Мобильная лаборатория контроля качества газов



Мобильная лаборатория контроля качества газов
Мобильная лаборатория контроля качества газов
Мобильная лаборатория контроля качества газов

Владельцы патента RU 2768113:

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (RU)

Изобретение относится к передвижным лабораториям анализа газов и может быть использовано для обеспечения летательных аппаратов сжатыми и сжиженными газами. Мобильная лаборатория контроля качества газов содержит автомобиль-фургон с размещенной в нем контрольно-измерительной аппаратурой для измерения различных параметров проверяемых газов, панель управления подачей анализируемого газа к средствам измерения, дистиллятор для получения дистиллированной воды с необходимыми для выполнения химического анализа параметрами и нагреватель, выполненные во взрывобезопасном исполнении, и выделенное место сбора и раздельного хранения отработанных химических реагентов на время автономной работы в местах сосредоточения авиационных подразделений. На крыше фургона и над рабочими зонами, включая зону лабораторной мойки и рабочий стол, расположена приточно-вытяжная вентиляция (15), выполненная во взрывобезопасном исполнении. Изобретение обеспечивает безопасные условия работы оператора мобильной лаборатории при использовании сильнодействующих и ядовитых веществ и веществ, являющихся сильными окислителями. 3 ил.

 

Изобретение относится к передвижным лабораториям контроля качества газов и может быть использовано для обеспечения летательных аппаратов сжатыми и сжиженными газами.

Известна станция контроля окружающей среды, содержащая павильон с размещенной в нем аппаратурой контрольно-измерительной системы, установленной на приборных стойках, выполненных в виде стеллажей и снабженных выдвижными полками (патент РФ 2208820, МПК: G01W 1/02, опубл. 20.07.2003 г.).

Такая станция может быть использована только в стационарных условиях, т.е. она не может быть применена при выполнении задач на оперативных аэродромах, т.к. ее перемещение средствами ВВС затруднено.

Известна передвижная лаборатория для диагностики и испытаний автомобилей, которая содержит автомобиль-фургон с размещенным в нем оборудованием для измерения различных параметров, связанным с бортовой ЭВМ, имеющей принтер, плоттер, размещенный в передней части кузова пульт управления со столом, приборной доской, а также содержит автономный энергоузел в виде бензинового двигателя с электрогенератором, размещенным в изолированном отсеке в задней части кузова с отдельной дверью, имеющем защиту от помех, заземление, шумоглушение, амортизацию (патент РФ 2086946, МПК: G01M 17/00, опубл. 10.09.1996 г.).

Недостатком лаборатории является то, что в составе лаборатории не предусмотрены средства для выполнения аналитических работ с использованием сильно действующих и ядовитых веществ, а также средства обеспечения автономной работы в условиях различных климатических зон в течение длительного времени автономной эксплуатации.

Известна принятая за прототип мобильная химико-аналитическая лаборатория (патент РФ 2251496, МПК: В60Р 3/14, опубл. 10.05.2005 г.), которая смонтирована в автомобиле-фургоне, содержащем столы, необходимый для проведения исследований набор комплектующих, обеспечивающий работу химико-аналитической аппаратуры. Предусмотрены средства, амортизирующие эту аппаратуру при движении автомобиля, и средства, обеспечивающие работу лаборатории в любых погодных условиях. В фургоне установлена компактная лабораторная мойка, вытяжной бокс с вентилятором.

Недостатком лаборатории является то, что выполнение аналитических работ и обработка лабораторной посуды проводится на лабораторных столах и в лабораторной мойке без приточно-вытяжной вентиляции, что нарушает санитарно-гигиенические нормы аналитических работ при применении сильно действующих и ядовитых веществ (СДЯВ). Также отсутствует панель управления подачей анализируемого газа из емкостей хранения газозарядной станции, находящихся под избыточным давлением или в сжиженном состоянии к средствам измерения для последующего анализа примесей газа, что может привести в ограниченном пространстве лаборатории к повышению концентрации кислорода и возгоранию оборудования, трубопроводной арматуры, работающих с воздухом с повышенным содержанием кислорода или чистым кислородом. Кроме того, в лаборатории отсутствует санитарно-технический блок, необходимый для обеспечения жизнедеятельности личного состава при выполнении задач на оперативных аэродромах при неблагоприятных погодных условиях.

В основу изобретения положена задача создания мобильной лаборатории контроля качества газов (в том числе сильных окислителей) для нужд государственной авиации, которая может быть развернута в кратчайшие сроки в местах сосредоточения авиационных подразделений, не обеспеченных стационарными химико-аналитическими лабораториями, с возможностью перемещения на воздушных судах транспортной авиации. Мобильная лаборатория должна обеспечить анализ качества газовых смесей (с кислородом, являющимся сильным окислителем) [Типовая инструкция по охране труда при наполнении кислородом баллонов и обращении с ними у потребителей] с учетом применяемых в аналитических работах сильно действующих и ядовитых веществ в соответствии с санитарными требованиями по воздействию на оператора вредных химических факторов на рабочем месте [ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны, ГОСТ Р 50923-96 Рабочее место оператора]. Это обеспечивается тем, что лаборатория смонтирована в салоне автомобиля, при этом в ее составе предусмотрен необходимый для проведения исследований набор комплектующих для обеспечения работы контрольно-измерительной аппаратуры при измерении различных параметров, приточно-вытяжная вентиляция во взрывобезопасном исполнении, панель управления подачей газовых смесей средствам измерений, средства, обеспечивающие безопасную работу оператора во вредных условиях труда и при неблагоприятных погодных условиях.

Технический результат заключается в обеспечении безопасных условий работы оператора мобильной лаборатории при использовании сильно действующих и ядовитых веществ и веществ, являющихся сильными окислителями.

Достижение вышеуказанного технического результата обеспечивается тем, что мобильная лаборатория контроля качества газов, содержащая автомобиль-фургон с размещенной в нем контрольно-измерительной аппаратурой, связанной с бортовой ЭВМ, имеющей принтер, автономный энергоузел в виде бензинового двигателя с электрогенератором, размещенным в изолированном отсеке в задней части кузова с отдельной дверью, имеющем защиту от помех, заземление, шумоглушение, амортизацию, снабженный кондиционером, системой отопления, компактной лабораторной мойкой, компрессором, линиями газоподачи от баллонов с инертными газами, системой водоподготовки для лабораторных нужд, емкостями для дистиллированной воды и лабораторного слива, столами рабочим, вспомогательным и письменным, дополнительно снабжена приточно-вытяжной вентиляцией во взрывобезопасном исполнении над рабочими зонами для выполнения аналитических работ с сильно действующими и ядовитыми веществами, включая зону лабораторной мойки и рабочий стол, панелью управления подачей анализируемых кислорода и азота к средствам измерения, в качестве которых может быть использованы газоанализаторы кислорода и азота, например многофункциональный газоанализатор

многокомпонентных смесей ГАММА-100. Панель управления включает запорные вентили для подачи анализируемого газа к приборам контроля, манометры для осуществления контроля наличия избыточного давления и его величины в системе, продувочный вентиль для сброса давления из газовых коммуникаций, что предотвращает возможность образования взрыво- и пожароопасных смесей в ограниченном пространстве лаборатории.

При этом приточно-вытяжная вентиляция расположена на крыше фургона для лучшего рассеивания загрязняющих веществ (СДЯВ).

Мобильная лаборатория контроля качества газов дополнительно снабжена дистиллятором во взрывобезопасном исполнении для получения дистиллированной воды на нужды химических анализов по соответствующим ГОСТам, нагревателем с закрытой спиралью, выполненным во взрывобезопасном исполнении для проведенияаналитических работ, а также выделенным местом для сбора и раздельного хранения отработанных химических реагентов согласно [ПНД Ф 12.13.1-03 Методические рекомендации. Техника безопасности при работе в аналитических лабораториях], исключающим их неконтролируемое смешение и, как следствие, возможность самовоспламенения и взрыва, во время автономной работы в местах сосредоточения авиационных подразделений, не обеспеченных стационарными химико-аналитическими лабораториями с системами утилизации. Для выполнения требований по обитаемости в мобильной лаборатории [ГОСТ 20.39.108-85 Требования по эргономике, обитаемости и технической эстетике] предусмотрен санитарно-технический блок.

Сущность изобретения заключается в том, что мобильная лаборатория анализа качества газов дополнительно снабжена газоанализатором кислорода и азота, приточно-вытяжной вентиляцией во взрывобезопасном исполнении над рабочими зонами для выполнения аналитических работ с сильно действующими и ядовитыми веществами, включая зону лабораторной мойки и рабочий стол, панелью управления подачей анализируемого газа к средствам измерения, включающей запорные вентили для подачи анализируемого газа к приборам контроля, манометры для осуществления контроля наличия избыточного давления и его величины в системе, продувочным вентилем для сброса давления из газовых коммуникаций, дистиллятором и нагревателем во взрывобезопасном исполнении, местом сбора и раздельного хранения отработанных химических реагентов, санитарно-техническим блоком.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показан вид слева лаборатории, расположенной в фургоне автомобиля, на фиг. 2 показан вид сверху лаборатории, расположенной в фургоне автомобиля, на фиг. 3 - показано поперечное сечение предложенной лаборатории.

Основными элементами предложенной станции являются:

1 - рабочая (лабораторная) зона;

2 - техническая зона;

3 - санитарно-техническая зона;

4 - стол лабораторный с мойкой и вытяжным боксом;

5 - закрывающиеся фрамуги;

6 - емкости для сбора и раздельного хранения отработанных химических реагентов;

7 - дистиллятор;

8 - панель управления подачей анализируемого газа;

9 - стойка приборная с контрольно-измерительной аппаратурой;

10 - шкаф для спецодежды;

11 - стол оператора;

12 - кресло оператора;

13 - холодильник для хранения реактивов и проб;

14 - вспомогательный стол;

15 - приточно-вытяжная вентиляция;

16 - кондиционер;

17 - агрегаты для калибровки и поверки газоанализаторов.

Предложенная станция может быть использована следующим образом.

Пространство фургона разделено на три зоны - рабочую 1 (лабораторную), техническую 2 и санитарно-техническую 3.

Вдоль торцевой передней стенки фургона расположен лабораторный стол с мойкой 4, снабженный закрывающимися фрамугами 5 для изоляции его от остального пространства рабочей зоны лаборатории. Пространство под мойкой предназначено для сбора и раздельного хранения отработанных химических реагентов, оно оборудовано металлической тумбой с креплениями для фиксации емкостей хранения 6. Над лабораторным столом расположен дистиллятор 7, предназначенный для получения дистиллированной воды, необходимой при приготовлении растворов реактивов, используемых в титриметрических методах анализа. На лабораторном столе выделено место под электроплитку, выполненную во взрывобезопасном исполнении. Бюретки и микробюретки, используемые в титриметрических методах анализа, стационарно прикреплены к задней стенке лабораторного стола, что исключает их разрушение во время перемещения фургона. На боковой стене фургона располагается панель управления подачей анализируемого газа к средствам измерения 8, рядом с которой смонтирована стойка для приборов контрольно-измерительной аппаратуры 9. В рабочей зоне фургона располагается шкаф 10 для хранения спецодежды, средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз или респиратор), аптечки первой медицинской помощи, средств пожаротушения, стол оператора 11 и кресло оператора 12. Под столешницей лабораторного стола, выполненной из кислотостойких материалов, установлен холодильник 13 для хранения реактивов и проб. Вдоль боковой стены фургона, рядом с панелью управления подачей анализируемого газа, расположен вспомогательный стол 14 с ящиками, расположенными под столешницей, для хранения стеклянной посуды и реактивов, необходимых при работе лаборатории. На вспомогательном столе могут размещаться приборы, необходимые для выполнения титриметрических анализов, например технические или аналитические весы и т.д. Дополнительные места хранения могут быть организованы в навесных шкафах и в пространстве под столом оператора.

На крыше фургона в районе рабочей зоны 1 над лабораторным столом расположена приточно-вытяжная вентиляция 15, выброс которой расположен выше крыши фургона для лучшего рассеивания загрязняющих веществ из рабочей зоны лаборатории. Для создания комфортных условий работы оператора в неблагоприятных климатических условиях предусмотрены кондиционирование воздуха (кондиционер 16) и электрообогрев.

Техническая зона 2 разделена на два отсека, нижний из которых предназначен для хранения и транспортировки вспомогательного оборудования. В нем размещены бензо-генераторная установка, удлинитель 50 м, пуско-зарядное устройство, складной столик, канистра 20 л, огнетушитель порошковый, топор, лопата и ножовка по дереву. В техническом отсеке предусматривается система жизнеобеспечения и питания лаборатории: заземляемая рабочая электрическая сеть с возможностью питания от трех независимых источников: бензогенератора, аккумуляторных батарей и внешнего источника 220 В. Система жизнеобеспечения обеспечивает в холодное время года обогрев, в теплое время года - кондиционирование рабочего отсека лаборатории, а также работу приточно-вытяжной вентиляции при питании от любого из независимых источников и без использования двигателя шасси. Нижняя часть технической зоны имеет дверь с наружной стороны фургона. В верхней части технической зоны расположены агрегаты для калибровки и поверки газоанализаторов 17.

В санитарно-технической зоне 3 расположены биотуалет и умывальник с принудительной подачей воды и термостатом для нагрева воды до температуры не менее плюс 40°С.

Работа лаборатории осуществляется следующим образом.

По прибытию на место дислокации мобильную лабораторию подключают к коммуникациям, при их наличии. Проверяют наличие заземления. Для обеспечения комфортных условий работы оператора включают климатическое электрооборудование, после чего - при необходимости приточно-вытяжную вентиляцию 15. Из ящиков столов достают необходимые приборы, посуду, компьютерную технику, соединительные кабели. Размещают компьютер, принтер на столе 11, необходимые для титриметрических методов анализа приборы и реактивы на столах 4 и 14. Подключают сетевые фильтры, а приборы к сетевым фильтрам. Для получения дистиллированной воды включают дистиллятор 7, для хранения реактивов в требуемых ГОСТами условиях -холодильник 13. Приготовляют необходимые для проведения титриметрических анализов растворы реактивов или используют готовые. Подсоединяют раздаточный рукав от емкостей хранения газозарядной станции к панели управления подачей анализируемого газа, включают аналитические приборы, компьютер, принтер и другие приборы, после чего можно приступать непосредственно к проведению измерений. При необходимости в процессе работы включают и отключают приточно-вытяжную вентиляцию.

Использование предложенного технического решения позволит создать мобильную лабораторию контроля качества газов, в которой выполнение аналитических работ и обработка лабораторной посуды проводится на лабораторных столах и в лабораторной мойке с приточно-вытяжной вентиляцией, что обеспечивает требуемые условия работы обслуживающего персонала при применении сильно действующих и ядовитых веществ, в которой имеется панель управления подачей анализируемого газа из емкостей хранения, находящихся под избыточным давлением или в сжиженном состоянии к средствам измерения для последующего анализа примесей газа, и с санитарно-техническим блоком, необходимым для обеспечения жизнедеятельности личного состава при выполнении задач на оперативных аэродромах.

Мобильная лаборатория контроля качества газов, содержащая автомобиль-фургон с размещенной в нем контрольно-измерительной аппаратурой для измерения различных параметров, связанной с бортовой ЭВМ, имеющей периферийные устройства, автономный энергоузел, размещенный в изолированном отсеке в задней части кузова с отдельной дверью, имеющего защиту от помех, заземление, шумоглушение, амортизацию, снабженная кондиционером, системой отопления, вытяжным боксом с вентилятором, компактной лабораторной мойкой, компрессором, линиями газоподачи от баллонов с инертными газами, системой водоподготовки для лабораторных нужд, емкостями для дистиллированной воды и лабораторного слива, рабочими столами, отличающаяся тем, что дополнительно снабжена газоанализатором кислорода и азота, приточно-вытяжной вентиляцией во взрывобезопасном исполнении над рабочими зонами для выполнения аналитических работ с сильнодействующими и ядовитыми веществами, включая зону лабораторной мойки и рабочий стол, панелью управления подачей анализируемого газа к средствам измерения, включающей запорные вентили для подачи анализируемого газа к приборам контроля, манометры для осуществления контроля наличия избыточного давления и его величины в системе, продувочным вентилем для сброса давления из газовых коммуникаций, дистиллятором и нагревателем во взрывобезопасном исполнении, местом сбора и раздельного хранения отработанных химических реагентов, санитарно-техническим блоком.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам доставки груза в заданную область для его перезагрузки на другое транспортное средство с использованием механических грузозахватных устройств. Для погрузки ракетных модулей ЗУР используют транспортно-заряжающую машину, снабженную краноманипуляторной установкой, укладывают ракетные модули ЗУР на грузовую платформу транспортно-заряжающей машины в горизонтальном положении и доставляют в район зарядки боевых машин с вертикальными шахтами для ракетных модулей с ЗУР, грузят с помощью краноманипуляторной установки в вертикальные шахты боевой машины отсоединенных от краноманипуляторной установки ракетных модулей с ЗУР.

Мобильная береговая радиолокационная станция загоризонтного обнаружения с повышенной скрытностью излучения (МБРЛС ЗГО ПСИ) содержит высокочастотный антенный модуль, модуль цифрового формирования и обработки сигналов, модуль управления, комплекс средств связи и передачи данных, спутниковую и инерциальную системы навигации и позиционирования в пространстве, программное обеспечение, высокопроходимое автотранспортное средство с системой электропитания и средствами жизнеобеспечения.
Изобретение относится к области транспорта, в частности к автоматизированным транспортно-логистическим коммуникационным системам для перевозки грузов и пассажиров. Транспортно-логистическая коммуникационная система включает блок управления и контроля мультифункциональными роботизированными транспортными средствами, блок питания для подачи на них электропитания и систему отслеживания их местоположения, мультифункциональные роботизированные транспортные средства, содержащие корпус, блок управления и систему связи, устройство определения местонахождения, электродвигатель, связанные с электродвигателем рельсовые колеса, токосъемники, тормозную систему, подземную транспортную систему, содержащую рельсы для перемещения мультифункциональных роботизированных транспортных средств и для подведения к ним электропитания, наземную и надземную транспортные системы, при этом транспортные системы соединены вертикальным лифтовым модулем.

Изобретение относится к гусеничным транспортным средствам для перевозки мало- и среднегабаритных неделимых грузов в условиях бездорожья. Гусеничное транспортное средство содержит шасси с остовом, на раме которого установлены лебедка и гидроуправляемая грузовая платформа с плоскими рабочей и опорной поверхностями, параллельными друг другу.

Изобретение относится к системам управления ремонтом сложных технических систем, включая системы вооружения. Технический результат заключается в осуществлении оценки состояния образцов вооружения и деятельности специалистов на местах выполнения гарантийных и восстановительных работ, путем создания комплекса отображения соответствующей информации на рабочем месте руководителя, позволяющей принять рациональное управляющее решение на проведение необходимых организационных и технических мероприятий.

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к квадроциклам. Квадроцикл включает несущую раму.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к технике для проведения санаторно-курортного лечения, в частности радонотерапии. Передвижной модульный Центр радонотерапии состоит из оборудованных в контейнерах, перевозимых на автотранспорте приемно-административного, хозяйственно-бытового и лечебных модулей.

Изобретение относится к технике для перевозки грузов, в частности грузовых модулей или контейнеров на платформах дорожных или железнодорожных транспортных средств. Транспортная система содержит транспортное средство для перевозки по меньшей мере одного грузового модуля (8) и по меньшей мере одно средство крепления грузового модуля, размещенное в проеме под вилы грузоподъемного средства грузового модуля и элементе для средства крепления грузового модуля продольной (9) направляющей транспортного средства.

Изобретение раскрывает конструкцию автономного грузовика для взрывных работ и способ его применения. Автомобиль (1) для закладки взрывчатых веществ во взрывные скважины (10) содержит бак (2) для хранения взрывчатого вещества, вертикально перемещающуюся платформу (3) и механический манипулятор (4).

Изобретение относится к подвижной технике с выдвижным легкосъемным выносным оборудованием-источником электрической энергии и предназначено для перемещения выносного оборудования с шасси транспортного средства на грунт, где необходимо создать комфортные условия по акустическому фону, а также маскировку от инфракрасного излучения.Механизм выдвижения и подъема выносного оборудования содержит контейнер, состоящий из внутреннего каркаса 1 и внешнего каркаса 2, включающих опорные элементы 3 и направляющие опорные элементы 4, ролики 5.1 и 5.2, ограничители 6, стопоры 7, грузоподъемное средство 8, выносное устройство 9, прикрепленное к раме 10, амортизационное устройство 11, включающее верхнюю плиту 12, амортизаторы 13, нижнюю плиту 14, фиксаторы 15.

Изобретение относится к транспортировке различных грузов, как сыпучих, так и штучных грузов, загружаемых из одного бункера с несколькими выпускными окнами. Транспортное средство для перевозки сыпучего или штучного груза, загружаемого из бункера (25) с несколькими выпускными окнами (26), содержит закрепленные на транспортном модуле два грузовых контейнера. Каждый грузовой контейнер выполнен с противолежащими продольными боковыми стенами (2) и противолежащими торцевыми стенами (23). В одной продольной боковой стене контейнера выполнен закрываемый разгрузочный проем. Пол контейнера выполнен состоящим из нижнего стационарного днища и верхнего днища, выполненного с возможностью его подъема и опускания, L-образным и состоящим из двух плоских участков, соединенных между собой с возможностью поворота относительно друг друга. Горизонтальный участок верхнего днища со стороны, противоположной от соединения с вертикальным участком верхнего днища, шарнирно закреплен в непосредственной близости от места сопряжения нижнего днища и нижней части продольной боковой стены с разгрузочным проемом. Внутри контейнера установлен с возможностью вращения вокруг своей оси вертикальный винт с гайкой, шарнирно соединенной со стороной вертикального участка верхнего днища, противоположной шарнирному соединению обоих участков верхнего днища. С наружной стороны контейнера обеспечен доступ к нижнему участку вертикального винта, снабженному храповиком с перекидным рычагом и рукояткой для поворота вертикального винта. Контейнеры установлены вдоль транспортного модуля, обращены друг к другу торцевыми стенами, а разгрузочные проемы обращены к противоположным сторонам транспортного модуля. Загрузочные проемы (19) в крыше каждого контейнера расположены в порядке, соответствующем порядку расположения выпускных окон бункера. Изобретение повышает производительность и удобство в эксплуатации при сохранении надежности каждого грузового контейнера, расширяет функциональные возможности. 14 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх