Всесоюзная 1

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Х ПАТЕНТУ

36I581

Союз Советск

Социалистических

Республик

Зависимый от патента №

М. Кл. F 01p 7/16

Заявлено 26.Х,1967 (№ 1195592/24-6) Приоритет по п. 1 05.XI.1966, № 72620 66, Япония, по п. 2 14.II.1967, № 9059/67 Япония

Опубликовано 07.XII.1972. Бюллетень ¹o 1 за 1973 г.

Номитет по делам изаоретеиий и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.4,3-714,4.3 (088.8) Дата опубликования описания 31.I.1973

BCECQ yА 1 т, :л т ь, ) ) alp

Автор изобретения и

3 а явите;1 ь

Иностранец

Иосиказу Кузе (Япония) TEPMOCTAT

Изобретение относится к области двигателестроения.

Известны термостаты, например, для двигателя внутреннего сгорания, содержащие клапан с заполненным термочувствительным веществом баллоном и расположенную внутри последнего цилиндрическую втулку, в отверстии которой размещены подвижный шток и эластичный, например, резиновый, уплотнительный элемент, контактирующий с веществом.

Предложенный термостат отличается от известных тем, что нижняя часть элемента выполнена расширяющейся, образуя выпуклую контактную поверхность элемента после его установки во втулку.

На фиг, 1 изображен предложенный термостат для двигателя внутреннего сгорания, разрез; на фиг. 2 — термостат с открытым клапаном; на фиг. 3 — 6 — последовательность сборки баллона; на фиг, 7 — уплотнительный элемент; на фиг. 8 — термостат, частичный разрез; на фиг. 9 — термостат, вариант; на фиг. 10 и 11 — термостат с полностью заполненным баллоном; на фиг. 12 — термостат с недостаточно заполненным баллоном; на фиг, 13 и 14 — кольцевая уплотнительная прокладка, варианты.

Термостат системы жидкостного охлаждения для двигателя внутреннего сгорания содержит клапан 1 с седлом 2, выполненным в кольцевой обойме 8, установленной в стенке между головкой 4 цилиндров и отводным патрубком

5, соединенным с радиатором (на чертеже не

5 изображен).

Обойма 8 вместе с упорной скобой б закреплены в корпусе, выполненном в виде двух диаметрально расположенных ребер 7 и соединительного опорного кольца 8. Баллон 9 размеM щен с зазором в отверстии кольца 8. Между кольцом 8 и клапаном 1 установлена винтовая пружина 10, расположенная концентрично баллону 9. Усилие пружины 10 направлено в сторону закрытия клапана 1.

15 В кольцевом уширении 11 баллона жестко закреплен кольцевой выступ 12 цилиндрической втулки 18, размещенной внутри баллона

9. В отверстии втулки 18 установлены эластичная, например, резиновая уплотнительная

20 пробка 14 и подвижный относительно втулки шток 15. Между штоком 15 и пробкой 14 расположена прокладка 1б, изготовленная пз пластического износостойкого материала. Пробка 14 контактирует с термочувствительным ве25 ществом, которым заполнен объем между баллоном 9 и втулкой 18. Контактная поверхность

17 пробки имеет выпуклую форму вследствие сжатия расширенной нижней части пробки при установке ее в отверстие втулки 18 (см.

30 фиг. 7). Как показано на фиг. 8, наибольшее

361581

3 контактное напряжение между пробкой 14 и втулкой 18 создается со стороны контактирования пробки 14 и термочувствительного вещества. Это улучшает уплотнение между пробкой 14 и втулкой И. Тупой угол а между контактной поверхностью 17 и поверхностью отверстия втулки 18 обеспечивает плавное перемещение пробки 14 во втулке И.

Шток 15 присоединен к упорной скобе б при помощи резьбы и зафиксирован регулировочной гайкой 18. На штоке 15 установлена кольцевая уплотнительная прокладка 19, размещенная в пазу втулки И и закрепленная при помощи стопорного кольца 20.

Работа термостата происходит следующим образом.

Баллон 9 размещен в потоке охлаждающей жидкости. Вследствие этого термочувствительное вещество, например парафин, находится под воздействием температуры этой жидкости.

Клапан 1 закрыт (см. фиг. 1), и циркуляции охлаждающей жидкости между головкой 4 и радиатором не происходит.

Когда температура охлаждающей жидкости достигает заданной рабочей температуры, термочувствительное вещество расширяется, переходя из твердой фазы в жидкую. При расширении оно действует на пробку 14 и далее на шток 15. Вследствие этого втулка И вместе с баллоном 9 и клапаном 1 начнет перемещаться по штоку 15, преодолевая усилие пружины IO. При открытии клапана 1 (см. фиг. 2) возникает циркуляция охлаждающей жидкости между головкой 4 и радиатором.

Пробка 14 при открытии клапана 1 и перемещении штока 15 деформируется.

При снижении температуры охлаждающей жидкости, идущей от головки 4, уменьшается объем парафина, и под действием усилия пружины 10 клапан 1 (вместе с баллоном 9) закрывается. Так как шток 15 перемещается в я есткой втулке 18, а боковое давление на шток 15 отсутствует, то трение между ними незначительно.

Ввиду старения и износа пробки 14 в процессе работы трепле между пробкой 14 и втулкой И усиливается. В конце срока службы термостата усилие пружины 10 не сможет преодолеть эту силу трения, вследствие чего клапан 1 после выхода термостата из строя останется открытым.

Сборка баллона 9 и полное его заполнение термочувствительным веществом осуществлятся следующим образом.

4

Сначала во втулку 18 вставляют на определенную глубину пробку 14, прокладку 1б и шток 15 (см. фиг. 3). Затем в баллон 9 заливают термочувствительное вещество (см. фиг, 4) и вставляют втулку 18 с подвижными элементами (см. фиг. 5). Из внутренней полости баллона удаляют воздух. Для закрепления в баллоне втулки 18 и герметизации его внутренней полости производят обкатку роликами.

Шток 15 (см, фиг. 9) соединен с упорной скобой при помощи развальцовки, что упрощает технологию его.изготовления.

Избыточное количество термочувствительного вещества в баллоне 9 способствует более быстрому ходу клапана в положении открытия.

При недостаточном количестве вещества в баллоне 9 шток 15 под действием усилия пружины 10 будет перемещаться до тех пор, пока пробка 14 не достигнет дна баллона 9. При этом клапан 1 имеет как бы отрицательное перемещение относительно положения закрытия. Это может быть использовано для выключения машин и предупреждения аварийной работы.

На фиг. 13 и 14 изображен вариант выполнения кольцевой уплотнительной прокладки 19.

Стопорное кольцо 20 имеет по краю отбортовку 21 с диаметром, меньшим диаметра выступа 12. При сборке баллона 9 отбортовка 21 загибается внутрь, и стопорное кольцо 20 фиксируется на втулке 18, обеспечивая закрепление прокладки 19.

Предмет изобретения

1. Термастат, например, для двигателя внутреннего сгорания, содержащий клапан с заполненным термочувствительным веществом баллоном и расположенную внутри последнего цилиндрическую втулку, в отверстии которой размещены подвижный шток и эластичный, например, резиновый уплотнительный элемент, контактирующий с веществом, отличающийся тем, что, с целью обеспечения герметичности баллона, нижняя часть элемента выполнена расширяющейся, образуя выпуклую контактную поверхность элемента после его установки во втулку.

2. Термостат по п, 1, отличающийся тем, что на штоке установлена кольцевая уплотнительная прокладка, закрепленная при помощи предусмотренного на втулке стопорного кольца.

3/1531

Составитель Л. Синай

Техред А, Евдонов

Редактор Н. Вирко

Корректор Л. Бадылама

Заказ 74/12 Изд. № 37 Тираж 403 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Я(-35, Раушская паб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Всесоюзная 1 Всесоюзная 1 Всесоюзная 1 Всесоюзная 1 

 

Похожие патенты:

Термостат // 361302

Изобретение относится к системам автоматического управления и регулирования тепловым режимом двигателя внутреннего сгорания, предназначено для использования на автомобилях, тракторах в строительно-дорожной, коммунальной и специальной самоходной технике, а также на стационарных и передвижных энергетических агрегатах

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение при изготовлении элементов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к легковым автомобилям

Термостат // 2141567
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам поддержания постоянства температуры при охлаждении или нагреве объектов

Изобретение относится к приборам регулирования, а именно к термостатам, и может быть использовано для системы охлаждения двигателя

Изобретение относится к системе охлаждения автомобильных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам охлаждения тепловых машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания, с утилизацией тепла охлаждающей жидкости
Наверх