантехнический модуль отделен от отсека перегородками. В нем установлены: поддон душа 29; смеситель, биотуалет 30, проточный водонагреватель, умывальник, полка для туалетных принадлежностей, держатель туалетной бумаги, зеркало, крючки для одежды и полотенец, вытяжной вентилятор 12 В с пультом управления, выключатель водяного насоса 24 В, розетка 220 В.

У задней стены к сантехническому модулю примыкает технический модуль, который представляет собой металлический шкаф с отсеками для размещения оборудования и инвентаря. Дверь шкафа распашная и закрывается на замок.

Между кухонным и техническим модулями на задней стенке установлены крючки для спецодежды и кухонных полотенец. На стенке технического модуля закреплено откидное сиденье.

Дверцы всех шкафов, ящиков, откидные; столешницы столов, а также лежаки спальных мест в отсеках в транспортном положении фиксируются защелками. На всех окнах установлены тканевые сдвижные шторы.

Сзади автомобиля под фургоном установлены герметичные металлические ящики для оборудования. Дверцы ящиков имеют проушины для запирания на навесной замок. В ящике справа установлен дизель-генератор. В ящике слева уложены два штыря заземления с кабелем, силовой кабель длиной 40 м, канистра для топлива емкостью 20 л, подставки для стержневых вех, катушка с телефонным кабелем, буксирный трос и часть ЗИП базового автомобиля. На ящике закреплены два противооткатных упора.

На крыше фургона смонтирована рабочая площадка с нескользящим покрытием и ограждением высотой 150 мм. В передней части установлены два рупорных громкоговорителя, антенны KB радиостанции, антенна радиомодема; в середине правого борта - телевизионная антенна; в задней части - два проблесковых маяка.

На передней стене фургона расположена лестница для подъема на крышу и топливный бак отопителя. Фургон оборудован габаритными фонарями.

ППУ укомплектовывается буксирным тросом длиной 6 метров и жестким буксиром. Буксир закреплен на кронштейнах к ящикам фургона, а трос уложен в ящик для инструментов.

Фургон крепится к раме шасси при помощи упругих опор в передней части и жестких опор в средней и задней частях фургона.

Для организации работ по ликвидации последствий ЧС и оповещения населения, передачи специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений, ППУ комплектуется средствами связи и оповещения.

Радиостанция «MOTOROLA GM160» установлена в кабине, предусмотрена возможность переноса выносной панели в фургон. Радиостанция «ICOM-706» установлена в фургоне, в большой стойке для оборудования.

Фургон оборудован комплектом бесшнуровых телефонов стандарта DECT GOODWIN LUND, телефоном с выносной трубкой PANASONIC, телефаксом и портативными радиостанциями Р-080.

На крыше кабины автомобиля установлена сигнально-громкоговорящяя установка СГУ-120/3. Пульт управления СГУ расположен в кабине на передней панели.

Громкоговорители, установленные на крыше фургона, подключены к усилителю мощности типа SYS-2240 с тюнером, магнитолой, CD. Проблесковые фонари ФП-1 установлены на крыше фургона в задней части

Сигнально-громкоговорящая установка и проблесковые маяки подсоединены к блоку предохранителей в кабине водителя. Выключатель проблесковых маяков расположен на панели приборов в кабине водителя. Фургон укомплектовывается электромегафоном ЭМ-12, который закреплен в кабине автомобиля.

В основу компановочного решения ППУ положен принцип разделения фургона на отсеки по функциональному признаку и их последовательное расположение от входной двери. При этом учитывается частота востребованности (посещаемость) отсеков и степень важности решаемых задач.

Так, в оперативный отсек 4 поступает вся информация, там же формируются ответственные командные решения и указания, он является наиболее посещаемым. Поэтому он расположен первым по ходу движения и снабжен общей входной дверью.

Следующий отсек 5 - отсек руководителя комиссии по ЧС, он предназначен для проведения совещаний, для отдыха, может использоваться также для доставки персонала на место действия.

Третий отсек 6 - вспомогательный, он обеспечивает решение санитарно-бытовых вопросов и организацию питания. Отсек характерен регулярно повторяющейся востребованностью и играет вспомогательную роль.

Таким образом, принятое последовательное расположение отсеков вытекает из их функционального назначения, оно логично и оправданно.

Объемы всех трех отсеков должны быть примерно равны между собой, этим достигаются следующие положительные качества и преимущества:

1) наиболее рациональное использование площади, т.к уменьшение площади какого-либо отсека ведет к резкому снижению его возможностей;

например, сокращение площади на 20÷30% снижают возможность отсека на 40÷50%, становится вообще невозможным разместить в нем спальное место, столы и т.д.;

2) наиболее благоприятное морально-психологическое восприятие обстановки;

3) при раскрытых раздвижных дверях, расположенных между отсеками, создается впечатление единого большого пространства, единого комплекса, с помощью которого могут решаться и решаются очень сложные задачи по обеспечению эффективного руководства работами по ликвидации ЧС.

Примером исполнения ППУ по предлагаемому изобретению может служить вариант пункта управления, основные характеристики которого приведены в таблице.

Рассмотренный вариант ППУ изготовлен и прошел испытания, в результате которых полностью подтвердил все заявленные характеристики и преимущества.

1. Подвижной пункт управления на базе грузового автомобиля, несущего кузов-фургон, выполненный из металлического каркаса и имеющий отсеки, отличающийся тем, что металлический каркас кузова-фургона служит основой для пятислойных сэндвич-панелей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем, а внутреннее пространство кузова-фургона разделено на три равных по объему отсека, последовательно расположенных по ходу движения, - оперативный, отсек руководителя и вспомогательный, при этом общая входная дверь установлена на оперативном отсеке, перегородки между отсеками снабжены раздвижными дверями.

2. Подвижной пункт управления по п.1, отличающийся тем, что отсеки оборудованы и оснащены в соответствии с их предназначением для оперативной работы комиссии по чрезвычайным ситуациям устройствами связи, питания, отдыха, оповещения, освещения, организации аварийно-спасательных работ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ. .

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ, для доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Изобретение относится к механизации загрузо-разгрузочных работ с взрывчатыми и экологически опасными объектами. .

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. .

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в конструкциях на колесах, перевозящих грузы различной массы. .

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в конструкциях на колесах, перевозящих грузы различной массы. .

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к аварийно-спасательной технике. .

Изобретение относится к транспортной технике, обеспечивающей безопасную транспортировку взрывчатых веществ. .

Изобретение относится к транспортным средствам. .

Изобретение относится к транспортным средствам для погрузки и перевозки сельскохозяйственных и других грузов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ. .

Изобретение относится к области утилизации сложных технических систем, включая системы вооружений и военной техники, а именно к мобильным комплексам первичной утилизации сложных технических систем на местах их дислокации.

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ, для доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромному оборудованию самолетов для воздушного запуска газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области радиоэлектроники, в частности к конструкции перебазируемых установок для контроля, диагностики, технического обслуживания и ремонта сложных радиоэлектронных систем.

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, в частности для ремонта люка полувагона. .

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, осуществляющих безотцепной ремонт подвижного железнодорожного состава, в частности замену поглощающего аппарата.

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. .

Изобретение относится к передвижным химико-аналитическим лабораториям и может быть использовано для проведения анализов состава и свойств природной и технологической воды морского порта, содержания токсичных компонентов выхлопных газов, идентификации нефтепродуктов из разливов.

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, осуществляющих безотцепной ремонт подвижного железнодорожного состава, в частности смену пружин тележек и фрикционного клина.

Изобретение относится к мобильному оборудованию для проверки контейнеров
Наверх