Электропривод

 

ИСАН И Е

О П

l262258

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 30.1.1968 (K 1213842/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 26.1.1970. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 2.VI.1970

Кл. 21d, 27/02

65f, 3

МПК Н 02р 7/80

В 631т 23/24

УДК 621.316.718.5.077..2-83 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

Е. Б. Айзенштадт и В. Ф. Бедекер

Государственный проектный институт рыбопромыслового флота

Заявитель

ЭЛ ЕКТРОПРИ ВОД

Настоящее изобретение относится к области автономных электроприводов переменного тока, допускающих широкий диапазон регулирования оборотов мощных исполнительных механизмов с вентиляторным характером изменения момента сопротивления, например, гребных винтов на судах, воздуходувок, насосов.

В известных установках подобного типа, в частности, гребных электрических, обеспечение широкого диапазона плавного изменения оборотов достигается применением систем генератор — двигатель постоянного тока, либо применением регуляторов напряжения (индукционных или полупроводниковых), рассчитанных на полную мощность гребного электродвигателя. В первом случае не обеспечивается энергоснабжение общесудовых потребителей, во втором — практически невозможно осуществить регулирование по закону постоянства мощности, кроме того, наличие регулятора значительно ухудшает весо-габаритные и энергетические показатели установки.

Наиболее близкими по существенным признакам к предлагаемому является судовой электропривод с исполнительным электродвигателем, питаемым от вращающихся с постоянной скоростью сдвоенных синхронных генераторов, статорная обмотка первого из которых включена в звезду и соединена синфазно-последовательно со статорной обмоткой второго, причем общие концы обмоток генераторов подсоединены к сети неизменного напряжения и частоты.

Предлагаемый электропривод более совершенен, так как дает возможность обеспечить постоянство мощности на исполнительном механизме, повысить производительность и уменьшить габарит устройства. Зто обеспечи1О вается тем, что в электроприводе применены исполнительный электродвигатель переменного тока с фазным ротором, две машины постоянного тока и выпрямитель, вход которого через один контактор подключен к обмотке ротора исполнительного электродвигателя и к сети, а выход через другой контактор — к машинам, причем вал одной из них жестко соединен с валом исполнительного электродвигателя, вал другой — с валом вспомогательного механизма.

На чертеже приведена принципиальная однолинейная схема электропривода применительно к гребной электрической установке, например, для добывающего судна.

В этой схеме в качестве гребного предлагается использовать асинхронный электродвигатель с фазным ротором и механически соединенный с ним электродвигатель постоянно30 го тока, подключенный к ротору через выпря262258

50 митель по схеме асинхронно-вентильного каскада постоянства мощности.

Сдвоенные генераторные агрегаты состоят из приводного двигателя 1 и 2 и двух синхронных генераторов 8 и 4, 5 и б.

Обмотки статоров генераторов 8 и 5 включены в звезду и соединены синфазно-последовательно со статорными обмотками генераторов

4 и б. Общие концы генераторов через автоматы 7 и 8 подключены к шинам 9 неизменного напряжения, от которых получают питание общесудовые потребители. Выходные концы генераторов 4 и б через переключатели 10 и

l1 выведены на шины 12 электродвижения.

Агрегаты работают с постоянной скоростью вращения, обеспечивая этим неизменную частоту на шинах 9 и 12. С помощью систем 18 и 14 самовозбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов 8 и 5 напряжение на шинах 9 поддерживается постоянным во всем диапазоне нагрузок от холостого хода до номинальной.

Напряжение на шинах 12 может регулироваться от нуля до двойного номинального значения путем изменения величины и полярности тока в обмотках 15 и 1б возбуждения генераторов 4 и б.

К шинам электродвижения через реверсивный переключатель 17 включается гребной асинхронный электродвигатель 18, фазный ротор которого через переключатель 19, выпрямительное устройство 20, переключатель 21 соединен с машиной 22 постоянного тока по схеме асинхронно-вентильного каскада постоянства мощности.

Управление скоростью вращения гребного винта осуществляется с поста 28 управления воздействием на обмотку 24 возбуждения машины 22 и обмотки 15 и 1б возбуждения генераторов 4 и б.

К ротору электродвигателя 18 через переключатель 19, выпрямительное устройство 20 и переключатель 21 может быть подключена машина 25 постоянного тока, например промысловой лебедки. Управление режимами в этом случае осуществляется с пульта 2б управления промысловой лебедки воздействием на обмотку 27 возбуждения машины 25 и обмотки 15 и 16 генераторов 4 и б.

При отсутствии необходимости работы генераторов 4 и б на шины 12 возможна их работа на шины 9. Для чего при помощи переключателей 10 и 11 статорные обмотки замыкаются накоротко, а при помощи переключателей 28 и 29 их обмотки возбуждения включаются на системы 80 и 81 возбуждения и автоматического регулирования напряжения.

Схема предусматривает включение машины

22 через переключатель 21, выпрямительное устройство 20, переключатель 19 и выключатель 82 к шинам 12 изменяемого напряжения при отключенном электродвигателе 18. Возможно также включение машины 25 по приведенной выше схеме.

Благодаря одновременному изменению возбуждения машины 22 постоянного тока и напряжения на шинах 12 при данном способе регулирования возможно существенное снижение мощности машины 22 постоянного тока до

20 — 25 /о от мощности асинхронного электродвигателя, а следовательно, и уменьшение габарита установки в целом.

Преимуществом изобретения являются: обеспечение постоянства мощности (автоматически); обеспечение широкого диапазона изменения скорости вращения при ограничении установленной мощности машины постоянного тока и выпрямительного устройства до

20 — 25О/О от мощности асинхронного электродвигателя; высокая производительность системы; высокая живучесть, заключающаяся в том, что при аварии асинхронного электродвигателя вращение гребного винта обеспечивается машиной постоянного тока и возможность питания достаточно мощного исполнительного двигателя постоянного тока вспомогательного механизма.

Предмет изобретения

Электропривод, преимущественно для добывающих судов рыбопромыслового флота, с исполнительным электродвигателем, питаемым от вращающихся с постоянной скоростью сдвоенных синхронных генераторов, статорная обмотка первого из которых включена в звезду и соединена синфазно-последовательно со статорной обмоткой второго, причем общие концы обмоток генераторов подсоединены и сети неизменного напряжения и частоты, отличаюи ийся тем, что, с целью обеспечения постоянства мощности на исполнительном механизме и повышения к. п.д., применены исполнительный электродвигатель переменного тока с фазным ротором и две машины постоянного тока, подключаемые к обмотке ротора двигателя через выпрямитель и контактор, причем вал одной из них жестко соединен с валом двигателя.

262258

CI= Cunsz

Составитель Б. Минц

Техред 3. Н. Тараненко

Корректор В. В. Комарова

Редактор Э. Рубан

Типогр афия. пр. С а пупов а, 2

Заказ 1301/6 Тираж 500 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Электропривод Электропривод Электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к электроприводам

Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов с валогенераторами и преобразователями частоты, преимущественно с дизельными главными двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов с валогенераторами и преобразователями частоты, преимущественно с дизельными главными двигателями

Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"
Наверх